Есть два важных условия реализации любого проекта: формирование команды и организация её эффективной работы. Численность объединения может быть разной, но в неё должны входить специалисты, обладающие необходимыми для достижения общей цели компетенциями. Об одной из проектных команд рыбинского акселератора — в материале «Черёмухи».

Внимание: авторы

Андрей Сергеев, Марк Власенко и Александр Росляков — студенты второго курса специальности «Информатика и вычислительная техника» Рыбинского государственного авиационного технического университета имени Павла Соловьёва. Андрей и Марк познакомились, когда учились в школе — музыкальной, потом вместе занимались в «Кванториуме». Тогда и попробовали впервые свои силы в проектной работе.

— Как и все старшеклассники, взвешивали все за и против, выбирая вуз. Думали о Калининграде, Владивостоке — были в этих городах во время проектных форумов. Но там в университетах основной акцент сделан на классическое образование — лекции, лабораторные занятия. Нам хотелось заниматься в большей степени собственными разработками, получая при этом теоретические знания. Именно по этой причине решили остановиться на рыбинском вузе. РГАТУ имени Павла Соловьёва больше «заточен» на самостоятельную работу, поэтому здесь есть возможность реализовать свои идеи, — рассказывает Андрей Сергеев.

Андрей Сергеев

Про себя Андрей говорит: программированием начал заниматься ещё с 10-ти лет, когда увлёкся компьютерными играми. У Марка преобладает иное направление: он — человек творческий, предпочитает заниматься дизайном, музыкой.

— Выбрал РГАТУ имени П.А. Соловьева, потому что учиться в родном городе намного проще: ты не думаешь о каких-то бытовых вещах, просто занимаешься тем, что помогает развиваться в профессии, — уверен Марк. — Друзья помогли подготовиться к ЕГЭ по информатике — сдал на высокий балл. Сейчас вполне комфортно чувствую себя в этой специальности.

Марк Власенко

Александр Росляков выпускник рыбинской гимназии №1, с детства углублённо изучал английский язык. Говорит: сейчас это знание помогает с переводом технической литературы.

— С 10-ти лет занимался авиамоделированием в Центре детско-юношеского технического творчества, успешно выступал на соревнованиях. Когда мой наставник перешёл работать в «Кванториум», решил следовать за ним: сменил тематику с авиамоделирования на робототехнику — занимался автономными дронами, другими устройствами, — рассказывает о себе Александр. — Рассматривал для поступления несколько вузов, в том числе и столичных. Решил остаться здесь: мне некомфортно в больших, суетливых городах.

Александр Росляков

«Пробы пера»

Возможность общения с профессионалами, обмен опытом с единомышленниками — вот что важно в проектной деятельности, по мнению участников команды. У каждого ещё до акселератора имеется солидный багаж завершённых проектов, так что участие в RybAcc сомнений не вызывало.

— В прошлом году мы ездили в Сколково, там почти все были старше нас, — говорит Марк. — Было интересно даже не столько мнение экспертов, сколько участников — наших конкурентов.

Отправная точка любого проекта — желание сделать что-то новое, творческая мысль. При этом каждый проект расширяет кругозор, открывая новые аспекты знакомых тем.

— Вроде бы проектная работа — это о создании того, чего нет: принципиального нового продукта, новой технологии. Но любая подобная новинка опирается на уже созданное, апробированное практикой. Просто надо понять, какие аспекты можно усовершенствовать, сделать проще, дешевле, эффективнее, — говорит Александр.

«Точка кипения»

«Разработка рекомендательной системы для выявления дефектов продукции по цифровым рентгенографическим снимкам» — так обозначена тема для участия в университетском акселераторе. За сложным названием кроется разработка технологии, помогающей обнаружить скрытый брак в деталях. Она позволит облегчить труд человека, фактически взяв на себя основную часть работы, поможет избежать случайных ошибок, а, значит, сработает на повышение качества.

— Представьте: при изготовлении детали внутри осталась полость. При эксплуатации такая деталь может повести себя непредсказуемо, стать причиной поломки механизма. Как узнать, насколько деталь хороша внутри? Для этого её помещают в рентген-аппарат, делают снимок. Но и снимок нужно грамотно прочитать, расшифровать. На снимке полости выглядят как светлые области. Специалист должен увидеть их, отметить, определить, насколько дефект критичен для эксплуатации детали, — объясняет смысл разработки Александр Росляков. — В нашем проекте речь идёт о программе, которая умеет распознавать эти области вместо человека и анализировать их — она определяет, что считать критичным дефектом.

Аналогичных программ универсального пользования пока нет, существуют лишь программы, «заточенные» под конкретные детали и материал. Авторы подчёркивают: их разработка не заменяет дефектоскопию, а лишь упрощает её. Конечное решение в сложных случаях остаётся за специалистом.

— Сейчас подобные разработки активно развиваются в медицине — программы считывают повреждения и даже самостоятельно могут поставить диагноз. Но и в этой сфере обойтись без врача невозможно: человеческий организм — слишком уникальный «механизм», поэтому полная унификация здесь невозможна, — говорит Андрей Сергеев. — В этом отношении, конечно, с технологическими решениями для производства всё проще: здесь детали должны быть как раз единообразными, без отклонений.

По задумке авторов, программа будет обладать адаптивными свойствами: её можно будет настраивать под любое изделие на любом производстве, где применяется точная металлообработка. В настоящее время проект находится на уровне идеи-концепции, но авторы планируют продолжить работу и уже в начале 2023-го года появится так называемый MVP — прототип программы, обладающий достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями.

— Успех представления проекта именно в слаженности нашей команды, когда при разработке презентации один участник понимает, о чём и как будет говорить другой. А тот, кто отвечает за подбор материала, выберет лишь значимую информацию, представив её в кратком и доступном для понимания виде, — делится Сергеев.

Студенты вспоминают, как во время предзащиты на проект обрушилась критика экспертов: в течение получаса пришлось выслушивать замечания, отвечать на вопросы директора по инновационному развитию ПАО «ОДК — Сатурн» Дмитрия Станиславовича Иванова. Но именно эта работа позволила более тщательно подготовиться к итоговой защите и представить разработку в лучшем виде на Демо Дне.

— Акселератор обучает, по сути, с нуля тому, как выстроить стартап. Ты можешь придумать вроде бы отличную идею, но в итоге окажется, что она нежизнеспособна. Поэтому даже хорошо, если это станет понятно уже на этапе концепции – в акселераторе, чем когда будет потрачено время и деньги, а готовый продукт окажется никому не нужным, — уверен Александр Росляков. — Вектор развития и экспертная оценка идеи — для этого нужен акселератор. Здесь нет победителей и проигравших: одни получают одобрение и действуют дальше, другие — критику и возможность избежать ошибок, третьи — понимание того, что тема в данном виде вообще не актуальна. Заметьте: все три случая позитивны, так как есть понимание дальнейшего развития, при этом мы не тратим ресурсы напрасно.

Конкурс проводится в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» при поддержке Минобрнауки России. Оператором выступает «Платформа Национальной технологической инициативы». Подробнее о работе акселератора можно прочитать на сайте или в группе во «ВКонтакте».

  1. Не всё ещё потеряно, когда такие люди у нас есть. Успехов ребятам!

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: