Встреча главы города Дмитрия Рудакова с представителями рыбинских СМИ состоялась в минувшую пятницу, 20 декабря. Разговор продолжался более двух часов. Мы предлагаем узнать мнение главы Рыбинска по основным темам, воздержавшись от редакционных комментариев. Ниже — речь от первого лица.
Про тепло и «Рыбинскую генерацию»
По сетям мы немало сделали за последнее время, взяли на себя ответственность. Легче лёгкого было на «ТГК-2» всё оставить, показывать на них пальцем и переводить стрелки. Но мы так не поступили. Совесть не позволяла в 2022 году, объехав все аварии, так сделать. Забрали организацию и впервые начали делать магистральные сети. Первая была на Радищева сеть — приоритетная. В 2023 году мы сделали акцент на уменьшение потерь. Ряд проблемных вопросов закрыли.
В этом году у нас две болевых точки — на Слипе и на Щепкина. Поэтому в межотопительный период мы будем включать в инвестпрограмму мероприятия там. В целом, ситуация уже не такая, как в 2022 году, когда у нас «горело» везде. Сегодня проблема не решена, но купирована. Эта работа не очень заметна, но важна.
Мы очень много негатива видим из-за раскопок, но там работают люди, они в траншеях трудятся, несмотря на выходные и праздники. В 2023 году, когда все праздновали Рождество, я с замом по ЖКХ, с мужиками этими решали проблемы. Тогдашний директор «РГ» привёз чай им. Они всю ночь занимались работами на Плеханова. Одна из задач — освещать труд этих людей. Нельзя всё время говорить «плохой-плохой».
Серьёзная проблема с сетями возникла, потому что мы все вместе сэкономили в прошлые годы. То, что текут сети — это наша экономия, мы недовложили в наше общее имущество, которое платежами коммунальными должны были поддерживать. Несколько раз был «заморожен» тариф, все люди сэкономили, соответственно сети были приведены в такое состояние. 30 лет накапливался износ сетей. Мы впервые за это время отремонтировали 10% сетей, вышли на норматив.
Источник финансирования ремонта сетей в 2025 году — инвестиционная и ремонтная программы «РГ», каждая — более 100 миллионов рублей. Ещё есть муниципальный источник: в этом году мы за счёт городских средств отремонтировали сети на улице Чкалова, которая вся текла.
Также источник — федеральные средства. В марте будут известны условия, но мы уже примерно понимаем — по аналогии с инфраструктурным бюджетным кредитом — и готовимся. Готовим сметы на ремонт масштабный. Мы убедили губернатора, и во время прямой линии он сказал, что на Рыбинск будет сделан акцент в вопросе ремонта сетей в 2025 году.
Связь ремонта тротуаров с выборами
В Рыбинске сложился дефицит как новых тротуаров, так и ремонтных работ. На 2022 год он уже был зашкаливающий. За два года из 220 километров удалось выполнить почти 40 километров.
У нас уникальная программа. Мы нестандартно пригласили губернатора не на показательные объекты, а на проблемные — показали разбитый тротуар на Ворошилова, который выглядел ужасающе. Нам помогла область, а затем мы стали закладывать средства, увеличивать объёмы.
Отношение к тротуарам родилось из выборов, если бы я их не прошёл, программа тротуаров, наверное, не возникла бы. Это чёткое преимущество выборной системы в Рыбинске. Пройдя выборы, ты напитываешься от жителей их потребностями. Тротуары «звучали» на всех встречах. Не знаю, какое чёрствое сердце надо иметь, чтобы не откликнуться на пожелания. Отсюда же родилась пропорциональность в распределении средств — стараемся уделять внимание всем районам.
Про Бульварную
Мы сделали один из лучших в России проектов — это Бульварная. Ей посвящено было много времени, да и души много там оставлено. Со времён, когда пришлось руководить комплексной реконструкцией Красной площади и Стоялой, Преображенского и Вознесенского переулков, Карякинского сада, это тот проект, который лично меня мотивировал, давал интерес к жизни, к работе. Там всё на коленях выползано.
Сроки сдвигались, потому что я три раза отправлял проект на доработку, требуя повысить уровень. Мы на этой стадии в «красной зоне» висели, а потом догнали всех. Мы хотели показать, что Рыбинск не хуже столичных городов — Москвы и Санкт-Петербурга, не хуже хвалёных европейских городов, что мы тоже имеем право претендовать на такой же уровень благоустройства, как и жители этих городов.
Парк на Суркова
Этот проект родился из принципа пропорциональности. Району годами не уделялось внимания. Там КТОСа не было своего. Район был забыт на долгие годы. Благоустройство на БАМе — это не один, а пять проектов. Сам большой парк, тротуары, проезд через весь БАМ с ливневой канализацией, двор, озеленение дополнительное. Ещё не всё закончено. Там появятся две детские площадки. Проект современный, мы хотели показать, что Рыбинск — не только исторический город.
Настоящее и будущее «Зелёной зоны»
Это больная точка для города. Ситуация сложная с юридической точки зрения. «Зелёная зона» состоит из 384 участков. Представляете мозаика какая. Из них 252 — были выкуплены частными лицами. С остальными сложнее.
Подход у нас лояльный, мы не ведём драконовскую политику. Мы предъявляем в суды иски. Если людей нет, за участком не ухаживают, то он изымается. Если есть хозяева, они за ним ухаживают, то не очень справедливо забирать.
Без суда не решить этот вопрос. Если люди доказывают свою правоту, то мы не претендуем. Из 132 исков 52 решения в пользу администрации, 73 — об отказе в наших требованиях. По этим участкам будет решаться вопрос о выкупе. Будем искать источник.
В будущем под парк нам, наверное, не освоить всю территорию. Те, кто ранее выкупали, брали участки под частную застройку, и она им интересна. Мы каким-то образом обменяемся, чтобы в центре территории был парк. В западной части города нет территорий для отдыха. Мы создали на Суркова, но его мало. Не всем же ездить гулять в центр.
О дорогах в целом…
Редко, когда удаётся, сделать так, что есть и количество, и качество. Сбои были, но они единичные. Часть успеха заложена была в 2022-2023 году. Иначе нам бы этот объём никогда не освоить. Тем более это совпало с прекращением работы РУМСРа в Рыбинске. Представляете, если бы мы заранее не озаботились появлением нового асфальтового завода мощного в городе. Год переговоры шли с дочкой Банка России — компанией «Буер». И в итоге у нас появился завод.
Жесточайшая была приёмка работ по дорогам. По гарантии подход такой же — если весной будут вскрываться недоделки, то подрядчики будут их устранять по гарантии.
…и о частных случаях
Желябова сделали фактически, у нас претензии по качеству плитки. Мы не будем такую оплачивать. Либо мы её исключаем из проекта, либо подрядчик должен подтвердить документально соответствие. Пока объект принят без тротуаров.
А вот по дороге к «Полянке» там подрядчика, несмотря на все регалии, мы внесли в реестр недобросовестных со всеми последующими взысканиями. «Полянку» мы всё равно сделаем. Претензии связаны с качеством, мы не пропустили нарушения.
Это на фоне двух миллиардов дорожного фонда, и на фоне того, что мы выполнили работы из плана на два года — небольшой такой штришок. Этот год был хорошим по дорожному строительству, как ни крути. Я для себя удовлетворён сезоном.
Про команду
Я бы хотел заранее извиниться перед командой своей за то, что я сейчас докладываю от первого лица. Ведь это результат работы всей команды. В нём зашиты результаты работы многих людей, в том числе тех, кто уже не работает.
Про «Авиатор»
Вопрос с приобретением «Авиатора» уже практически решён. У нас заключен договор. Передача объекта после полного расчёта, который будет в течение следующего года.
Считаю, приобретение объекта — это главное, что можно было сделать в культуре Рыбинска. Горожане страдали, что мы не могли пригласить целый ряд звёзд к нам. И это при том, что у нас мест больше, чем в ярославском концертно-зрелищном центре — до 1300 человек он может вместить.
Мы были приятно удивлены состоянием «Авиатора». Клубная часть полностью отремонтирована. Всё в порядке с инженерными системами. Он на сегодня рентабельный, хотя другие рыбинские дворцы субсидируются. Чтобы составить конкуренцию «Авиатору», остальным ДК нужно будет потрудиться. Не всё им сидеть на бюджетной капельнице. Всё будет нормально у дворцов, если будет работа и нормальный подход. Маленькие концерты «Авиатору» не выгодны.
