В ближайшие выходные — шестого и седьмого марта — в Дёмино пройдёт XIV Международный лыжный марафон серии Worldloppet. Событие достаточно масштабное, и подготовка к нему начинается задолго до старта. О тонкостях организации, влиянии пандемии и не только «Черёмуха» поговорила с директором «Дёминских марафонов» Игорем Самойловым.

Игорь Самойлов. Фото с личной страницы во «ВКонтакте»

С чего начиналась история Дёминского марафона?

— Впервые марафон в Дёмино состоялся в 2007-м году. Тогда 50-километровую дистанцию вышли покорять около ста спортсменов, среди которых были как профессионалы, так и любители. На следующий год число участников возросло до четырёх сотен — Дёминский марафон включили в элитную серию российских марафонов Russialoppet. В 2009-м стартовали уже 854 лыжника. Через год их стало около 1300, при этом география участников «шагнула» далеко за пределы России — приезжали спортсмены из Украины, Беларуси, Германии, Франции, США. Переломным стал 2012-й год: за организацией и проведением VI Дёминского марафона наблюдал исполнительный комитет Worldloppet — в итоге приняли положительное решение о включении Дёминского марафона в семью Worldloppet.

Какие ещё спортцентры конкурировали с Дёмино?

— По правилам Worldloppet только один населённый пункт в стране может претендовать на проведение таких гонок. Нашим «конкурентом» был Мурманск — там марафонское движение даже старше нашего. Заявку подавал и Югорский марафон в Ханты-Мансийске. Окончательное решение принималось на основе множества факторов: качество трассы, наличие марафонских традиций, популярность, массовость.

Есть ли возможность у Дёмино вернуть себе право организации и проведения этапа Кубка мира?

— Думаю, пока слишком рано об этом говорить. Это связано ограничениями, возникшими в результате допинговых скандалов. Даже выступая на чемпионатах мира, наши спортсмены участвуют без флага, гимна. Надеюсь, когда конфликты разрешатся, мы сможем представить свою заявку на проведение соревнований по лыжным гонкам и биатлону.

Когда начинается подготовка к марафону?

— Самые объёмные работы по подготовке зимней трассы проводятся летом. Если всё сделать заранее, то зимой можно заниматься только накатыванием снежного покрытия. Всё начинается с инспектирования и составления дефектной ведомости. Далее определяются сроки и перечень работ: например, трасса частично проходит по болотам и летом не всегда есть возможность там что-то сделать — такие работы переносятся на зиму. Летом важно выкосить и убрать траву, иначе она будет торчать из-под снега. Бывает, что образуются обрушения, проседания грунта по берегу рек или там, где протекают ручьи — такие места нужно восстанавливать, дренировать. Немало проблем доставляют бобры. Уже дважды пришлось изменить трассу из-за того, что они строят свои плотины и перегораживают ручей.

Зимой остаётся лишь дождаться снега?

— Не всё так просто. С первым снегом начинается формирование покрытия: укатываем трассу снегоходами. Цель — получить так называемую снежную подушку из спрессованного снега, который не растает даже в оттепель. В этом году нам повезло — снега достаточно.

До этого приходилось прибегать к помощи волонтёров, которые помогали привозить снег с полей.

Когда снежный покров достигает 20-ти сантиметров, выпускаем ратраки — это снегоуплотнительные машины на гусеничном ходу. Они выполняют сразу несколько функций: дополнительно прессуют снег и профилирут трассу, покрывая её так называемым «вельветом» — рельефными полосками, которые позволяют лыжникам безошибочно оценивать рельеф и расстояние.

Работы по накатыванию трассы проходят ежедневно. Чем больше подушка, тем лучше. Даже если случится оттепель, то подтают лишь края трассы, а это легко восстановить. Важна жёсткость снежного покрытия, иначе у спортсменов будут проваливаться палки и лыжи в «каше». Это недопустимо, даже если учесть, что по одному и тому же месту проедут две тысячи человек, снег должен остаться плотным.

Получается, в этом году организация марафона обошлась дешевле ведь снега было достаточно и не потребовался искусственный?

— В ноябре, когда похолодало, мы сразу запустили снежные пушки — первоначально стали засыпать трассу искусственным снегом. Позже пушки отключили. Вообще работа таких установок — дело недешёвое.

В день на то, чтобы обеспечить работу семи пушек, мы тратим около 40.000 рублей. Это только затраты на электроэнергию.

Но тут надо учесть, что он вылетает в спрессованном виде — его нужно развезти по трассе. Так что реально финансовых затрат даже больше. Тёплая зима обходится дорого — как в финансовом плане, так и с точки зрения трудозатрат.

Каковы основные требования к лыжной трассе такого уровня?

— Минимально допустимое узкое место на трассе — шесть метров. В остальном нормой считается ширина от восьми до 12-ти метров. Это необходимо для комфорта спортсменов, чтобы можно было без проблем обгонять друг друга в условиях массового старта. Когда трасса окончательно сформирована, нужно выставить разметки, украсить её, подготовить стартовую и финишную зоны — это, можно сказать, заключительный этап.

Сколько человек задействовано на самом марафоне?

— Если считать только судей и волонтёров, около 350-ти человек. Прибавьте персонал, который задействован в организации питания. На самом мероприятии работает полиция, бригады скорой помощи. Так что общее число — около 700 человек.

— Считается ли дёминская трасса сложной в серии Worldloppet?

— Нет, она довольно простая. Её создавали специально для того, чтобы она была по силам спортсменам всех уровней, включая любителей. Если говорить о Кубках мира, то там трассы намного сложнее, к ним предъявляются особые требования по перепадам высот, подъёмам.

Кто из знаменитых спортсменов уже заявился на марафонскую дистанцию?

— В этом году участвует рекордсмен трассы Евгений Дементьев. Ещё Николай Морилов, Константин Главатских, победитель прошлого года Рауль Шакирзянов, Наталья Зернова — победительница 2011-го года. Будут и «звёзды» — те, кто не бежит дистанцию, но поддерживают, вдохновляют участников: легендарные лыжники — Николай Зимятов, Александр Завьялов, Наталья Коростелёва.

«Звёзды» спорта принимают участие на каких-то особых условиях?

— Они участвуют бесплатно, мы организуем для них проживание в отелях — вот и всё. Никаких особых райдеров, условий, нет. Общий призовой фонд марафона более миллиона рублей. За победу на 50-километровой дистанции спортсмен получает примерно 200 тысяч.

Иностранцы в этом году примут участие в марафоне? Ведь без них теоретически международный статус гонок теряется?

— В этом году есть сложности с приездом иностранных спортсменов. Причина понятна — пандемия и связанные с ней ограничения. Мы работаем с Федерацией лыжных гонок России: уже отправлены документы из Минспорта в визовые центры, которые позволяют упростить процедуры въезда в страну иностранных спортсменов. Ждём участников из Франции, Чехии, Швейцарии, Белоруссии, Молдовы.

В некоторых странах установлены внутренние ограничения на выезд: например, спортсмены из Германии получили российскую спортивную визу, но у них до сих пор закрыты границы, поэтому им пришлось отказаться от участия.

Для того, чтобы поддержать тех, кто по объективным причинам не может принять участие в марафоне, мы запускаем серию виртуальных гонок: спортсмен может пробежать дистанцию в своём городе, зафиксировать её с помощью специальных программ и таким образом получить сертификат и попасть в соответствующий.

Каков возрастной диапазон участников?

— Понятно, что самые юные — участники baby-марафона, дети от четырёх лет. Верхней границы не установлено. Кажется, самый возрастной — 84-летний спортсмен. Мы не ограничиваем прохождение дистанции по времени, ждём до последнего. «Рекорд» Дёмино по длительности прохождения 50-километровой трассы — более семи часов. В серии Worldloppet даже предусмотрена особая премия — Lucky Loser, которая присуждается марафонцу, который затратил самое большое количество времени на дистанцию по итогам года.

Одно время в СМИ марафоны Worldloppet упоминались в связи со скандалами: спортсмены уходили на дистанцию, имея сразу несколько индивидуальных датчиков времени таким образом, зачёт о прохождении трассы получали те, кто не участвовал в стартах. Были ли подобные случаи в Дёмино?

— У нас такого не было. Всё дело в организации: у нас спортсмены получают электронные чипы только при выходе на трассу, в свой стартовый коридор. Пропускают только по номеру — так что возможности получить второй чип просто нет.

Медаль марафона всегда сюрприз и символ спортивного события. Какой будет медаль в 2021-м?

— Всё-таки сюрприз должен остаться сюрпризом. Медали прошлых лет были очень похожими. В этом году они будут резко отличаться: другая форма, иной дизайн. Медали для финишёров на 50-километровой трассе будут отличаться от тех, которые получат «серебряные» марафонцы, преодолевшие 25-километровую дистанцию. Отдельные медали будут у детей. Новинкой этого года станет возможность выгравировать на оборотной стороне своё имя и зачётное время — спортсмены смогут сделать это сразу после финиша.

Логотип Рыбинска будет нанесён на медаль?

— Нет, на медали его не будет. Но зато он появится на майках со стартовыми номерами. Мы решили внести изменение в дистанцию baby-марафона: обычно дети бегут километр. Но в этом году решили сократить расстояние до символичных 950-ти метров — в честь предстоящего юбилея Рыбинска.

Фото из архива «Черёмухи»

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: