Пандусы, тактильная плитка, подъёмники, заниженные бордюры — это лишь часть того, что обеспечивает доступную среду для детей-инвалидов. От отдельных элементов благоустройства во многом зависит социализация ребят с особенностями здоровья. Некоторые вопросы решаются, но проблем остаётся много, и далеко не во всех случаях сторонам удается услышать друг друга. В минувшую пятницу, 16-го июня, за «круглым столом» собрались представители общественности, администрации Рыбинска и депутаты, чтобы найти решения, как сделать среду более доступной.

— В Рыбинске сейчас ведётся слаженная работа государственных учреждений с общественными организациями, — открыла встречу депутат Госдумы Анна Скрозникова. — Не всё решается легко, и есть проблемы, которые нужно регулировать на федеральном уровне. Хочу отметить государственную программу «Доступная среда», которая реализуется с 2011-го года. За все годы под потребности и возможности людей с ОВЗ уже приспособлено более 18000 социальных объектов: это поликлиники, аптеки, магазины, спортивные сооружения, кинотеатры, банки. Разработан комплексный план мероприятий по развитию образования и созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ до 2030-го года, и по этому плану к 2024-му году предусмотрено обеспечить в 22% детских садов условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов. Также не менее 35% школ должны стать инклюзивными.

Зампред совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Владимир Тараненко, курирующий вопросы доступной среды, обозначил, что за пять лет существования организации решилось 85% всех проблем и вопросов.

— Мы будем помогать всем без исключения организациям и людям, кто пытается и делает для наших детей с особенностями развития что-то хорошее и нужное, — сказал Тараненко.

О ситуации в Рыбинске на встрече рассказала руководитель местного отделения ВОРДИ Алиса Антонюк.

— Все проблемы мы охватить не сможем, — объяснила Антонюк. — На первое января 2023 года у нас 441 ребёнок-инвалид. Доступная среда — это не только колясочники, это слабовидящие и незрячие, это дети с нарушением умственного развития, с нарушением речи.

В числе примеров Алиса Антонюк рассказала, что в Рыбинске долго искали подходящее помещение для занятий с детьми-инвалидами. Решением стал спортивный комплекс «Звезда» в Мариевке. Основатель и руководитель спорткомплекса Юрий Герасимов — он тоже присутствовал на заседании — предоставил площади для занятий бесплатно.

— Мы проводим много мероприятий, — добавляет Алиса Антонюк. — На последнем собрались 64 семьи, в которых есть дети-инвалиды. У нас проходят и праздники, и соревнования. Помещение замечательное — первый этаж, широкие двери, на улице — песок, озеленение, различные площадки, на которых проводятся «Весёлые старты», закрытые и открытые теннисные корты, лёд зимой. Этот комплекс посещают не только инвалиды. Но есть огромная проблема, с которой мы боремся очень давно: вдоль комплекса нет тротуара. Рядом находится дом престарелых, где также есть колясочники. И они тоже вынуждены использовать дорогу вместо тротуара.

Директор рыбинского департамента образования Римма Брядовая отметила, что вопрос о тротуаре поднимали на комиссии по безопасности дорожного движения, и планируют включить его в работу на следующий год: сметы уже подготовлены.

Ещё одна проблема, обозначенная ВОРДИ — это бассейн в спортшколе №3. Его оборудовали для инвалидов в 2020-м году. Кабинеты, раздевалки и бассейн расположены на первом этаже, в здании — широкие коридоры и дверные проёмы. Есть электрический подъёмник.

— Это уникальный бассейн, — говорит Антонюк. — Но дети заниматься там не могут, потому что там нет системы очистки. Подогрев идёт от батареи, что нарушает нормы СанПиНа. Финансирования нет. Дети занимаются за 300 рублей в час, и у нас есть письмо от администрации, в котором говорится, что этого не хватает для покрытия расходов. Мы обучили тренера по адаптивной физкультуре за свой счёт, и тренера по плаванию мы можем подготовить. К нам один раз в три месяца приезжает гидрореабилитолог из Санкт-Петербурга, родители готовы платить за занятия. Но из-за отсутствия очистки все боятся. Там есть плавание для грудничков, перед ним проводится очистка, и после них можно заниматься. Но это разово, а реабилитация должна быть на постоянной основе.

Помимо спортивных и реабилитационных занятий, детям-инвалидам необходима социализация, общение со сверстниками, встречи. Но здесь тоже не всё гладко.

— В ОКЦ сделан замечательный подъёмник, — объясняет проблему Антонюк. — Мы можем поднять туда колясочников. Но дальше мы упираемся в фойе — там две огромные лестницы. Нам готовы предоставлять помещение для проведения тех же новогодних ёлок и мастер-классов, но мы не можем туда попасть, и дети-колясочники остаются без праздников, без социализации. Мы обращаемся в департамент спорта, в Речное училище — к нам приходят на помощь, никогда не отказывают. Но представьте: пришла мама с ребёнком в коляске на бесплатный кружок в ЦДЮТ, смотрит на ступени и понимает, что им туда не попасть.

Фото из архива «Черёмухи»

Есть вопросы к медицинским и образовательным организациям. Как прозвучало на встрече, в некоторых школах соблюдены условия для детей с ОВЗ: пандусы и туалеты для инвалидов. Но похвастаться этим могут немногие школы: №№17, 32, 3 и 20.

— Вот есть прекрасная, единственная в нашем городе детская поликлиника на улице Черепанова, — говорит Алиса Антонюк. — А как в неё попасть? Подъехать, подойти сложно — бордюры.

Для решения проблемы с образованием есть решения: домашняя и семейная формы обучения. Более подробно на этом вопросе остановилась депутат заксобрания Омской области Наталья Тузова.

— У домашнего обучения есть нюансы, — рассказывает Тузова. — Ребёнка-инвалида, особенно с ментальными нарушениями, обычно пытаются перевести в коррекционную школу, которая находится далеко. В связи с этим родители выбирают домашнее обучение. В таком случае ребёнок с учителями дома занимается восемь часов в неделю вместо привычных 30 в обычной школе, а за восемь часов обучить невозможно. Если родители выбирают форму семейного обучения, то весь образовательный процесс ложится на их плечи. Отказавшись от школы, родители платят за обучение сами. Конечно, есть компенсации за питание, но его в нашем регионе, например, и получают не все. Чтобы получить, ребёнок должен пройти специальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Сейчас мы готовим законопроект, чтобы не приходилось доказывать.

Помочь с подобными и другими проблемами родителям детей-инвалидов в Рыбинске могут несколько организаций: деятельность ВОРДИ направлена на правовую помощь семьям, а детский сад №114 является ещё и городским консультационным центром. По словам директора детсада Юлии Карасёвой, на базе учреждения специалисты проконсультируют, куда обратиться и чем можно помочь ребёнку.

По итогу заседания Анна Скрозникова предложила создать список проблем, которые необходимо решить в первую очередь, и определить перечень организаций, готовых помогать.

  1. По теме: первое, с чем сталкивается инвалид любого возраста, выходя на улицу, даже если в помещении есть пандус - это наши тротуары. Они предназначены для любителей экстрима. И я имею ввиду не только высокие бордюры и провалившийся асфальт. Но и огромные лужи осенью, гололёд и снежную кашу зимой, сосульки весной. То есть даже с самыми обычными проблемами справиться у нас не могут.
  2. создать список проблем, которые необходимо решить в первую очередь, и определить перечень организаций, готовых помогать можно было и без предложений Анны Скрозниковой. Неужели для этого нужно какие-то заседания устраивать?

Поделиться мнением