Месяц назад в социальных сетях появилось письмо работников акционерного общества ПАТП №1. Сломанные автобусы, отсутствие запчастей для ремонта, угроза срыва рейсов, постоянные переработки — в письме описывались множество фактов, свидетельствующих о бедственном положении предприятия.
В середине августа во время закрытой встречи сотрудников ПАТП-1 с заместителем главы Рыбинска по городскому хозяйству Алексеем Рябченковым первые озвучили список проблем, а представитель администрации обещал разобраться и помочь.
Очевидно, этих обещаний оказалось недостаточно: второго сентября на предприятии побывал уже сам глава города Денис Добряков. Встреча, длившаяся более часа, оказалась жаркой: водители не стеснялись в выражениях, а глава порой повышал голос. О том, почему конфликт достиг такой остроты, чего добиваются водители и кондуктора автобусов, какие обещания даёт администрация — в репортаже «Черёмухи».
— Пять лет назад во время предвыборной агитации вы говорили, что вопрос, связанный с ПАТП для вас первостепенный. Прошло время: количество работников сократилось с 900 до 300 человек, предприятие в долговой яме, из которой самостоятельно не выберется. Фактически, мы на грани закрытия, потому что в скором времени нам просто будет не на чем возить людей. Каковы наши перспективы? — сходу задал вопрос водитель Вадим Шохирев.
Проблемы уже известны: водителям приходится самостоятельно заниматься постоянными ремонтами автобусов — для этого они приходят на работу раньше, чем начинается смена, выходят в выходные. Запчастей на предприятии нет: нужные детали снимают с одних автобусов и ставят на другие. «Из двух негодных собираем один, который сможет выйти в рейс», — утверждают сотрудники ПАТП-1. При этом какие-то «расходники» приходится приобретать за свои деньги. По словам водителей, за работу механика им доплачивают сущие копейки — 300 рублей за восьмичасовую смену.
Добряков парировал: в 2016-м размер кредиторской задолженности ПАТП №1 составлял 108 миллионов рублей. Сейчас долг предприятия сократился до 33-х миллионов. По мнению главы, такая нагрузка не просто свидетельствует о положительных тенденциях в управлении предприятием, но даже позволяет взять дополнительный кредит — например, чтобы приобрести запчасти.
Прошедшую пятилетку в работе ПАТП Добряков в целом оценивает положительно: предприятие, по его словам, стало ликвидным, несмотря на то, что доходов от его работы в бюджет города не поступает.
— Для того чтобы предприятие могло что-то закупать, нужно заработать деньги. У нас давно не Советский Союз: всё должно иметь экономическое обоснование, — обратился к собравшимся глава. — У вас упала выручка, когда совместно с вашим руководством мы приняли решение об исключении тех маршрутов, которые не приносят доход. Да, по сравнению с частными перевозчиками вы находитесь в невыгодном положении — последние работают по упрощённой системе налогообложения. Вы платите полный налог, пенсионные отчисления с заработной платы. Кто-то, возможно, предпочтёт получить в полтора раза больше, полагая, что к пенсии сможет сделать накопления — но такого, как правило, не происходит. Маршруты 16-й, пятый — они давали от одного до полутора миллионов убытков за год. Частник сейчас тоже не особо наживается на этих маршрутах.
Критичным оказался для ПАТП №1 2020-й год: ограничения, связанные с пандемией, резко сократили объём выручки за перевозки. Пассажиропоток сократился на 70% и до сих пор не восстановился в полном объёме. Полученные в виде субсидии из федерального бюджета деньги на оздоровление предприятия — 35 миллионов рублей — пошли на выплату заработной платы сотрудникам, покупку запчастей.
— Вы — акционерное общество, должны находиться на самообеспечении. У нас есть учителя, воспитатели, нянечки, которым заработную плату надо выплачивать из бюджета. За год пандемии у нас как корова языком слизнула 150 миллионов из бюджета. Что делать? По поводу технического перевооружения: знаю, есть такая проблема. Обращались и к губернатору, и в Москву, чтобы нам помогли, дали какие-то «полуздоровые» автобусы. Нам уже передавали несколько — будем ещё просить. Надеюсь, что в следующем году сможем по лизингу получить ещё какое-то количество транспорта, запросить помощи у субъекта федерации, — неопределённо пообещал глава.
Возник вопрос и о перспективах продажи ПАТП № 1. Напомним, неоднократно предприятие включали в план приватизации, но желающих приобрести его не нашлось. Добряков заверил: в ближайших год смена собственника рыбинским перевозчикам не грозит. Возможность продажи всё-таки глава отрицать не стал: по его мнению, в стадии роста ликвидности такое решение экономически оправдано. В настоящее время оценочная стоимость предприятия составляет примерно 300 миллионов, а вот рыночная цена может существенно отличаться.
