Мультфильм в первую очередь должен воспитывать — так считает педагог Ирина Гришина, которая уже два десятка лет занимается анимацией и учит детей секретам этого искусства. Как рождаются идеи для мультфильмов? Что нужно, чтобы начать работу над лентой? Журналист «Черёмухи» Анастасия Мазаева получила ответы на эти и другие вопросы.

Ирина Гришина работает воспитателем в одном из рыбинских детских садов — №113 — и знакомит детей с волшебством анимации. Увлечение мультипликацией началось с творческого объединения «Кинограф» — там, на проспекте Мира, с 1985 года школьники, студенты, рабочие, инженеры, врачи снимали фильмы под шефством Валерия Рязанцева. «Кинографисты» работали по четырём направлениям: документально-историческое и игровое кино, кинохроника и мультипликация. Последнее особенно заинтересовало Ирину Гришину, которая на тот момент училась в художественной школе.

— Меня тянуло к созданию изображения, которое может преображаться, потому что в мультипликации особенно привлекает именно возможность оживлять собственные фантазии. Возможно всё, что невозможно в кино и других искусствах, — делится мнением педагог.

Тогда она вместе с подругой начала снимать мультфильмы на киноплёнку. С результатами участвовала в фестивалях любительского кино. Во время учёбы в университете увлечение мультипликацией пришлось оставить, но научно-технический прогресс вернул Ирину Гришину к любимому делу — с появлением компьютера она продолжила заниматься мультипликацией, но уже в качестве педагога.

За 20 с лишним лет Ирина Гришина стала инициатором и участником многих проектов. В начале 2000-х она работала в пошехонском центре творческого развития и гуманитарного образования «Озарение», в 2009 году создала в Рыбинске — на базе детсада, где работала на тот момент — студию «Пчёлка», в рамках которой вместе с воспитанниками сделала порядка 30 мультфильмов — участников, лауреатов, победителей всероссийских и международных фестивалей любительского кино. Через 10 лет она поменяла место работы, а в новом детском саду и студия должна быть новая: педагог назвала её «Облако» — виртуальное пространство, которое может существовать вне стен.

Сейчас Ирина Гришина работает в детском саду №113 и продолжает заниматься созданием мультфильмов с детьми.

— Ребёнку можно и нужно передавать тот опыт, который интересен тебе самому. Если бы мне были интересны цветы, я бы создала с ними оранжерею. Но мне интересна мультипликация, поэтому мы делаем мультфильмы, — так объясняет педагог-мультипликатор сочетание своей профессии и личного увлечения.

Процесс создания мультфильма выглядит так: Ирина Гришина придумывает тематику, обсуждает её с детьми, они делятся опытом, мыслями, впечатлениями, что-то смотрят дома — так «вырисовывается» сюжет, для которого педагог делает раскадровку, то есть последовательность картинок, изображающих действие. Тогда становится понятно, какие нужны фоны, персонажи, и Ирина Гришина даёт активным воспитанникам домашнее задание — нарисовать или слепить что-нибудь, что впоследствии станет частью мультфильма.

— Почти все дети любят рисовать. Если я планирую создание какого-то мультфильма, то стараюсь включить сцены, где есть много одинаковых персонажей, которые действуют одновременно: рыбки в воде, бабочки на лугу, кучерявые облака разной формы. Это позволяет каждому ребёнку принять участие в создании мультфильма без напряжения и большого усилия, — рассказывает педагог о закулисье творческой деятельности.

Ирина Гришина

Мультипликация — труд кропотливый и сложный, только рисованием здесь не обойтись. Чтобы в итоге получился мультфильм, ребята занимаются всем, кроме монтажа — даже съёмкой.

— Жаль, что мой главный оператор — Рома — спит [интервью записывали во время тихого часа], он бы вам рассказал, как у нас тут всё устроено, — смеётся Ирина Гришина. — Я приношу ноутбук и веб-камеру. Пока оператор нажимает кнопу на ноутбуке и следит, чтобы в кадр не попадали руки и лишние детали, мультипликаторы по чуть-чуть передвигают фигурки — в возрасте 5-6 лет они с этим хорошо справляются.

Первая съёмка проходит всей группой — дети становятся наблюдателями, а потом те, кому это интересно, переходят в разряд аниматоров и операторов. Ирина Гришина говорит, что впоследствии заинтересованные дети сами инициируют творческий процесс.

— С детьми трёх лет уже можно заниматься мультипликацией, потому что в этом возрасте ребёнок в силах что-то нарисовать. От возраста зависит техника. С теми, что помладше, мы делаем мультфильмы способом перекладки, его ещё называют аппликационным — ребёнок рисует персонажа, мы вырезаем части тела, скрепляем их так, чтобы они двигались, а ребята под камерой их «оживляют». Деткам постарше доступна классическая мультипликация, когда каждый кадр отрисовывается заново, а на экране создаётся движение, — Ирина Гришина раскладывает на столе нарисованную лягушку в разных стадиях прыжка. — Если зациклить эти фазы, то лягушка будет прыгать бесконечно долго. 

Любимой техники у Ирины Гришиной нет — она считает, что всему своё место, и для каждого сюжета техника подбирается индивидуально. А вот любимый мультфильм — есть.

— Я была очень романтично настроенным и чутким к музыке ребёнком, и мне очень нравился мультфильм «Девочка и дельфин». На мой детский взгляд там было очень красивое сочетание музыки и изображения. Сделан он несложно, но синтез двух видов искусств наложил на меня большое впечатление, — делится мультипликатор личными воспоминаниями.

Нравятся педагогу и современные проекты — например, серия «Гора самоцветов» студии «Пилот» или «Фиксики». Ирина Гришина рекомендует показывать детям мультики со смыслом.

— В основе каждого мультфильма должна лежать какая-то идея — прежде всего, нравственная, потом обучающая. Эта идея не должна быть прямо в лоб, но если после просмотра на сердце остаются теплота и добро — мультфильм хороший. Можно показывать познавательные, которые толкают ребёнка к развитию, к новым открытиям, — советует педагог родителям.

О детях и мультфильмах Ирина Гришина ранее общалась с Юрием Норштейном — создателем «Ёжика в тумане». Она показывала ему мультфильмы, которые делала вместе с детьми.

— Мы с Норштейном говорили о том, что в детской мультипликации нужно как можно больше инициативы отдавать в детские руки. Он просматривал мультфильмы, которые я ему показывала, и отмечал те работы, где наибольший вклад сделали дети. Говорил: «Вот это хорошо. А вот здесь надо, чтобы побольше дети себя проявляли», — вспоминает Ирина Гришина встречу с прославленным мультипликатором.

Мультфильмы, созданные Ириной Гришиной и её маленькими коллегами, есть в открытом доступе. Каждый из них — это прожитая жизнь, считает педагог. Например, в этом году делали пластилиновый мультфильм про родной Рыбинск — знакомились с историческими достопримечательностями, а потом лепили пожарную каланчу, Спасо-Преображенский собор, музей. Следующий на очереди мультик — про семью.

Фото — Александра Кузнецова, «Черёмуха»

  1. Радостно узнать, что наследие Валерия Анатольевича Рязанцева даёт новые всходы.

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: