«Словно сказочный терем!» — восхищаются прохожие, глядя на бывшее здание горсуда на улице Советской. Реконструкция этого удивительного по красоте особняка началась много лет назад. Подготовка проекта, согласование документов — строение принадлежит к историко-архитектурному наследию, что налагает особые охранные обязательства — всё это лишь подготовительные этапы, предваряющие работу. Разбор завалов, укрепление ветхих элементов и несущих конструкций. Каждая балка, каждый кирпич в стенах был исследован практически вручную — на это пришлось потратить не один год. В конце этого лета горожане смогли увидеть первые результаты долгой работы. Часть особняка приобрела практически законченный вид. Корреспондент «Черёмухи» Ирина Рязанова поднялась по строительным лесам вместе с Андреем Лавровым, директором компании, которая занимается реставрацией здания, чтобы вблизи увидеть преображение фасада.
Подводя итоги сезона
Бывшее здание суда на Советской улице по-прежнему скрывается за строительными лесами. Но уже сейчас даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять — работа по реконструкции проделана колоссальная.
— Самый важный результат этого года в том, что мы полностью защитили здание от дальнейших разрушений, восстановили все несущие конструкции, завершили кровельные работы, — рассказывает генеральный директор «Верхневолжской производственной сети» Андрей Лавров. — Крыша готова, сейчас над эркерами устанавливаем декоративные элементы в виде четырёхгранных шатров — так называемые навершия. Вся конструкция собирается заранее, потом с помощью крана её поднимают на крышу, монтируют, закрепляют. Операция непростая как технически, так и организационно: приходится даже проезжую часть перекрывать, чтобы разместить технику.
Во внутреннем дворе особняка на Советской, который находится за строительным забором, собирают навершие для второго эркера: металлический каркас, по форме похожий на шатёр с четырьмя скатами, обивают деревом, сверху покрывают кровельным железом. Лавров объясняет: конструкция собрана строго в соответствии с чертежами, предусмотренными архитекторами:
— На проектном рисунке навершие выглядит не так, как в реальности — более вытянутым, устремлённым вверх. Когда смонтировали крышу над правым эркером, то заметили: она выглядит будто приземистой, сплюснутой. Угол зрения — а мы видим навершие снизу — принципиально важен для восприятия. Даже размышляли о том, чтобы внести в проект изменения — сделать шатёр более вытянутым для того, чтобы красиво смотрелось снизу. Потом всё же решили, что не стоит отступать от исторической справедливости.
Внутри изменений немного — строители весь сезон занимались фасадными работами. Сложность в том, что особняк украшен множеством декоративных элементов: арками, вензелями, ромбами и фигурными поясами. Время практически полностью уничтожило фасад — штукатурка обвалилась вместе с лепниной.
По старым фотографиям, архивным документам, чудом сохранившимся деталям архитекторам удалось полностью восстановить первоначальный облик здания, отрисовать его в чертежах. Каждое украшение, элемент лепнины рабочие изготавливали по шаблонам вручную.
Что-то приходилось отливать в специальных силиконовых формах, длинные декоративные накладки, опоясывающие фасад особняка, изготавливали методом протяжки, с помощью специально изготовленного профиля.
— Центральный фасад в принципе сделан, подготовлен под шпаклёвку. Там свои сложности — много декоративных элементов, которые пришлось восстанавливать буквально вручную. Сейчас остались только финишные работы — окончательный лоск навести и цвет добавить, — говорит Лавров.
Планы на будущее
Прогулка по строительным лесам — развлечение не для слабонервных. Хрупкая на вид конструкция словно покачивается при каждом шаге. Кое-где доски неплотно прилегают к металлическому каркасу из труб, между ними образуется зазор, в который может провалиться нога — в таких местах нужно проявить особую ловкость и осторожность. Через каждые три-четыре метра приходится пролезать под перекрёстными стяжками. Особый экстрим — подъёмы на верхние этажи: нужно карабкаться по вертикальной металлической лестнице, потом, пролезая в вырубленный в полу люк, подтягиваться, стараясь не зацепиться за доски. Но только здесь, на высоте, в непосредственной близи, можно рассмотреть то, что удалось сделать рабочим за это лето.
— Закрепить декор на фасаде — тоже искусство. Накладные элементы приклеивали, фиксировали на саморезы, стыкуя между собой, чтобы внешне они выглядели как цельный, непрерывный орнамент. Те части, которые удалось сохранить, укрепляли, добавляя утраченные детали. Что-то выкладывали прямо на фасаде. Работа кропотливая, можно сказать, ювелирная, — не скрывая гордости, говорит Андрей Лавров. — Посмотрите, под крышей идёт пояс из выпуклых кирпичей. Сколько их? Я не считал. Каждый вылепили вручную, каждый соответствует заданному размеру — хоть с линейкой приходи, обмеряй их.