— Страшно ли работать на частника? Вы прекрасно знаете, что уровень заработных плат там зачастую даже выше, а возможности инвестиций — больше, чем у муниципального образования. Всё будет зависеть от предложений и того состояния, в котором будет предприятие на момент продажи. Главное, чтобы у вас была работа, а перевозки обеспечивались по всему городу. Сейчас у вас 48% перевозок, вы — основной перевозчик в Рыбинске. Прекрасно знаю, что у вас хлам, а не автобусы. Но у троллейбусников, которые стали частным предприятием, такие же проблемы, — попытался разрядить обстановку Денис Добряков.
Доводы главы собравшихся не убедили: в ответ слышались недовольные восклицания и выкрики из зала.
— К частнику перейти мы не стремимся, это рабство. Здесь всё-таки соцпакет есть и право льготного выхода на пенсию — из-за этого многие и остались. У нас хозяин — вы. Ладно, город. Если вы сейчас не примете конкретные меры, то через неделю-две нам людей не на чем возить будет. Мы уже сейчас нарушаем графики. Вы нам кредит оформляете на два миллиона — так эти деньги отдавать придётся, а мы и так с долгами сидим. Нас с 2014-го с кредитами «загибать» начали — мы до сих пор расплатиться не можем. Нас, возможно, и купил бы кто-то — но кому нужны гнилые автобусы, здание с худой крышей и миллионные долги? — высказался Вадим Шохирев. — Пассажиры кондукторов матерят — за то, что график не соблюдаем. А это не наша вина — нам работать не на чем!
Низкий тариф — ещё одна причина, по мнению главы рыбинской администрации, из-за которой транспортники не получают достаточный доход. В прошлом году в региональном департаменте регулирования тарифов пытались утвердить стоимость проезда в 25 рублей, но согласовать получилось на два рубля меньше.
В этом году, по словам Добрякова, речь пойдёт о согласовании стоимости билета в городских автобусах 26 рублей за одну поездку. Кроме того, в администрации планируют пересмотреть маршруты и оценить их с точки зрения экономической выгоды. Например, маршрут №6 совершенно не загружен пассажирами, выручка от него меньше, чем расходы на топливо.
— Это всё меры на будущее, на потом. Сейчас-то что делать? Почему мы должны брать ответственность на свои плечи? За всё у нас отвечают водитель и механик. Пусть тогда директор пишет приказ, что мы должны на неисправных автобусах выезжать на линию. Если что — вместе сядем! Мы не просим новых автобусов — давайте хоть эти нормально отремонтируем, — не унимались водители. — Если у нас сейчас опять заберут маршруты, мы без работы останемся — получать будем по 15 тысяч. Кому это интересно?
Говорили о многом: о внедрении всеобщих электронных проездных для того, чтобы избежать наличных расчётов — это даст чёткую картину по объёму перевозок и позволит транспортникам получить денежные средства заранее, авансовыми платежами. Не остался в стороне и вопрос о качестве дорог, особенно в отдалённых районах, которые просто губительны для аварийных автобусов.
— Давайте сделаем открытый бюджет, чтобы все могли видеть, как работает предприятие, чтобы не возникало вопросов о том, куда уходят доходы. Готовы управлять вместе? — предложил Добряков.
— Нам бы лучше болтов с гайками купить, — возразили водители. — У нас есть, кому думать, им за это зарплату платят. Мы в пять приходим, в яму залезаем, под автобусами сидим, чтобы к восьми утра их как-то наладить. Маршрутов добавить, чтобы доходы увеличить? Так нам и эти-то рейсы не на чем выполнять!
Наиболее остро стоит вопрос с колёсами для автобусов: потребность автопарка — 102 колеса. По заверению сотрудников, игнорировать эту потребность — подвергать опасности людей, которые пользуются автобусами, а также и других участников дорожного движения.
А ещё перед наступлением холодов нужно более 60-ти аккумуляторов, отопители для салонов и моторы для них. Но всё упирается в финансы. Вернее, в их отсутствие. Только на приобретение колёс нужно почти два миллиона рублей. Нужную сумму планируют получить в виде кредита — такое решение уже принято.
— Не спасёт нас очередной кредит, только ещё больше в долгах увязнем, — говорит Шохирев. — Расходников совсем нет. Лампочку надо вкрутить — а её нет. Масло залить — тоже нет. Водители, у кого резина плохая? Видите, все руки подняли! Мы уже завтра пишем заявку и не выходим на маршруты. Да мы и не должны выезжать на таких машинах!
После словесной перепалки, во время которой глава Рыбинска предложил закрыть ПАТП №1 вовсе, участники встречи всё-таки приняли решение: дождаться закупки запчастей на выделенные два миллиона, а через две недели, 17-го сентября, встретиться вновь в таком же формате — чтобы обсудить дальнейшие шаги по выводу предприятия из кризиса.