Сегодня, 19-го мая, исполняется 100 лет со дня появления Всесоюзной пионерской организации. Получение красного галстука было одним из важных этапов в жизни советского школьника. Сейчас организации уже нет, но накануне юбилейной даты мы записали три воспоминаниями из детства.
Депутат Муниципального Совета Сергей Пресняков
В пионеры меня принимали в 1965-м году. Я жил тогда в городе Кстово Горьковской области — сейчас она Нижегородская. Так получилось, что на торжественную линейку я не попал, так как лежал в больнице. Помню, уговаривал врачей отпустить меня пораньше, но они отказались. И когда я вышел с больничного, то оказалось, что в пионеры всех уже приняли. Галстук мне в итоге повязывал старший брат.
Я был активным пионером, командиром отряда. Неплохо учился. Как и все тогда, мы много участвовали в спортивных соревнованиях, обязательно собирали макулатуру. У меня было обычное советское детство.
Думаю, что в том виде, в каком пионерия была тогда, сейчас она бы не прижилась. Боюсь, в нынешнее время в ней больше было бы формализма, чем пользы. Но какие-то формы организации детей искать, без сомнения, нужно. Современное поколение необходимо объединять и заинтересовывать.
Директор ДК «Волжский» Любовь Глухова
Я училась в Краснодарском крае. В гимназии № 8. Была октябрёнком и очень боялась, что меня почему-то не примут в пионеры. Тогда об этом все переживали.
Когда пришла пора приёма, было очень приятно. Песня «Взвейтесь кострами», горны, барабаны: вся эта символика присутствовала. Нас выстроили и лучшие ученики школы, которые уже стали комсомольцами, повязывали нам галстуки. Это было почётная обязанность для них. Потому что комсомолец — это не просто школьник, это строитель будущего, так нам объясняли позже.
Но только школой пионерия не ограничивалась — у нас всё лето было распланировано. Было много пионерских лагерей, куда мы ездили. Была обязательная трудовая отработка — за нами закрепляли участки на пришкольной территории. Там мы сажали розы. Также нас учили работать в теплицах. Мы не ждали каких-то поощрений, мы просто работали.
Особенно активных пионеров тогда награждали в основном поездками в другие города. Я сама ездила и в Петербург, и в Москву. Помню в столице мы жили в гостинице «Космос», а кроме экскурсионной программы у нас был ещё и поход в ГУМ.
Думаю, пионерское детство наложило отпечаток на поколения советских детей. Мы жили по принципу: «Будь готов! Всегда готов». У нас не было слова «нет», мы просто шли и делали то, что от нас требовалось. Это было вложено в нас.
Тогда страна брала на себя функцию воспитания — родители много работали, но дети не были предоставлены сами себе, мы были под присмотром. А ещё мы были уверены, что живём в самой лучшей стране мира.
Депутат Муниципального Совета Александр Соколов
Я учился в рыбинской школе № 26. В пионеры меня принимали в третьем классе, в 1978-м году. Всё было как положено: линейка, галстук, значок. Пионерами мы были не только в школе, но и за её пределами. В летнем лагере имени Зои Космодемьянской на одной из смен меня выбрали знаменосцем пионерской дружины. Это было почётно.
Сейчас можно как угодно относиться с тому строю, но мы росли с единой идеей. Это важно. Мы понимали, что ситуация достаточно стабильная и могли в целом предполагать, по каким «рельсам» будет двигаться наша жизнь — детский сад, школа, октябрёнок, пионер, комсомолец, техникум, институт работа. Нам казалось, что всё это незыблемо, стабильно и на века.
Я считаю, что сейчас, в сложных условиях, подобная система для наших детей нужна, нужна идеология. Я, как человек, работающий с молодёжью это вижу. Я, как отец, хотел бы, чтобы мои дети росли в подобной системе. Сейчас родители, в основной своей массе, вынуждены много работать, и не всегда на детей остаётся много времени. У детей своя жизнь — школа, кружки, секции. Но некая «подпорка» была бы кстати.
Иначе образуется вакуум, который дети заполняют сами, и не всегда правильно. Чему учили нас в пионерском детстве? Тому, что старшим нельзя грубить, что девчонок можно только за косы дёргать, а не руки распускать. В команде учили работать, брать ответственность за результат, но при этом чувствовать ощущение плеча рядом.