Сколько длится реставрация по времени, Лавров точно не помнит — говорит, это словно крест, который нужно тащить до конца, не оглядываясь на пройденный путь. Расходы на ремонт большие, возрастают с каждым годом — цены растут, поставщики меняются. Инвестор уверяет: для того, чтобы полностью привести фасад здания в порядок, нужна всего пара месяцев — на шпаклёвку и покраску. Самая трудоёмкая часть уже позади. По словам Андрея Лаврова, в этом году вообще не планировали красить фасад. Рассчитывали, что просто покроют его поверхность белым выравнивающим грунтом:
— Если присмотреться к слоям краски, которые ещё проглядывают там, куда не добрались штукатуры, можно заметить, что слои жёлтого и красного цветов чередуются, иногда появляется белый цвет — на декоративных элементах. Такое чувство, что в разное время приходили маляры и перекрашивали фасад тем, что на складе выдали, не задумываясь об исторической составляющей.
Лавров отмечает: в проекте, который предложили архитекторы, цветовое решение не совсем характерно для русской архитектуры XIX века.
Традиционно основную плоскость фасада окрашивали в более тёмные тона по отношению к выступающим декоративным элементам — их, как правило, выделяли белым цветом.
В особняке на Советской всё наоборот: основной тон — светло-бежевый, а лепнина — тёмно-красная.
— Ребята-мастера расстраиваются: из-за такой окраски мелкие декоративные элементы снизу не видны — это действительно так. С другой стороны, фасад стал выглядеть благородно, исчезла ляпистость, пестрота. А то, в самом деле: добавь ещё белой краски поверх декора, флаги повесь — и готов ярмарочный дом. У нас иная задача — показать особый стиль, удивительную красоту исторического особняка, — рассуждает Лавров.
Окна в отремонтированном правом эркере временно закрыли баннерами. Причина проста: по проекту рамы должны быть деревянными — пластик просто неприемлем для реставраторов, а это стоит недёшево. Да и заказ это непростой: не каждая мастерская возьмётся за изготовление арочных рам с внутренними переплётами. Кроме того, пока здание не отапливается, вставлять окна нет смысла — дерево рассохнется, работу придётся переделывать.
Левый эркер — единственная часть фасада, куда пока не добрались рабочие. Разрушения на нём видны и с улицы, но вблизи они впечатляют ещё больше: на обсыпавшихся стенах пророс не только мох, плесень, но даже успели укорениться небольшие деревья. Кое-где кирпичи обсыпались до такой степени, что видны несущие элементы. Кажется, восстановить здание, которое столько лет уничтожалось временем, невозможно. В следующем году, уверяет Андрей Лавров, левый эркер ничем не будет отличаться от правого.
Уже сейчас инвестор определил задачи следующего этапа — завершить фасадные работы, выполнить первичное благоустройство прилегающей территории, проложить наружные сети — водопровод, канализацию, электричество. По самым грубым расчётам на это потребуется десять миллионов рублей.
— Все работы мы делаем за свой счёт. Никакой помощи от бюджетов, грантов или тому подобного нам не выделяют. Сейчас правила относительно объектов культурного наследия изменились — их отдают безвозмездно тем, кто готов вкладываться в реконструкцию. Мы же выкупали особняк, — вспоминает Лавров. — В этом году ещё и стоимость аренды за землю подняли: раньше платили копейки — как за участок рекреационного назначения — но ведь мы и не использовали его в коммерческих целях, он пустует. Сейчас кадастровую стоимость этой земли рассчитали по-новому: участок оценили в 15 миллионов — теперь с этой суммы платить налог, получается в сотни раз больше.
А вот о сроках окончательного завершения реставрации Лавров говорит аккуратно: найдётся инвестор — можно и за год всё доделать. В противном случае, когда рассчитываешь лишь на собственные средства, строить далеко идущие планы сложно.
— Сейчас можно сказать с уверенностью — особняк удалось спасти. Это стало возможным благодаря кропотливому труду настоящих профессионалов — архитекторов, инженеров, специалистов по кровле, камню, фасадным работам. Предусмотреть все проблемы, которые возникнут при реставрации, в проекте невозможно, но эти люди — команда профессионалов, влюблённых в свою работу — готовы ежедневно решать сложные, нестандартные задачи. Благодаря их труду удалось в прямом смысле слова повернуть время вспять, вернув утраченную красоту этому зданию, — говорит Андрей Лавров.
Фото автора
Об истории особняка читайте в материале Богатое прошлое, бесславное настоящее и туманное будущее «Мавританского замка»