Пожар, случившийся 31-го июля в доме № 1 на улице Чкалова, мало кого оставил равнодушным. Дом, износ которого специалисты ещё несколько лет назад оценили в 70 %, горел не впервые, но в этот раз ему досталось особенно серьёзно: четвёртый этаж уничтожен почти полностью, нижние сильно пострадали от воды. Люди вернулись назад сразу, как уехали пожарные; хотя находиться в квартирах всё ещё опасно, это единственная возможность защитить здание от мародёров. Тем временем, в администрации Рыбинска уже нашли вариант восстановить здание. Журналист «Черёмухи» Ирина Рязанова сходила в гости к погорельцам и узнала, что они думают о случившемся.

 

На пепелище

Потёртые ступени подъездной лестницы предупреждающе скрипят от каждого шага. Стены покрыты копотью, во многих местах треснула краска и отслоилась штукатурка, обнажив решётчатые деревянные перекрытия. На лестничной площадке одиноко сидит кошка в ярко-красном ошейнике. Хозяева вынесли её во двор во время пожара, и она в суматохе потерялась. Говорят, пряталась где-то несколько дней, но потом вернулась домой.

Влажность, как в бане, усиливает резкий запах гари. Настежь открытая дверь аварийного выхода не справляется с проветриванием. Дышать тяжело, поэтому после подъёма на второй этаж появляется неприятная одышка и головокружение. Кажется, оставаться долго в подобных условиях невозможно. Но, заслышав шаги в подъезде, двери квартир открываются, жильцы выглядывают на площадку, спрашивают цель визита.

Мародёрствуют здесь, — сухо объясняет причину повышенного интереса к незнакомцам мужчина из квартиры на втором этаже. В первый вечер после пожара пришли два парня, сказали, всё фотографировать надо. Тогда всем не до них было: воду отчерпывали, пожитки собирали. Документы у них не проверяли, конечно. Оказалось, они разведывали, чем поживиться можно. Через день опять пришли с третьего этажа унесли телевизор, приставку, ещё иконы забрали. Сволочи, одним словом. Когда в огне всё горит, от воды портится жалко. А когда вот так, просто грабят гадливо до тошноты.

Жильцы обратились в полицию, но помощи особо не получили, зато получили рекомендацию заколотить двери и окна. Но там, где бушевал огонь, приколачивать доски уже не к чему: косяки и оконные рамы сгорели, кирпичи вываливаются из стен от лёгкого прикосновения, не то что от удара молотка. Поэтому жители дежурят, по очереди охраняют своё и соседское имущество, вернее, то, что от него осталось.

Лестничная площадка на четвёртом этаже

Четвёртый этаж сгорел полностью, его просто нет: вначале крыша обрушилась, потом и пол прогорел. Третий этаж тоже загорелся, но здесь больше бед от воды, которой нас заливали чуть ли не сутки, как Ниагарский водопад вылили, — рассказывает Светлана Тарелкина. Мебель только на помойку: шкаф, стол, диваны всё вспучилось, расслоилось, потрескалось. Полы покосились, где-то доски прогнулись, дыры образовались такие, что ходить страшно.

Светлана показывает то, что осталось от её квартиры. Обои промокли настолько, что их первоначальный цвет уже не определить. На потолке и стенах висят куски штукатурки. В комнатах невероятный беспорядок: хозяева в спешке пытались собрать самое ценное, просушить вещи.

Не знаю, за что и хвататься. Не поверите всё жалко, каждую тряпку, — с грустной улыбкой говорит Людмила Мотина. Всегда про себя думала: жизнь прошла, а ничего особенного не нажила. А вот когда это самое «ничего» у тебя пропадает, только тогда понимаешь цену всему, что кто-то назовёт «старьём» и «барахлом».

В других квартирах не лучше: где-то мебель в злополучную ночь успели закинуть плёнкой, чтобы защитить от воды. Не помогло: влажность и плесень проникают повсюду и всё безвозвратно превращают в хлам.

Куда теперь это? На помойку, — разговаривает сам с собой сосед Людмилы с четвёртого этажа. Смотрите, что творится: я полжизни с женой ругался из-за этого шкафа. Терпеть его не могу: чёрный, тяжёлый, как гроб! Даже как-то топором его порубить хотел, а она его грудью защищает, мол, не тронь мамин подарок, тёщи моей, значит. И смотри: всё вокруг  испорчено: что-то сгорело, что-то от влаги повело, а этот «гроб» стоит в своём углу, будто и не было пожара да потопа. Даже вода его не взяла!

