В последние годы в Рыбинске проходит реконструкция исторического центра, появляются новые места для отдыха и прогулок. Не все перемены воспринимаются горожанами однозначно. Есть вопросы к целесообразности решений, качеству исполнения и не только.
Что ждёт Рыбинск с точки зрения архитектурного развития? Как сохранить баланс между частными интересами и планами администрации? Будут ли дальше изменяться Правила благоустройства? На эти и другие вопросы «Черёмухи» ответила директор департамента архитектуры и градостроительства Рыбинска Виктория Нелидова.
— Каковы планы по дальнейшему архитектурному развитию Рыбинска?
— Мы регулярно говорим на эту тему, обсуждаем планы с главой города: предлагаем свои варианты, идеи. Хочется сделать «всё и сразу». Но реализация зависит от финансовых возможностей. Безусловно, продолжим работу по восстановлению исторического центра: ежегодно будем благоустраивать новые территории. В 2021-м году сделали часть Бульварной — это лишь начало работ, задуманных относительно набережной Черёмухи. Мы хотим продолжить улицу, соединить её со сквером, чтобы получить единую зону, пригодную для прогулок и отдыха. Уже сейчас это место вызывает интерес у горожан, туда приходят люди, чтобы отдохнуть от суеты.
Несмотря на активную дискуссию в СМИ и в интернет-пространстве относительно ротонды, она выполняет свою миссию — становится «точкой притяжения» в этом районе.
— Ротонду действительно критикуют с точки зрения целесообразности, практичности. Как вы к этому относитесь?
— При планировании этого объекта мы поднимали архивы, исторические фотографии, вместе с тем рассматривали различные материалы и конструкции с точки зрения устойчивости к погодным условиям, антивандальных характеристик. Цель таких изысканий — предложить вариант, который максимально бы соответствовал исторической застройке в этой части города. Уже сейчас мы видим массу фотографий с ротондой в социальных сетях. Критики говорят об отсутствии смысла в таком объекте. Но разве ещё одно благоустроенное пространство в городе нельзя рассматривать как положительный результат работы?
— Будет ли каким-то образом развиваться концепция смотровой площадки на Бульварной? Сейчас там освободили часть склона, ведущего к реке, от кустов и деревьев, но ведь это весьма ограниченное пространство с точки зрения эстетического восприятия.
— Берега Черёмухи очень красивы — мы хотим этой территорией заняться комплексно, соединив со стрелкой. Но это непосильные затраты для бюджета Рыбинска, учитывая масштаб работ. Будем работать поэтапно, с учётом финансовых поступлений.
— Вы имеете ввиду помощь вышестоящих бюджетов?
— Мы сейчас ищем всевозможные программы — федеральные, региональные, принимаем участие во всевозможных конкурсах, чтобы получить дополнительное финансирование. Используем возможности проекта «Решаем вместе», благодаря которому уже выполняется благоустройство в Волжском парке, на площади Дерунова. Так что ищем любые возможности для привлечения денег на благоустройство города, ревитализацию его территорий. Мы уже немало сделали в этом направлении — нельзя отрицать, что эстетический облик города изменился в лучшую сторону.
— Но нельзя забывать и о техническом состоянии. В администрации проводят работу по обследованию зданий и исторических построек, чтобы не допустить их разрушения?
— Бόльшая часть зданий в историческом центре принадлежат либо частным лицам, либо организациям. В этих случаях именно собственник несёт ответственность за техническое состояние постройки. Задача администрации — систематически мониторить это состояние. Если мы видим, что здание начинает разрушаться, либо длительное время остаётся без внимания, начинаем работать с собственником. Каждое здание имеет паспорт, в котором указан внешний вид фасада, его цветовое решение, оформление входной группы и подобные характеристики. Что касается остального — это не наша компетенция.
— Получается, если здание находится в собственности, но владелец по каким-то причинам не содержит его в должном виде, невозможно изменить ситуацию?
— Не совсем так. Мы можем воздействовать на собственника в судебном порядке, вплоть до того, чтобы потребовать изъятия объекта. Конечно, это уже крайняя мера: вначале выписываем предупреждения, пытаемся выстроить диалог с владельцем. С другой стороны, если человек приобретает историческое здание, то нужно осознавать тот груз ответственности, который накладывается на такое имущество.
Мы уже имеем подобный опыт судебных решений. Например, в отношении здания по адресу Герцена, 3 принято решение об изъятии объекта. Пока оно не вступило в законную силу, вышестоящий суд рассматривает апелляционную жалобу, но, думаю, вероятность того, что будет принято иное решение, небольшая. На протяжении многих лет на этом объекте не проводились работы, был открыт доступ на территорию. Даже ограждения администрация устанавливала за свой счёт.
— Но ведь есть и муниципальные здания, а также те, что принадлежат администрации частично. Не получается ли так, что к частным владельцам применяются правила, которые сама администрация не соблюдает?
— Нет, такого не происходит. Мы знаем свои проблемные объекты, понимаем, какой объём работ им необходим — ими распоряжается департамент имущественных и земельных отношений. Да, сложно действовать в условиях ограниченного финансирования. В любом случае, принимаем все возможные меры: если объект аварийный, консервируем, чтобы предотвратить их дальнейшее разрушение.
— Один из объектов в исторической части города, который довольно долго ожидал реконструкции — это Лоцманская биржа. Фасад привели в порядок, а есть ли планы по внутреннему восстановлению?
— Нам удалось найти инвестора, который готов вложиться в реставрацию. Уже подготовлен проект, определён объём финансирования. Здесь планируется создание экспозиционно-выставочного пространства. Сохранив историю, попробуем сделать самое современное наполнение, которое бы привлекало людей всех возрастов, и не только на какие-то отдельные мероприятия, акции, а стало бы постоянным местом досуга горожан.
— Будут ли в дальнейшем изменяться Правила благоустройства? Последние дополнения относительно внешнего вида оконных рам и дверей в историческом центре, вызвали бурную реакцию общественности.
— Эти положения напрямую соотносятся с концепцией воссоздания исторического облика центральной части города. Суть предполагаемых изменений поняли неправильно — мы не собирались заставлять людей менять пластик на дерево: если собственник имеет возможность замены, то мы рекомендовали бы остановиться на варианте деревянных рам или пластиковых с обработкой под дерево. Но предполагалась и возможность декорирования существующих рам — речь идёт о покраске, использовании специальной плёнки. К тому же, мы не говорим обо всех зданиях, а лишь о тех, где это действительно оправдано с точки зрения исторической справедливости.
— Администрация откажется от этого варианта Правил благоустройства?
— Публичные слушания дали отрицательный результат. Участники проголосовали против новой редакции Правил в части внешнего вида фасадов в историческом центре. Но в документе были и иные поправки, например, по поводу визуального мусора — временных баннеров, листовок, объявлений на фасадах и прочих конструкциях — и методов, сроков борьбы с ним. Это важно, ведь город надо содержать в чистоте. Исходя из положения о публичных слушаниях, их результаты носят лишь рекомендательный характер.
Изменённые Правила благоустройства мы вынесли на Муниципальный Совет, исключив спорные положения. Депутаты после тщательного рассмотрения утвердили проект. Что касается дальнейшей судьбы внешнего вида рам и дверей — работа в этом направлении будет продолжена. Мы анализируем все мнения, которые высказывали участники публичных слушаний, уточняем технологию окраски или оклеивания уже установленных рам, тщательно отбираем те объекты, где с точки зрения восстановления исторического вида такие работы нужно провести. Работа предстоит длительная, но, безусловно, итог мы вновь будем рассматривать на публичных слушаниях.
— Историческому центру действительно уделяется много внимания в последнее время. А каковы планы в отношении остальных районов?
— На самом деле, мы работаем во всех направлениях. Хочется, чтобы Рыбинск был красивым, благоустроенным, комфортным для жизни городом. В этом году идут объёмные работы на площади Дерунова, Волжской набережной. Не без проблем, мы это признаём, но ситуация абсолютно контролируемая и всё, что запланировано, будет сделано. Уже построена первая велодорожка, сейчас запланирована ещё одна, на Горе. Мы планируем объединить их в единую инфраструктуру, чтобы можно было перемещаться по городу на велосипедах безопасно.
Точно так же, как и в центре, работаем с вывесками, приводя внешний вид зданий к единому образцу, уходим от эффекта лоскутного одеяла, когда на одном фасаде можно наблюдать более десятка табличек, разносортных по цвету, размеру, качеству изготовления.
— Как будет развиваться город с точки зрения новой застройки?
— Современные тенденции развития городов связанны с компактной застройкой, когда города не «расползаются» сильно по периферии. Всё строительство на территории Рыбинска происходит на основе Генерального плана и Правил землепользования. Исходя из этих документов, необходимо не только заполнять свободные территории, но и развивать уже застроенные районы. Сейчас активно застраиваются несколько районов: новые жилые дома и социальные объекты появляются в Прибрежном, Мариевке, Заволжье.
Но и другим районам уделяем внимание: планируем рекреационные территории, рассматриваем вопросы, связанные с организацией дополнительных парковок, детских и спортивных площадок.
— Какие задачи, цели на ближайшее будущее вы ставите лично для себя?
— Планов на самом деле много: я смотрю на карту города и вижу те места, районы, которым нужно уделить внимание. Будем развивать и жилую застройку с учётом современных тенденций — речь о малоэтажном строительстве и постройках средней этажности, индивидуальном строительстве. Продолжим работу в отношении исторического центра, ликвидации визуального мусора, приведении городских фасадов в нормативное состояние.
Самое главное, чтобы людям было комфортно жить в своём городе, чтобы они гордились тем, что живут в Рыбинске.