То, что в последнее время повысились цены на молоко и молочные продукты, сложно не заметить. Центральные СМИ в последнее время часто говорят о кризисе в молочной отрасли, ходят разговоры, что молоко в ближайшее время может и вовсе стать роскошью. Косвенно это подтверждает тот факт, что произошедшее подорожание, по мнению экспертов, не последнее, рост цен продолжится и в наступающем году. С чем это связано? Как обстоят дела в молочной отрасли Рыбинского района и Ярославской области в целом? И на самом ли деле молоко рискует стать экзотическим напитком?

В администрации Рыбинского района успокаивают — всё под контролем. Правда, роста цен этот контроль как раз и не исключает.

Марина Лозовская, начальник  управления АПК, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района: «Хочу успокоить: молоко в ближайшее время не станет редкостью для жителей города Рыбинска, Рыбинского района и Ярославской области в целом. Однако рост цен на этот продукт питания неизбежен. Обусловлено это целым комплексом причин».

Положение дел в молочной отрасли  — сложное. Себестоимость производства молока превышает уровень цены реализации. Отрицательная рентабельность (минус 11%) не позволяет развивать и модернизировать производство, привлекать на село квалифицированные кадры. В 2012 году Рыбинский район обратился в правительство Ярославской области с инициативой выделить средства на погашение этой разницы цен. В этом году они пришли из федерального и областного бюджета. Сельхозпредприятия Ярославской области, занимающиеся молочным животноводством, получили компенсацию в сумме 258миллионов рублей. Но даже несмотря на это, производители молока сработали с прибылью в минус 0,4 % ! То есть, с убытком. Фермеры, разводя руками, отмечают: для полноценного развития и конкурентоспособности отрасли на мировом уровне необходимы более существенные вливания средств.

В Рыбинском районе возраст работающих в сельскохозяйственной отрасли – 45 лет и старше, износ машин и оборудования более 50 %. О модернизации животноводческих помещений даже никто и не говорит, хотя проводить её нужно.

Сегодня снижены поставки молока в Россию из стран ближнего зарубежья — Белоруссии и Прибалтики, которые исстари занимались молочным животноводством. Причина – выявление фальсификатов, поставляемых в Россию. В частности, это касается прибалтийских сыров. И при всём этом объемы производства российских «молочников» остались на уровне прошлого года.

Кроме того, идёт отток сырья с периферии в центральные регионы, которые предлагают производителям более высокую цену на молоко, чем внутриобластные молокозаводы. Некоторые сельхозпроизводители Рыбинского района уже выбрали партнёров из Москвы. В этой ситуации местные молокозаводы проигрывают. Испытывая дефицит сырья, они вынуждены увеличивать цену закупки молока для производителей. Как следствие, растёт цена на молоко и в розничных сетях.

Марина Лозовская видит два пути выхода из сложившейся ситуации: создание крупных сельхозпредприятий молочного животноводства (к примеру, в ОАО «СПК «Вощажниково» работают три площадки по 2200 коров каждая) и объединение производителей молока с молокозаводами. Пример такой кооперации уже есть. Это молокоперерабатывающий завод «РАМОЗ» и вошедшие в его состав сельхозпроизводители – ЗАО «Арефинское», ОАО «Новый Малиновец» Рыбинского района и ЗАО «Прилив» Пошехонского района.

Но точки зрения чиновник расходятся с мнением практиков. Например, совершенно другого мнения придерживается Геннадий Титов, директор СПК имени Ленина:

«Такие крупные комплексы, как «Вощажниково», хороши в южных регионах России на чернозёмных почвах, дающих хорошие урожаи кормов. Для нашей земли оптимальными могут быть фермы, где будут содержаться по 500-600 коров. Если стадо больше, сразу встаёт вопрос заготовки кормов — необходимы большие посевные площади для кормовых культур. А вблизи крупных ферм найти их сложно. Вывозить корма с отдалённых полей – дело весьма затратное».

Во время нашей беседы указал Геннадий Борисович на ещё одну болевую точку — в последнее время власти никакого уровня не уделяют внимания плодородию почв. Не получают хозяйства субсидии на удобрения ни из федерального, ни из регионального бюджетов. И на следующий год деньги опять не заложены. Если хозяйства не будут заниматься ни органической, ни химической подпиткой скудных среднерусских почв, больших урожаев кормов ждать не стоит. Объединение СПК и молокозаводов – тоже не выход из ситуации. Молокозаводы «прикрепляются» к производителям молока, но в развитие ничего не вкладывают, ни специалистов не привлекают на село, ни жильё не строят.

Геннадий Титов, директор СПК имени Ленина:«Если посмотреть по тому же селу Милюшино, где находится СПК имени Ленина: отопление дровяное, газа в ближайшее время мы даже и не ждём. В хозяйстве работают 130 человек, средний возраст которых – 45-50 лет и выше. Ещё 5 лет и половина уйдёт на пенсию. Кто будет работать? Некоторые фермы держатся исключительно на энтузиазме одной – двух доярок. Ушли женщины на заслуженный отдых или уволились – ферму закрыли».

Эксперты отмечают: сейчас государством выбрана неправильная политика в отношении села. Если в 70-х -начале 80-х годов в СССР выделялись средства на строительство жилья, животноводческих комплексов, то сейчас СПК пользуются тем, что было построено именно в то время. И государство выделяет всего 1 % на поддержку сельхозпроизводителей. Молочникам обещали из федерального бюджета 1 рубль с небольшим на покрытие убытков, а дали порядка 60-80 копеек.

Геннадий Титов, директор СПК имени Ленина:«Считайте сами: ещё летом за литр молока переработчики платили нам 15 рублей, сейчас 22 рубля. Чтобы купить литр солярки, нам нужно произвести два литра молока. Киловатт электроэнергии для сельхозпредприятий больше, чем в промышленности, килограмм комбикорма стоит 11-15 рублей. Если и дальше будет такое отношение к сельскому хозяйству со стороны государства, молоко и на самом деле может стать экзотическим напитком».

Чтобы работать хотя бы с минимальной прибылью, фермеры должны постоянно искать новые пути и модели развития. Так появился ещё один выход из ситуации: не объединяться с молокозаводом, а самому стать переработчиком. Некоторые предприятия в Рыбинском районе уже выбрали для себя эту дорогу.

Леонид Буянов, директор СПК «8 Марта»:«К сожалению, цена за молоко не распределяется по затратам между производителем, переработчиком и торговыми сетями. У производителей большие затраты, но доходность у них гораздо ниже, чем у переработчиков и сбытовиков. Чтобы скомпенсировать часть затрат, наше предприятие пошло по пути организации переработки своей продукции и её самостоятельной реализации по детским садам, школам, больницам, минуя «сетевиков». Если работаем с сетевыми компаниями, ищем вариант в цене, который был бы приемлем как для нас, так и для потребителей».

Годовой валовый объём производства молока в России – 31,7 миллионов тонн. Согласно программе развития молочной промышленности страны, планируется, что в 2014 году он вырастет до 32 миллионов тонн, а к 2018 году Россия должна «вырабатывать» 38 миллионов тонн молока, то есть повысить производительность на 18%, тем самым свести к минимуму зависимость от импорта молочной продукции. Получится ли сделать это исходя из сложившейся ситуации — большой вопрос.

Поделиться мнением