Косметический ремонт фасада Старой хлебной (Лоцманской) биржи подходит к завершению. За два месяца подрядчик обновил внешний вид здания, восстановил осыпавшуюся штукатурку. Работы на объекте начались с получения разрешения в областном департаменте охраны объектов культурного наследия. Непосредственно к ремонту строители приступили весной, к началу июля уже можно говорить о завершающем этапе всех работ. Общая их стоимость — чуть более двух миллионов рублей.
— Наша задача — привести в порядок фасад, чтобы предотвратить дальнейшее его разрушение и придать эстетически привлекательный внешний вид, — говорит Владимир Афанасьев, прораб «Верхневолжской производственной сети», компании-подрядчика. — Именно здание Лоцманской биржи видят туристы в первую очередь, выходя с теплохода на берег. Порой у нас и по три теплохода за день причаливали. Представляете, сколько людей видели неприглядную картину? Исторический центр — лицо города, поэтому нужно уделять особое внимание его содержанию, внешнему виду.
Зачистка и оштукатуривание фасада, шпаклёвка и покраска — все эти работы позволили избавиться от следов плесени и влаги, ликвидировать осыпание поверхностного слоя, закрыть трещины и выбоины. Подрядчик уверяет: краску использовали качественную, проверенную, так что фасад долго останется белоснежным.
— Работа с первого взгляда простая. На самом деле проблем было немало. С северной стороны вообще отсутствовала штукатурка на цоколе, мы обнаружили обширные разрушения в этой части — трещины, размытия от постоянного попадания влаги, — объясняет Афанасьев.
Старая хлебная биржа буквально нависает над нижним ярусом набережной. Для того чтобы придать строению большую устойчивость, предотвратить сползание, ещё в XIX веке архитекторы укрепили фундамент валом с кирпичной кладкой. Под зданием имеется подвал — его окна находятся на уровне земли. Очевидно, их задумали для освещения и вентиляции подземных помещений.
— В том месте, где заканчивается треугольный фронтон, были серьёзные разрушения. Здесь ветром сорвало кровлю. Во время дождей всё заливало водой, которая потом стекала по фасаду. Это вызвало сильное отслоение штукатурки, размягчение кирпичной кладки стены. Конечно, нужно устанавливать водосточные трубы. Где-то есть крепления под них — либо их по каким-то причинам не смонтировали, когда делали крышу, либо они были просто утрачены со временем, — говорит Владимир Афанасьев.
Последним этапом работы стала покраска фронтона со стороны Волги. Сама по себе задача для профессионалов несложная, но для её решения нужна техника — кран с длинной стрелой, который доставит люльку с мастерами на крышу биржи с нижнего яруса набережной.
В администрации Рыбинска уверяют: реконструкция биржи на этом не закончится. Сейчас готовят проектно-сметную документацию для полной реставрации здания.
***
Лоцманскую биржу открыли в 1811-м году. Двухэтажное здание, спроектированное ярославским архитектором Герасимом Петровым, возвели за пять лет. Построенная в стиле классицизма, белоснежная биржа стал украшением города, но по прямому назначению долго не использовалась. Местные купцы и торговцы предпочитали заключать сделки в торговых лавках, кабаках и просто на улице. В бирже обосновался полицейский участок, кабинеты чиновников, лавка виноторговца. Временами здесь давали представления бродячие актёры
Изменить положение получилось лишь во второй половине XIX века, когда председателем биржевого комитета стал потомственный купец Михаил Журавлёв. Благодаря его деятельности рыбинская биржа стала авторитетной коммерческой организацией, известной по всей России. Количество совершаемых сделок выросло настолько, что старая биржа уже не вмещала всех желающих: в начале XX века местные купцы открыли новую биржу, построенную рядом с прежней. Очевидно, в этот момент биржа и получила название «старой».
Первая мировая война внесла значительные изменения в привычную жизнь горожан: в биржевых зданиях квартировались две роты Гроховского полка. В годы советской власти здесь располагались учебные заведения, позже — речной вокзал и водная милиция.
Уже не один десяток лет Лоцманская биржа пустует: внутренние помещения ветшают и приходят в упадок. Судя по остаткам внутренней планировки, в центре биржи располагался зал, где проходили торги, заключались сделки. Выемки на стене между рядами окон указывают на то, что в бирже был и второй этаж. Сейчас от исторических стен и перекрытий осталось немного — даже неспециалист увидит, насколько различаются кирпичи на внутренних стенах здания. Дощатый пол полностью разобран.