Весь коллектив будет сохранён. Вопрос по руководителю решим. Пока рано об этом говорить, но работу мы ведём.
Про театры
В этом году мы капитально отремонтировали театр кукол. Не только фасад и прилегающую территорию, но и систему отопления, заменили окна. Серьёзные были проведены работы. И состояние его сегодня великолепное.
На следующий год мы получили серьёзные средства на ремонт драматического театра. Мы с вами, когда приходим в театр, видим фойе и сцену, но настоящий театр, где всё происходит задолго до спектакля — это цеха. Я ужасаюсь, когда туда захожу. К 200-летию театра мы приведём в порядок места работы людей, которые являются душой театра, тех, кто шьёт костюмы, делает декорации. Сегодня там кошмарные условия.
Про меценатов и объекты культурного наследия
Оба человека, которые зашли в Рыбинск (Михаил Рыбников и Дмитрий Разумов) — это меценаты федерального уровня. Разумов — человек, который переделал практически половину Суздаля, он приобрёл усадьбу Наумова с обязательством, что это будет культурный центр. Рыбников — директор «ФосАгро», человек, который приобрёл уже 13 зданий в Рыбинске.
Разумова привёл Алексей Ставицкий. У него тоже есть коллекция роялей, и мы сейчас ведём переговоры, чтобы разместить её рядом, в музее Мологи. Возможно, приобретя усадьбу, он уже не захочет «в маленькие штанишки залезать» и разместит свою коллекцию в усадьбе Наумова.
Наш интерес по Лоцманской бирже — сохранить культурное назначение, мы продавать под ресторан не будем. У Разумова был интерес сделать там аналог московского Рахманиновского зала. С Лоцманской биржей вложений побольше, чем с усадьбой Наумова. Пока всё в проектах и планах.
Пожарная каланча — это областная история. Её губернатор анонсировал на переговорах с министром МЧС. Городу без поддержки здесь не справиться. Мы выделили участок на Свободы, 18, где будет построено новое здание для пожарных, а старое здание передадут городу. Источники пока обсуждаются. Это был бы интересный проект, если бы можно было бы на каланчу забраться, или в ресторане поесть на верхушке каланчи, или свадьбу отметить.
С военкоматом история следующая: состояние здания такое, что нужно что-то делать. У комиссариата нет источников. Вкладывать деньги городские мы не могли, так как это федеральная собственность. Мы сейчас выделяем им здание на Ворошилова, такое же по площади. Сейчас там приводим в порядок систему отопления. Передадим его военкомату, а здание на Карякинской отойдет нам. Мы будем искать для него собственника, потому что всё вешать на город невозможно. Это позиция деконструктивная.
Что со сгоревшим зданием на Крестовой
Мы сгоревшему зданию максимально помогли. Более того, предложили собственникам выкупить его у них. Там восемь собственников, но двое не захотели продавать. Наша совесть спокойна — со следующего года начнём штрафовать. Это всё-таки их ответственность. В центре находитесь — будьте добры соответствовать уровню. У собственников много прав и одна обязанность — содержать объект так, чтобы обществу не было противно смотреть на него.
Вообще штрафная политика будет усиливаться по собственникам.
Планы на 2025 год
Школа в Прибрежном, бассейн. У нас они запроектированы, так что это не просто планы — есть документация, прошедшая госэкспертизу. Мы хотим развивать город и если мы будем ставить новый бассейн, то это нужно делать либо на Пузырёвом поле, либо в Прибрежном. Нужно двигаться на запад.
Есть планы по дебаркадеру, который уже проектируется, тот же подрядчик будет проводить работы. Второй лёд закончим в 2025 году. Там отличный подрядчик, крайне профессиональный.
Заделы есть. Хотелось бы продолжить работы в центре — сделать Преображенский бульвар, но там нужно заменить участок сети. Чкалова нужно доделать в следующем году. Не только саму улицу, но и здания.
По набережной нужно сделать фасады ряда зданий, в Казанский двинуться.