Почему в Рыбинске у пожарных возникают сложности при получении доступа к воде несмотря на то, что в городе есть реки? Когда зима бывает «жарче» лета? И как заботиться о безопасности? Эти и не только эти темы мы затронули в ходе разговора о пожарах, и о тех, кто с ними борется. Собеседник «Ч» — начальник второго пожарно-спасательного отряда главного управления МЧС по Ярославской области, полковник внутренней службы Александр Сергеев.
— Зависит ли количество работы у пожарных от времени года? Лето для вас «жаркая» пора?
— Для нас каждое время года имеет свои риски. Лето — пожароопасный период. Он вводится, когда снег сходит и появляется сухая трава, продолжается до осени. Класс опасности в лесах и, соответственно, в населённых пунктах либо повышается, либо понижается в зависимости от количества осадков.
При жаре, как у нас стоит последние недели, класс пожарной опасности может подняться до пятого. При такой обстановке будут вводиться местными и областными властями запреты и ограничения.
Если же летом идут дожди, то этот период для нас, скажем так, наиболее спокойный. Системы обогрева, которые зимой часто становятся источниками возгорания, выключены. В то же время, природных пожаров: лесных и ландшафтных от неосторожного обращения с огнём, меньше, потому что идут дожди. Поэтому от погоды многое зависит.
— Получается, что нет периода, когда и у вас, и у жителей, есть возможность расслабиться?
— Никому расслабляться не стоит в вопросах личной безопасности. История из опыта. В пятницу, пятого июля, прошла гроза, было предупреждение о сильном ветре, возможных смерчах. В результате грозы у меня на даче молния «пробивает» два уровня защиты, автоматы срабатывают, но разряд всё равно пролетает, и некоторая бытовая техника сгорает. Но, к счастью, всё ограничилось только приборами. Так что даже подстраховываясь, мы, профессионалы, специалисты, и то не можем всё предусмотреть и защититься. А если человек не готовится, допускает применение, например, тех же «жучков» — плавкие вставки в электросчётчиках, то при таком ударе молнии или скачке напряжения, велика вероятность пожара.
— А как ещё можно повысить свою защищённость от пожара и его последствий?
— Самое простое — огнетушители. Если человек раскошелился и купил его себе не для прохождения техосмотра, а чтобы дома был, будем считать, что он уже несколько шагов к безопасности сделал.
Ещё есть пожарные извещатели. Тоже полезная вещь — и для дома, и для квартиры. Они работают от батареек и сигнализируют о задымлении. Обоняние отключается полностью во время сна и поэтому многие люди задыхаются продуктами горения во время пожаров. Мы приезжаем, тушим, и человек не пострадал внешне — ожогов нет, а он погиб, от отравления продуктами горения во сне. Извещатель не спит. Он звуковой сигнал издаёт и будит человека как будильник. Появляется реальная возможность спастись.
— Был ли в этом году пожар, который особенно запомнился?
— Самый резонансный пожар, да и достаточно сложный, у нас был третьего февраля на Крестовой в Мучном гостином дворе. Мы там больше суток работали. Вроде бы двухэтажный дом, что может быть сложного, но дом старый, есть конструктивные особенности — пустотные перекрытия, перегородки, по которым огонь распространяется в разных направлениях. Чёткой планировки здания нет, потому что там множество собственников и арендаторов, которые изменяли планировку помещений и разобраться, как подняться в чердачное помещение, не всегда понятно, особенно в дыму ночью.
Это вот одна из сложностей. А вторая большая сложность — отсутствие водоснабжения. Основной наш бич зимой, пожалуй. Потому что гидранты пожарные зачастую закатаны снегом, либо заморожены. К тому же, из-за изношенности водопроводных сетей, требуемый расход воды с гидрантов на пожаре мы получить не можем.
— На взгляд обывателя кажется, что с водой в Рыбинске не должно быть проблем. Город расположен на берегу Волги…
— Волга рядом, но пожарных пирсов и устройств для забора воды в городе нет. Поэтому, чтобы работать на Крестовой мы тянули магистральную линию с улицы Герцена. А на это всё требуется время. Хорошо, что в результате пожара никто не пострадал. Но имущество сгорело.
— Проблема с водоснабжением возникла же не вчера, и актуальна не только для центральной части Рыбинска?
— У меня в этом году 30 лет службы в пожарной охране. Почти всё время, с небольшим перерывом, я служу в Рыбинском гарнизоне. Всё это время проблемы водоснабжения поднимаем. Вода из пожарной машины, в зависимости от интенсивности подачи воды при тушении пожара заканчивается за пять-десять минут. Поэтому обязательно нужен водоисточник, от которого мы будем тушить пожар.
В городах основной водоисточник — это пожарные гидранты на водопроводных сетях. В Рыбинске достаточно разветвлённая водопроводная сеть, но есть вопросы к её состоянию. А в некоторых районах количество пожарных гидрантов недостаточное. В перечень так называемых безводных районов входят: Запахомовский, Заволжье-1 и −2, часть Веретья. Мы прекрасно их знаем, поэтому, когда там происходит пожар, направляем дополнительные силы и средства. Но ситуация год от года лучше не становится.
— Других вариантов для Рыбинска нет?
— Раньше у нас было 44 пожарных водоёма, размещённых по городу равномерно. Их построили во времена Советского Союза, но в переходный период забросили. Тема уже столько лет поднимается, но ничего не решается. Понимаю, что вопрос дорогой, капитальный, но он требует внимания. Только в прошлом году у водоканала было порядка 30-ти крупных ремонтов сетей с большими отключениями. Это значит, что гидранты тоже оставались без воды. В случае крупного пожара это вызовет серьёзные сложности при его тушении. Чтобы избежать возможной чрезвычайной ситуации, и были построены эти хранилища, но потом городские власти не взяли их на баланс, когда им передавали жилой фонд. Пожарные водоёмы зависли в воздухе. Они разрушаются уже несколько десятилетий, от них мало что осталось.
У нас весь город вытянут вдоль Волги на 20 километров, но ни одного пожарного пирса нет. Во времена прежнего главы — Дениса Добрякова — был организован один съезд в районе «Полёта», он больше для спуска плавсредств на воду. Мы тоже можем им пользоваться. Это одно единственное место на весь город. Вроде бы смешно, да? Волга, Черёмуха, водохранилище, а забрать воду негде.
— В Рыбинском районе ситуация тоже сложная?
— Там другая сложность — по действующему законодательству в населённых пунктах с численностью населения менее 50 человек нет теперь обязанности иметь и содержать пожарный водоём. У нас можно по пальцам пересчитать те деревни, где зарегистрированных жителей больше, при этом во время дачного сезона население маленьких деревень возрастает значительно, но это в расчёт не берётся.
— Часто ли приходится выезжать на пожары туда, где есть проблема с водоснабжением?
— В этом году мы уже тушили 195 пожаров, в 26 случаях пришлось использовать подвоз воды. Шесть раз в городе и 20 — в районе. Подвоз воды — это очень длительный и трудоёмкий способ, требующий большого количества сил и средств. Поэтому проблема актуальна.
— О количестве пожаров вы рассказали, а что с кадрами? Много ли пожарных в Рыбинске и районе?
— На территории города расположены шесть федеральных пожарно-спасательных частей и отдельный пост в Заволжье. В районе — пять частей областной противопожарной службы, но и городские части туда выезжают при необходимости. По штату численность у нас 425 человек, но фактическая — всего 338. Некомплект — 87 человек.
— Существенная цифра…
— Да, это много. Мы неоднократно обращались в центр занятости, но, к сожалению, на сегодня уровень заработной платы не самый высокий, а требования к пожарному, в том числе по здоровью, весьма строгие. Из 87 вакантных должностей — значительная часть это именно пожарные. Требуются около 10-ти водителей, есть вакансии по офицерскому составу.
Я уверен, что в ближайшее время ситуация с оплатой труда изменится в лучшую сторону. Для этого немало делается нашими региональными и федеральными руководителями.
— Куда обращаться тем, кто решил стать пожарным?
— С понедельника по пятницу можно приходить в наш отдел кадров. Он расположен Ярославская область, город Рыбинск, Стоялая, 30. Вопросы можно задать по телефону: (4855) 22-26-73.
Фото — Александра Кузнецова, «Черёмуха»
-
уж действительно , видит око ,да зуб неймёт , кругом полно воды , но её не возьмёшь.