О доступной среде последнее десятилетие много говорят. И что-то делают. Появляются светофоры со звуковыми сигналами, где-то укладывают тактильную плитку, устанавливают подъёмники и обустраивают пандусы. Но ситуация меняется крайне медленно. Даже новые проекты не всегда предусматривают плавные съезды для колясок.
Так, на площади Дерунова, которую ремонтировали в 2021-м по программе «Решаем вместе», из пяти лестниц пандусами оборудованы только две.
«Пандусы нужны не только людям с ограниченными возможностями, но и пожилым людям, матерям с колясками, людям с сумками-тележками. Скаты на переходах нужны велосипедистам. Город — это в первую очередь доступная территория для жизни людей, а потом уже, что угодно: промышленная площадка или зона сплетения транспортных артерий», — говорится в издании Ильи Варламова и Максима Каца «100 советов мэру. Книга рецептов хорошего города».
Ещё одна беда — качество пандусов. Нередко они не соответствуют нормативам и попросту неудобны. В книге «100 советов мэру» категорично обозначено: нельзя подходить к созданию доступной среды формально — это даже хуже, чем ничего не делать.
Авторы предлагают вносить в тендерную документацию условие, чтобы представитель подрядчика при сдаче объекта сам попробовал въехать в сооружение на коляске. Если не получится — объект не стоит принимать.
Корреспондент «Черёмухи» Александра Кузнецова, вооружившись фотоаппаратом, прошлась по центральным улицам Рыбинска. Её вывод: пандусов мало. Примерно треть зданий ими оборудована. Но далеко не все пригодны для использования.
Начнём с хорошего примера. Пандус у супермаркета «Магнит» на Луначарского, 6. Небольшой угол наклона, есть поручни, удобно заходить внутрь здания. Но весной бывает закрыт из-за опасности падения сосулек.
Пандус торгового центра «Ниагара» на Крестовой немного разбит, выглядит неаккуратным, но пользоваться вполне можно:
В числе тех, на кого стоит равняться Александра Кузнецова, называет Сбер на Гоголя. Удобство съезда она проверила на собственном опыте — пользовалась этим пандусом с детской коляской.
Налоговики сделали пандус даже несмотря на то, что на входе буквально три ступеньки. Собственно, так и должно быть.
Дальше — типичный пример формального подхода: в магазине на Красной площади правая полоса для колёс перекрыта дверью. Есть вопросы и к ширине пандуса.
У музея-заповедника установлен электроподъёмник, но пользоваться им имеют право лишь те сотрудники, которые получили допуск. Поэтому лучше созваниваться с музеем заранее и уточнять о возможности воспользоваться оборудованием в конкретное время. Можно ли это считать доступной на 100% средой? Вряд ли.
Вот ещё один хороший пример — аптека на Кирова, 3.
Аптека на Крестовой снова демонстрирует формальный подход к созданию доступной среды. Угол наклона слишком велик, расстояние между полозьями подойдёт не для всех колясок. И даже поднявшись на крыльцо, войти внутрь будет сложно — места для того, чтобы открыть дверь катастрофически мало.
У здания «Дружбы» на Крестовой два входа. Пандусом — с достаточно крутым подъёмом — оборудован только один. И этот вход закрыт.
В универмаг на Крестовой тоже сложно попасть. Зимой пандус больше напоминает горку-аттракцион. По информации «Черёмухи», посетители уже направляли жалобу ретейлеру, точка которого здесь расположена. Но проблема пока остаётся.
В Волжском парке, который в прошлом году ремонтировали по программе «Решаем вместе», оставили несколько старых пандусов. Один из двух на фотографиях ниже практически не пригоден для использования:
В кафе «Мельница» угол конструкции приемлемый. Даже по фото видно, что не помешал бы ремонт. Но, в целом, пользоваться можно.
Хороший пандус у магазина на Луначарского:
Неплохой — у «Ярославны» на Крестовой. Но ранней весной его закрыли — очевидно из-за сосулек, и по состоянию на 20-е апреля почему-то не открыли.
На Кирова, 11 на одной лестнице есть полозья. И вновь формальный подход. Ширина подойдёт не всем, угол наклона слишком велик.
«Черёмуха» оценила доступность среды лишь снаружи. Немало можно найти примеров, когда вход оборудовали пандусом, установленным с учётом всех нормативов, но сразу за дверью начинается полоса препятствий из порогов из ступенек. Понятно, что не везде есть техническая возможность для создания доступной среды. Тем не менее, как говорят Варламов и Кац, город нужно проектировать так, чтобы он был удобен для пожилых и слабых.