На третьем этаже
На третьем этаже
На третьем этаже
На третьем этаже
На третьем этаже
На третьем этаже
На третьем этаже
На третьем этаже
OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вячеслав Блажин в ту ночь, когда загорелась крыша, был дома один — супруга осталась ночевать на даче. Вспоминает, как услышал крики о пожаре, схватил паспорт, выбежал на улицу. Вещи даже не думал собирать, понимал, что пламя в любую секунду могло отрезать ему путь к выходу:

Мы уже горели не раз, научены, так что документы у всех наготове. Не думали только, что так сильно сгорим. В 2002-м у нас был большой пожар. Думали тогда, что дом признают аварийным, но нет починили. Да как? Горелые стены листами гипсокартона закрыли, вот и весь ремонт. Лестницу деревянную оставили, все решётки-перекрытия. Разве так можно? Шкафчик не повесить всё вываливается из таких стен, не закрепиться ни в какую.

Вячеслав Блажин

Пожар до комнат в квартире Вячеслава не добрался — спасатели успели отсечь огонь. Кухне повезло меньше: почти треть потолка прогорела насквозь. На полу, под дырой в потолке, куча пепла и обугленных головешек.

Вот, смотрите: над нами душевая была, сейчас вот с краю чугунная ванна нависает. Нет, близко не подходите, а то обрушится на голову. Я к чему? Здесь теперь можно двухэтажные апартаменты строить только лестницу ставь. А что, удобно. Помылся наверху, потом вниз спустился, чаёк заварил, — грустно шутит Блажин.

Сами погорельцы о причинах пожара лишь догадываются: говорят, на чердаке собирались компании молодых людей, бывало, что и бомжи находили там ночлег. Пожар начался именно под крышей, не в квартирах — «свои» туда без нужды, да ещё и в позднее время, не ходят.

В общем, я хоть в этом доме всю жизнь живу, а соседей с четвёртого этажа толком не знаю. Люди там меняются, всё разные приходят: кто умирает, и появляются наследники; кто сдаёт; кто продаёт. Но компании одно время там собирались нехорошие наркоманы были, оборванцы какие-то. Вы уже там были? Сходите, там лучше, чем у нас хоть воздух свежий, — приглашает Вячеслав Блажин.

На верхнем этаже действительно дышится легче, хотя именно здесь огонь нанёс наибольший ущерб. Крыша и потолки прогорели полностью, многие внутренние стены-перегородки разрушены, так что воздух не застаивается. Ходить здесь опасно — степень повреждения перекрытий пока не установлена, а потому погорельцы рискуют провалиться. Страх не останавливает: люди приходят сюда в надежде найти уцелевшие вещи.

На четвёртом этаже
На четвёртом этаже
На четвёртом этаже
На четвёртом этаже
На четвёртом этаже
OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Выход есть?

Я понимаю, что вам тяжело, но давайте поговорим без эмоций, по делу, постараемся трезво оценить ситуацию, — начал собрание с погорельцами глава города Денис Добряков. — Нам вместе надо найти выход из сложившейся ситуации. У нас несколько задач: расселить тех, кто на сегодняшний день остался без жилья, оказать материальную помощь, но главное принять решение о дальнейшей судьбе дома.

Материальная помощь невелика: 9.744 рубля на первоочередные нужды и 19.488 рублей — пособие по потере имущества — выделят из областного бюджета.

Семь семей проживали в доме в муниципальных квартирах по договору социального найма — им город предоставит другое жильё, из резервного фонда. Обещали помочь и с ремонтом.

У собственников положение хуже: по закону они должны ликвидировать последствия пожара за свой счёт.

Так как город владеет частью квартир в доме, а это 41 % от общей площади, я не для красного словца скажу: решение будем принимать совместно. Есть два пути: заказываем экспертизу на предмет признания дома аварийным и в случае положительного решения за свой счёт мы должны его снести. Сразу скажу этот вариант неинтересный. Более разумно, на мой взгляд, восстановить здание через фонд капитального ремонта. В области я этот вопрос уже поднимал и уверен, что здесь мы сможем добиться положительного решения. Кроме того, мы сможем рассчитывать и на финансирование со стороны резервного фонда губернатора, — объяснил перспективы Добряков.

Дом № 1 на улице Чкалова до пожара в программе капитального ремонта не значился — износ более 70 % не позволял принять решение о целесообразности планирования работ даже на ближайшую перспективу. Потому собственники, в отличие от большинства горожан, получали лишь одну квитанцию за коммунальные платежи, а взносы по «капиталке» не платили вовсе.

Предварительно, исходя из опыта капитального ремонта других домов, скажу: восстановительные работы обойдутся примерно в 13-14 миллионов рублей. На эти деньги восстановим фундамент, крышу, коммуникации, фасад. Но если принимаем решение о капитальном ремонте, вы должны будете начать платить взносы 6,37 рублей с квадратного метра, как и все в городе, — пояснил заместитель главы по городскому хозяйству Алексей Рябченков.

Принять решение оказалось тяжело: собственники переживают, что от них потребуют дополнительные деньги на ремонт, которых у многих просто нет.

Я буду сейчас говорить с вами как чиновник. С точки зрения закона, собственник должен нести ответственность за своё имущество. Если есть тот, кто виновен в причинении ущерба, то собственник должен подать на него в суд и, таким образом, компенсировать убытки. Но если и есть дурак-виновник этого пожара, то он вполне может оказаться дураком без копейки в кармане, так что будет 30 лет по десять рублей возмещать. Кому это надо? эмоционально убеждает Добряков.

Если мы решим ремонтировать дом, каковы примерные сроки? интересуется предприниматель Полина Трусова, владелец кафе на первом этаже. Можно рассчитывать, что хоть до зимы крыша появится? Ведь при первом же ливне затопит все этажи. Мы закроем кафе на время ремонта, но у нас 25 человек без работы остаются.

В администрации считают, что говорить о сроках рано. Нужно оценить ущерб, составить проект восстановления, посчитать затраты. Но чрезвычайная ситуация позволяет выбрать подрядчика самостоятельно, без проведения торгов, а это значительно приблизит начало ремонта.

В итоге приняли решение: Чкалова, 1 будут восстанавливать по программе капитального ремонта. А вот соседнее здание — Чкалова, 1а, включить в программу не получится: оно находится в частной собственности, жилых помещений там нет, а потому владельцу придётся ремонтировать его своими силами.

История продолжается?

Вечером, четвёртого августа, пока город отмечал очередной день рождения, на пульт пожарной охраны поступило сообщение: вновь загорелся дом на Чкалова. И снова крыша. Три спецавтомобиля и десяток пожарных справились с возгоранием за пару часов. Несмотря на то, что в официальном отчёте значится совсем небольшая площадь повреждений — около трёх квадратных метров кровли — жители многострадального дома уверены: новый пожар — не просто совпадение.

Вряд ли там осталась тлеющая головешка времени много прошло, говорит житель дома Александр. Скорее всего, или мародёры нас поджигают, из квартир выкуривают, или кто-то заинтересованный в этой земле от нас избавиться хочет. Дом и без того ветхий был, а после таких пожаров есть ли смысл его ремонтировать? Как жить дальше, кто скажет?

Подробнее о пожаре, который произошёл 31-го июля, читайте по этой ссылке.

  1. Не приведи , Господь , такое горе .
  2. планы относительно сгоревшего дома можно строить любые , но ситуация вокруг его более , чем прозрачная и видна со сороны далеко на перспективу .Ремонт Красной площади в прошлом году , Преображенского переулка и Стоялой в этом по умолчанию поднимает цену земли в этом районе и ее привлекательновть .А поэтому к гадалке не ходи - место кому то приглянулось и дом этот просто мешает , и скорее всего гореть он будет еще неоднократно до тех пор , пока не развалятся последние кирпичи
  3. Кручу ,верчу,запутать хочу.Дом не стоит научете в фонде капремонта т.к. признан аварийным.Жильцы и администрация не перичисляли деньги в фонд капремонта.Вдруг решение: восстановить дом за счет средств капремонта и принудить жителей дома вносить плату в фонд капремонта.Каково! Дом аварийный ,должен быть снесён.Жильцам согласно законодательству ,предоставить благоустроенное жильё.Региональный фонд капремонта создан для ремонта мкд.Население платит ,что б ремонтировались дома плательщиков,а не превращать его в кубышку для устранения косяков администрации.
  4. В соответствии с законодательством нанимателям и предоставят, собственникам лишь маневренный фонд, да только они туда не поедут
  5. Ну и чего решили - то .

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: