В 1986 году приказом Министерства культуры СССР Рыбинск включили в список исторических городов союзного значения. С того момента минуло 27 лет. Что Рыбинску дал статус города исторического? Что мы за это время приобрели и что потеряли? Об этом рассказывает рыбинский искусствовед, почётный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Балагуров:

«К сожалению, статус Рыбинска как исторического города местными властями особо не воспринимался. Можно отметить только Юрия Ивановича Шевелина, председателя рыбинского горисполкома в 80-е годы. Тогда начали уделять внимание реставрации: для улучшения материальной базы реставрационного участка были отданы два каменных дома, приобреталось оборудование и механизмы».

Энтузиазм рыбинцев по возрождению города заметили в столице – в Рыбинске прошла научная конференция, в которой участвовали первые лица города, руководители предприятий, общественность. Это единственный период, когда руководство города предпринимало реальные шаги по сохранению его исторического облика. А в последующие годы мы только теряли.

Евгений Балагуров: «Полностью мы потеряли ярчайшую страницу в архитектуре города – деревянный Рыбинск. Центральная власть, утвердив список исторических городов, самоустранилась от реальной помощи: исторические города были практически брошены на произвол судьбы. К сожалению, до сих пор нет исчерпывающего исследования по архитектуре и градостроительству города, чтобы рыбинцы поняли: они унаследовали уникальный исторический город, который вызывал восторг у соотечественников и иностранцев. Сегодня его можно увидеть лишь на старых фотографиях и гравюрах.

В чём же особенность исторической части Рыбинска? Это один из классических купеческих городов, в архитектуре которого запечатлён генезис капитализма в России: от первых заводов (мануфактур) до развитого капиталистического города, где всё создано для «дела». Архитекторы возводили не отдельные здания, а ансамбли улиц, площадей, поэтому главным достоянием города является градостроительная структура исторического центра, состоящая из высотных доминант и подчинённой им фоновой застройки. Рыбинск «раскрывается» на Волгу и имеет некий петербургский акцент с тремя мощными доминантами – Спасо-Преображенским собором, Казанским и Крестовоздвиженским храмами. В дореволюционном Рыбинске существовало функциональное зонирование – четко были выделены производственная и деловая зоны, территории для отдыха и культурного досуга. А улицы Ломоносова, Чкалова стали миром купеческой усадьбы».

Многие из рыбинских купцов были истинными патриотами города. Купечество – прогрессивная часть российского общества, именно на него в своё время опирался Петр Великий, реформируя Россию. Российские купцы к концу XIX века – это высокообразованные люди, много сделавшие для Рыбинска и для России в целом. Евгений Петрович считает: давно настала пора создания в городе музея купечества, ведь  Рыбинск — один из классических купеческих городов с соответствующей инфраструктурой.

Купцы приглашали в Рыбинск лучших архитекторов. Здесь творили Виктор Шретер, Сима Минаш, Авраам Мельников и, конечно, Карл Росси. Последним были спроектированы два гостиных двора: Красный (располагался рядом с Хлебным гостиным двором, впоследствии перестроенный), и Ярмарочный (сейчас это мастерские Рыбинского речного училища). Не исключено, что это не единственные работы Карла Росси в Рыбинске. Работа по сохранению столь богатого наследия города начинается с малого, например, с изготовления и установки охранных и мемориальных досок на фасадах памятников. Пусть они будут на каждом, заслуживающем этого здании. Сделать их нетрудно, а польза немалая: люди идут мимо, читают и понимают, что это не просто дом, а свидетель истории.

Улица Крестовая. Открытка начала XX века

Евгений Балагуров: «Давно настала пора создания положения об историческом городе, в котором необходимо прописать все стороны: административную, юридическую, экономическую. Даже на правах эксперимента оно могло бы оказать огромную пользу Рыбинску и другим российским историческим городам, особенно провинциальным. Почему бы в упомянутом положении не предусмотреть и попробовать узаконить отчисление частифедеральных налогов на сохранение федеральных памятников Рыбинска? В Рыбинске до сих пор не решен сложнейший вопрос – включения нового здания («новодела») в структуру исторической застройки. «Новодел» зачастую в соседстве со старыми зданиями выглядит нелепо, разрушая архитектурную структуру квартала».

Разрушителями архитектурных ансамблей стали и бездарно покрашенные здания, которых, к сожалению, предостаточно. А почему бы, к примеру, не использовать при строительстве новоделов сохранившиеся проекты того же Карла Росси?

Евгений Балагуров: «Нынешний генплан, к сожалению, не отвечает на многие важные вопросы. Необходимо выработать чёткую концепцию использования исторического центра и стремиться к решению сложнейшей задачи – созданию единого образа города, включающего старину и новостройки, чтобы человек, находящийся в новом микрорайоне, ощущал, что он находится в Рыбинске, а не в соседнем Угличе или Тутаеве. Но проходя по Скомороховой Горе, понимаешь, что Пушкин здесь точно не вырастет. Сначала человек создает город, затем город «создает» человека. Точнее – воспитывает новые поколения. Даже с большими утратами исторический центр Рыбинска остаётся мощным средством воспитания. От его состояния во многом зависит наше настроение. Какое настроение может быть от разрушенных зданий? Отреставрировать бы, например, несколько купеческих особнячков на улице Чкалова, тогда бы рыбинцы поняли, что они могут жить в совсем ином городе. Однозначно, что без создания и развития мощных реставрационных мастерских исторический центр города не сохранить».

Здание государственного банка. Фото 2012 года

Строительство новых зданий, реставрация старых регламентируется действующими правилами землепользования и застройки, определёнными зонами с особыми условиями использования территории и зонами охраны памятников истории и культуры. Если существуют нормативные документы, почему тогда в исторической части Рыбинска появляются здания, которые нарушают его цельный архитектурный облик? Какие меры предпринимаются для сохранения оставшегося архитектурного наследия Рыбинска? Ответить на эти вопросы мы постараемся в одном из следующих материалов.

Поделиться мнением