Тема возможного запрета абортов в России вновь подняла волну обсуждений. Патриарх Кирилл поставил подпись под петицией общественных движений «За жизнь» и «Православные добровольцы». Обращение предполагает внесение поправок в законодательство, которые полностью запретят искусственное прерывание беременности и присвоят зачатому ребёнку статус человека, имеющего право на жизнь. Также активисты настаивают на введении материальной помощи в размере не ниже прожиточного минимума беременным женщинам и семьям с детьми.

Инициатива расколола страну на два лагеря. «Черёмуха» узнала, что об этом думают рыбинцы: как обычные горожане, так и специалисты, чья работа и призвание напрямую связаны с семьёй и обществом.

Социологический опрос, в котором на момент подготовки материала приняли участие почти 600 читателей «Ч», однозначно показал: к запрету абортов большинство горожан относятся категорически отрицательно. Причём, как женщины, так и мужчины: 72,5% и 66% соответственно. В совокупности, более 70% участников опроса отметили, что у женщины должен быть выбор. На втором месте оказался вариант, предполагающий возможность прерывания беременности по медицинским показаниям и для жертв насилия. Он набрал чуть больше 17%. Доля тех, кто считает аборты неприемлемыми — 12%.

Сейчас в России допускается искусственное прерывание беременности на сроке до 12-ти недель, это оплачивается за счёт полиса обязательного медицинского страхования, то есть сама процедура для женщин бесплатная. До 22-х недель на аборт имеют права жертвы насилия. По показаниям врачей на прерывание беременности ограничений нет.

Аборты в России узаконили ещё в 1920-м году, на тот момент РСФСР было единственным государством в мире, принявшим такое решение. Но уже в 1936-м вступил в силу обратный закон, который действовал вплоть до 1955-го. Ещё одну попытку ограничить количество абортов сделали в 2013-м: в Госдуму внесли законопроект о выведении абортов из списка бесплатных медуслуг, но его в итоге отклонили.

— Такой шквал обсуждений по этой теме и общественный резонанс, мне кажется, связан с «культом ребёнка», который в последние годы упрочняет позиции, — считает председатель городской общественной организации женщин Ирина Ревякина. — Сейчас каждая семья хочет не только дать ребёнку по максимуму, но и получить от него максимальную отдачу. Это сказывается, например, на образовательных учреждениях — родители стали слишком требовательны, вникают в учебные процессы и проживают не столько свою жизнь, сколько жизни своих детей. Естественно, что при таком подходе, желание некоторых женщин не допустить роды вызывает у них неприятие и недоумение.

Ирина Ревякина называет запрет абортов гуманным, но не считает, что такой выход поможет решить хоть какую-то из актуальных проблем. В своих суждениях председатель Женсовета придерживается «золотой середины».

Ирина Ревякина: «Просто взять и запретить — это значит породить новые проблемы. Если посмотреть на ситуацию с психологической точки зрения, то надо понимать, что женщина, забеременев и не желая в этот момент ребёнка, оценивает сиюминутное положение вещей. Видит, насколько она готова к материнству, есть ли у неё необходимые условия для этого. И меньше всего думает о том, как это отразится на дальнейшей судьбе семьи, и даже всего рода. Для меня важнее, чтобы люди понимали ответственность за свои поступки».

Категорически против внесения изменений в закон высказался в разговоре с корреспондентом «Черёмухи» директор социально-реабилитационного центра «Наставник», психолог Геннадий Савин:

«Если люди хотят, чтобы у нас появилось больше больных женщин, чтобы было больше криминальных абортов и больше — простите за грубую формулировку — младенцев на помойках, то пусть запрещают аборты. Формальный запрет никогда не приводил к росту рождаемости. Мы это уже проходили в Советском союзе».

Гораздо более действенной мерой Геннадий Савин считает пропаганду контрацепции и половое просвещение. Психолог отмечает: уровень сексуальной грамотности у нас очень невысокий. И в первую очередь образовывать надо родителей, которые зачастую просто не понимают важность таких разговоров. В то же время своевременная беседа матери с дочерью — так как проблема по естественным причинам больше касается именно женской части населения — может просто не допустить нежелательной беременности.

Геннадий Савин: «Но мой опыт говорит, что мамы с дочками очень редко обсуждают эти вопросы, к сожалению. Это связано с низкими образованностью и сексологической культурой. И как следствие — аборт. Получается, что мы боремся со следствием, не занимаясь причиной».

По статистике число абортов в России снижается с 1990-го года. Несмотря на это, по данным Росстата, за 2015-й зафиксировано более восьмисот тысяч случаев искусственного прерывания беременности. В рыбинском роддоме тоже говорят об уменьшении цифр. В прошлом году сделано 1265 абортов, годом ранее — 1498. Ежегодно в городе на свет появляются при этом около 2300 малышей.

В горбольнице №1 — в её состав входит родильное отделение — с женщинами, решившими прервать беременность, работают психологи, их задача — уговорить потенциальную мать сохранить ребёнка. В этой области с медучреждением сотрудничают и священники. Законом предусмотрено обязательное условие — перед абортом женщине даётся время на то, чтобы ещё раз взвесить ситуацию.

Окажется ли аборт вне закона или нет — пока неизвестно. Но очевидно, что проблема закопана гораздо глубже. И «выкопать» её с помощью простого и необдуманного запрета вряд ли получится.

Поделиться мнением