Материал написан в октябре 2014-го года. По состоянию на март 2018-го в Карякинском парке ничего не изменилось.

В конце сентября по инициативе общественной организации «Большая семья» при поддержке экологического движения «Мусора. Больше. Нет» и администрации Рыбинска в Карякинском парке прошёл субботник. Такие акции добровольцы организуют здесь регулярно. Частые гости с граблями и мётлами и студенты РГАТУ. Но, как показывает практика, их усилий хватает ненадолго. Сегодня парк находится в упадке. У рыбинцев он ассоциируется не с зелёным уголком для отдыха, а с прибежищем для любителей выпить и местом для выгула собак.

Карякинский парк. Фото 2014-го года.
Карякинский парк. Фото 2014-го года.

Какова его дальнейшая судьба? «Черёмуха» решила через призму прошлого и с оглядкой на настоящее отыскать ответ на столь непростой вопрос.

 

Новая жизнь для «притона пьянства и разврата»

Любопытно, но начиналось всё с того, чем сегодня закончилось. В XIX веке на месте парка было заболоченное место, неподалёку от которого стояли церковь и дом. В последнем жила монахиня, служительница храма, потому и болото прозвали Игуменским. Из него вытекал ручей, который впадал в Черёмуху. В сторонах от него образовались пруды, а вокруг них – небольшой лесок. Пруды соединялись подземным протоком, поэтому уровень воды в них был одинаковым. К 1890-му году здесь возникает Хомутовская слобода. Земли были малоплодородные, поэтому их владелец, потомственный дворянин, помещик Хомутов продавал наделы под строительство жилья.

Но это место пользовались в народе незавидной репутацией. С давних времён оно служило главным средоточием притонов пьянства и разврата.

Жизнь этого уголка Рыбинска кардинально изменилась в начале ХХ века, когда в городе возникла острая необходимость во втором городском 4-классном мужском училище, которое и строится здесь на деньги купца Василия Карякина, члена III Государственной Думы.

Здание училища – ныне в нём расположен стационар противотуберкулёзного диспансера – возвели в 1903-м году. Василий Александрович Карякин пожертвовал на устройство учебного заведения около 100 000 рублей. По тем временам – деньги огромные; поищи сегодня таких меценатов среди современных рыбинских «купцов».

В это же время облагораживается и Игуменский сквер. Спроектировал его Адольф Яковлевич Теллос, который прожил в городе около 20-ти лет, являлся президентом городского общества садоводов, организовывал выставки, создал городской ботанический сад. В Игуменском сквере очистили пруд, вырыли второй. Оба соединили небольшим каналом, над которым построили красивый каменный мостик, сохранившийся до наших дней.

Карякинский парк. Открытка начала XX века.

Для сада с подачи купца выписали саженцы различных пород деревьев и кустарников из России и других стран: канадского кедра, пихты, орехового дерева, американского клёна, дуба, граба, липы, берёзы, плакучих ив, персидской и венгерской сирени, роз.

Всего в саду насчитывалось около ста видов растений из различных почвенно-климатических зон и даже из Австралии.

После Октябрьской революции в здании Карякинского училища поселилась школа № 50 имени Плеханова, которая находилась в ведении Северо-Западной железной дороги. Учились в ней дети разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, евреи, поляки.

С началом Великой Отечественной войны в здании разместился хирургический эвакуационный госпиталь. На первое января 1945-го здесь лечились 335 человек, в том числе и больные с тяжёлыми ранениями. Их обслуживали семь врачей, 37 медсестёр и 48 санитарок.

В годы войны посадки в парке серьёзно пострадали – из-за вырытых бомбоубежищ центральная часть практически не сохранилась. После войны сад обновили, посадили быстрорастущие тополя, неприхотливые декоративные кустарники, построили арку центрального входа с улицы Пушкина, обнесли чугунной оградой. Преобразовали и военное медучреждение. С весны 1946-го это госпиталь инвалидов Великой Отечественной, где лечились больные туберкулёзом.

Карякинский парк. Фото 2014-го года.

В 50-е годы в парке соорудили аттракционы, детские площадки, поставили статуи сказочных героев. Парк назывался детским или пионерским. В 60-е отдыхающие катались на прогулочных лодках, а зимой – на коньках. Вода в пруде была прозрачной, его постоянно чистили. Беды водоёма начались, когда через парк провели ливневый и фекальный коллекторы – тогда вода стала мутной, уровень её резко понизился, и берега начали оплывать.

В начале 80-х годов Рыбинский моторостроительный завод решил привести парк и пруды в порядок. «Черёмухе» удалось разыскать людей, которые в то время благоустраивали этот уголок города.

Владимир Скворцов в то время работал старшим мастером в цехе № 56 на Рыбинском моторостроительном заводе:

«Тогда хотели стенки пруда обложить бетонными плитами, а территорию вокруг него — тротуарной плиткой. К работам приступили зимой, когда уровень воды в пруде упал до минимума. С ДСК привезли кран, с помощью которого и планировалось обложить „бока“ прудов плитами».

Увы, что планировали, не случилось – кран упал. Поднимали его долго. Потом с судостроительного завода «Вымпел» привезли другой, но он положил всего две плиты. По тем временам предприятие запросило большие деньги за укладку каждой – 50 рублей. Вопрос решили по-другому: работы начали проводить практически вручную. Сварщики варили сетку, в неё рабочие заливали бетон и разравнивали его волокушами и граблями. Рассчитывали, что оба пруда будут наполняться чистой водой из водопровода. Стекать она должна была в ливневой коллектор.

Владимир Скворцов: «Но через некоторое время из-под бетонных плит стал вымываться грунт. Даже образовывались пещеры, где жили бомжи».

Бетонные берега прудов разрушили. В конце 80-х – начале 90-х, когда начался бум создания кооперативов, один из них возвёл в Карякинском парке малые архитектурные формы, но они так и остались незавершёнными.

Карякинский парк. Фото 2014-го года.

 

А хозяин кто?

Что происходит с парком сегодня? В областном департаменте охраны окружающей среды и природопользования «Черёмухе» рассказали, что Карякинский парк – памятник природы, а место, на котором он находится – особо охраняемая природная территория регионального значения. Что это значит? В этом уголке запрещена любая хозяйственная деятельность, которая может повлечь за собой нарушение сохранности природного комплекса. Но что подразумевается под «хозяйственной деятельностью»? Строительство капитальных зданий? А содержание территории? Не нужно быть садовником, чтобы прекрасно понимать, что любые зелёные насаждения требуют ухода – выпиливать больные и старые ветки и деревья, бороться с вредителями, косить траву.

Режим использования этой территории должен быть прописан в специальных документах, в частности, в охранном обязательстве. Но оно ни с одной организацией ни в Рыбинске, ни в Ярославле не заключено.

Даже земельный участок Карякинского парка не числится в собственности области. А может, для региона такая позиция удобна? Это памятник природы, ничего делать здесь нельзя, и проблем нет.

Но Карякинский парк в центре Рыбинска – это не лес, и в первую очередь нужно заботиться о безопасности людей. Старые и больные деревья представляют опасность не только при сильном ветре. Должна быть и эстетическая составляющая – в ухоженном уголке гулять гораздо приятнее.

Карякинский парк. Фото 2014-го года.

Сегодня уже пора определиться, по какому пути развития пойдёт детище купца Карякина: останется пребывать в анабиозном состоянии или сделает рывок к светлому будущему? Если будет выбран второй путь, городу придётся доказать, что Карякинский парк памятник вовсе не природы, а садово-паркового искусства, и выводить его из особо охраняемых природных территорий. Но что тогда мы хотим – разрушить всё до основания, а затем заложить новый парк или же восстановить видовой состав деревьев, который был при Карякине и создать исторический дендрарий? Все эти вопросы пока без ответа.

Многие сегодня говорят о том, что если бы не туберкулёзная больница, примыкающая к скверу, может быть, что-то и сдвинулось с мёртвой точки. А если взглянуть на Петровский парк? Никаких бактерий, Волга рядом. Но позиция области неизменна – природный комплекс трогать нельзя. Есть ли проекты восстановления парка? На этот вопрос чиновники только разводят руками, дескать, о чём вы говорите? Денег нет.

Свой проект восстановления детища Карякина под названием «Рыб-House» два года назад на городском конкурсе мультимедийных проектов предложили старшеклассницы средней школы № 28 имени А. А. Суркова Оксана Коровкина, Светлана Петрова и Дарья Набокова. Мало того, он ещё и вышел в финал всероссийского конкурса «Моя страна, моя Россия», который проводился совместно с Госдумой РФ.

Школьный проект

Как рассказала заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 28 Мария Виноградова, проект предусматривал восстановление фонтана, множество цветников, два музея – купечества и бурлачества. А в центре знаменитого пруда должен появиться металлический шар, символизирующий икринку, на котором восседает стерлядь. В шаре разместился бы музей-аквариум, который познакомил рыбинцев и гостей города с множеством рыб, обитающих в водоёмах России, а в стерляди – ресторан. На всю эту красоту, по подсчётам школьниц, требовалось 15 миллионов рублей.

Ну что ж, мечтать не вредно…

18-го марта 2018-го Карякинский парк победил в голосовании по выбору общественной территории, которая получит финансирование в рамках губернаторского проекта «Решаем вместе». За него отдали голоса 16 945 горожан из почти 77 000 участников финального этапа. Глава Рыбинска Денис Добряков заявил, что реконструкция парка займёт несколько лет. Вероятно, денег, предусмотренных программой, не хватит и придётся искать дополнительные ресурсы.

 

При подготовке исторической части использованы сведения из книг: «Сады и парки Рыбинска», «Иллюстрированный рыбинский календарь на 1902 год», данные Рыбинского филиала Государственного архива Ярославской области.

Поделиться мнением