О чём вы подумаете при слове «музей»? Правильно, красивое здание на Волжской набережной, ставшее неотъемлемой частью городской визитной карточки ― панорамы с собором и Волжским мостом. Музей-заповедник, безусловно, заслуживает внимания, его коллекции из года в год посещают тысячи горожан, российских и зарубежных туристов. Но им, как ни странно, не заканчивается список мест, где хранится история. Существуют десятки интересных экспозиций, которые могут посетить и рыбинцы, и гости города, и ещё несколько ― закрытых для публичного доступа, но не менее любопытных. «Черёмуха» в рамках рубрики «Энциклопедия» запускает цикл материалов «Место с историей». Одно из них ― музей «Рыбинские рыбы».
Экспозиция в самом сердце Рыбинска ещё совсем молодая. Всего чуть больше года «Рыбинских рыб» можно найти по адресу Волжская Набережная, 99а. Основатель музея, художник Алексей Алексашин рассказывает, за это время несколько тысяч сувенирных рыб разъехались по России и улетели за границу, а счёт самих посетителей идёт на десятки тысяч.
― Говорить о точном количестве гостей сложно, потому что музей-заповедник, например, продает билеты и может сказать число по оставшимся корешкам. У нас такого нет, потому что само посещение выставки бесплатное, каждого человека мы не фиксируем, ― поясняет Алексей.
Музей открывался без расчёта посещаемости: энтузиаст Алексашин не составлял бизнес-план, во главе угла стояла идея ― продвижение бренда города. Помощь пришла со стороны чиновников, в администрации поддержали порыв художника. Помещение социальному проекту передали безвозмездно, но с одним условием ― работать здесь должен именно музей. Но нельзя сказать, что создателям экспозиции всё далось просто. Между решением о выделении здания и готовой выставкой предстояло пройти через ремонт, чтобы пустые комнаты в итоге превратились в арт-объект.
― Но мы этим болели, поэтому вложились, не раздумывая, ― подчёркивает Алексей.
Помимо горожан и праздных туристов, которые заглядывают в музей по пути, к «рыбам» приходят и экскурсионные группы. Не отрываясь от кисточки, превращающей деревянную заготовку в очередную коллекционную рыбу, художник разъясняет, о чём можно узнать, побывав здесь в гостях:
― Мы рассказываем историю нашего рыбного прошлого: как появилось название города, особенности занятий жителей. Та же рыболовецкая грамота являлась основным налоговым документом для всех обитателей Рыбной Слободы, вплоть до петровских времён. И с каждого жителя Слободы к царскому столу должно было в год поставляться определённое количество осетров, белорыбиц, стерлядей. Этот документ помогает понять, чем жили здесь люди: от многих других оброков и пошлин они были освобождены, платили налоги только рыбой!
За рабочим столом художника висит пара фотографий с рекордными по размеру рыбами, выловленными в районе города. Было это лишь сто лет назад, и улов на изображении даже не из Волги, а из реки Мологи, которая шириной примерно как две Черёмухи.
Музей, помещающийся всего в одной комнате, создаёт уютное впечатление, перекликающееся с эмоциями жителя мегаполиса от посещения нашего тихого города. Но ограниченность пространства не ставит для развития музея рамки: уже сейчас «Рыбинские рыбы» начинают делать тематические выставки «на экспорт».
― В апреле в Калининграде проходил тематический праздник День селёдки. Наша выставка до сих пор там экспонируется. Мы создали для них специальные арт-объекты, совместно с коллегами из калининградского Музея мирового океана, ― объясняет Алексашин.
Вдохновитель утверждает, что рыба действительно может стать узнаваемым в масштабе России брендом, как пряники из Тулы или платки из Оренбурга. Вопрос лишь в желании и правильных шагах для его реализации.
― Конечно, есть и внезапные факторы, вроде попадания рыбы к нашему президенту в кабинет, но… это крайне маловероятно.
По мнению художника, Рыбинск может быть привлекательным местом для внутреннего туризма, и дело не только в «Рыбинских рыбах». Так, всероссийской и даже мировой славы в своём деле заслуживает фотограф Андрей Сигсон: он первым сделал макроснимки снежинок в конце позапрошлого века и даже получил престижную награду за это в Париже в 1900-м году. Однако в мире считается, что первым снежинки заснял американец Уилсон Бентли, которому было около десяти лет, когда Сигсон делал свои первые фото.
― Если, например, в истории с радио можно долго спорить, Маркони или Попов был первым, пионером макросъемки стал именно Сигсон, это задокументировано, остаётся лишь как-то донести это до широких масс, ― рассуждает Алексей Алексашин.
«Рыбинские рыбы» ― необычный музей. Здесь художник на ваших глазах создаёт уникальные творения и проводит мастер-классы по росписи для желающих. Здесь можно даже трогать экспонаты и при этом не опасаться строгости музейного работника, а если очень понравились ― то и купить. В конце концов, здесь просто не берут платы за вход и всегда рады посетителям. И это уже само по себе повод узнать о нашем рыбном прошлом и настоящем.