В здании Красного гостиного двора в Рыбинске появилась керамическая мастерская. Автор уже известного не только в городе бренда «Рыбинские рыбы» Алексей Алексашин 23-го октября презентует новую школу-мастерскую «Росписи затопленных земель», аналогов которой нет во всей России. Реализация проекта стала возможна при поддержке компании МТС, рассказывает Алексашин.
— Алексей, каким образом связана телекоммуникационная компания и культурно-образовательный проект, задуманный в Рыбинске?
— Компания МТС занимается поддержкой инициатив, связанных с локальными культурными феноменами. Это волонтёрская акция «Культурный код». При этом поддержка проявляется не просто в материальной помощи: компания оказывает целевую помощь. В нашем случае, это покупка оборудования для мастерской. Конечно, без личных вложений не обошлось: арендная плата, коммунальные услуги, ремонт помещения, закупка материалов.
— Откуда вообще появилась идея керамической мастерской?
— Это продолжение предыдущих проектов, в частности проекта «Росписи затопленных земель». В прошлом году мы работали со специалистами по культуре и народному творчеству из Вологды — изучали наследие Мологи. В этом тоже есть определённые сложности. Куда делись вещи из затопленного города? Что-то попало в музеи, что-то увезли люди с собой во время переезда. Всё это нам и предстояло отыскать. В итоге обнаружили массу образцов деревянной резьбы: коньки крыш, причелины, наличники. Очевидно, что дома разбирали, перевозили и собирали уже на новом месте: таких домов много в Заволжском районе Рыбинска. Были в местных музеях, съездили в Вологду и Череповец — искали там изделия, вещи с мологской символикой: домотканую одежду, предметы быта — прялки, посуду. Исследовали даже те предметы, которые имелись в антикварных магазинах и частных коллекциях. Все находки фотографировали, потом обработали и получили своеобразный конструктор из изображений, удобный для творчества, анализа. Возник вопрос, как использовать, «оживить» эти элементы — вот так пришли к мысли о керамике.
— В мастерской будут создаваться предметы с изображениями, характерными для Мологского края?
— Именно так. Если какой-то историк, краевед скажет, к примеру, что не видел мологского изразца, то он будет прав. Мы не ставим целью создать то, чего не было, придумать историю. Можно сказать, что будем создавать вещи — керамику — на основе того культурного пласта, который сумели выделить в результате своей исследовательской работы.
— В чём особенность специфических узоров, характерных именно для Мологского края?
— Во-первых, надо отметить, что в Мологе проживали искусные резчики по дереву. Дома не просто рубили из брёвен, но ещё и богато украшали: на наличниках появлялись вензеля, драконы, кружева. Во-вторых, Молога жила традиционным укладом, многие вещи изготавливались вручную — ткани, текстильные изделия. Женщины украшали вещи орнаментами, вышивкой. Даже по одежде, украшениям можно было многое узнать о социальном положении, статусе их обладательницы. Сейчас эти культурные коды практически утрачены. Нам попадались очень специфичные изображения человекообразных существ: из длинных пальцев словно прорастают цветы, листья. Вологодские эксперты определили их как богиню весны.
— Какие вещи будут создавать в мастерской? Могут ли горожане и гости Рыбинска принять участие в творческом процессе?
— Конечно, смогут. Мастерская не просто культурное пространство, где можно узнать интересные факты о нашей местной истории, но и воплотить эти знания в творчестве. Будем изготавливать расписные изразцы с узорами Мологи. Декоративные элементы можно будет наносить как специальной краской, так и вылепить в виде рельефов, а потом покрыть глазурью. Получается, наши гости смогут прочувствовать процесс создания керамического изделия от начала и до конца: лепка, обжиг, роспись, нанесение глазури. Возможно, в дальнейшем продумаем варианты с созданием фигурок, объёмных изделий, вылепленных на гончарном круге. Но прикладное творчество — не главная цель, важно познакомить рыбинцев, гостей города с культурными традициями края, которые воплощались в бытовых предметах, вещах. Строго говоря, это не просто мастерская, а ещё и выставка, интерактивный центр.
— Кого вы ожидаете увидеть в качестве посетителей?
— Всех, кто интересуется культурой нашей малой родины — возрастных ограничений нет. Интересно будет и детям, и взрослым. Думаю, и дошкольникам понравится лепить из глины — это невероятно приятный материал, пластичный и податливый, способный принять практически любую форму. А вот гончарный круг — для публики постарше: здесь требуется концентрация внимания, усидчивость, точность движений, постоянный контроль за процессом лепки. Его освоение можно начинать лет с 10-12-ти.
— Какие результаты вы ожидаете получить от реализации проекта?
— Во-первых, мы давно говорим о том, что неплохо было бы наполнить Красную площадь неким содержанием: несмотря на глобальную реконструкцию, она сих пор не «ожила», не наполнилась активностью. Надеюсь, что мастерская привлечён внимание к историческому центру, сделает его не просто популярным местом для фотосессий, но и местом, куда приходят, чтобы интересно организовать досуг. Есть и более глобальная цель. Возможно, это звучит пафосно, но хочется, чтобы рыбинцы осознавали причастность к истории того места, где они живут, чтобы у детей воспитать уважение, любовь к своей малой родине. В конечном счёте, из этого складывается мироощущение и миропонимание любого человека.