Процесс обучения сделать интересным и захватывающим. Приучить детей к мысли, что нужно уметь действовать без возможности заглянуть в интернет. И запускать круговорот добра в природе. Такие задачи ставит перед собой преподаватель английского языка, наставник детского технопарка «Кванториум» Мария Мищенко. Как удаётся совместить всё это воедино? В преддверии нового учебного года «Черёмуха» спросила об этом педагога.
— Мария, для начала расскажите, пожалуйста, о том, как, в целом, организовано обучение английскому в «Кванториуме»?
— Английский язык — это не основное направление технопарка, поэтому мест для обучения не так много. Я разработала пять авторских программ: две из них для младших школьников, три — для более углублённого изучения языка, имеющие техническую направленность. Технический английский идёт отдельным модулем в рамках конкретного квантума. Это нужно, чтобы ребята научились работать с технической документацией и литературой, чтобы могли защищать свои проекты на международном уровне.
В общей сложности по направлению «Английский язык» в год у нас обучаются порядка ста детей в возрасте от девяти до 18 лет. В этом году набираем 20 «новичков». Запись открылась на прошлой неделе. Как правило, места разбирают как «горячие пирожки».
— А сами дети осознают важность изучения английского языка?
— Не всегда. Новичков я спрашиваю — зачем вы сюда пришли? Одни говорят, чтобы подтянуть английский в школе, другие — чтобы понимать реплики в компьютерных играх. Кто-то признаётся, что пришёл потому, что «записала мама». И здесь я вижу свою задачу в том, чтобы замотивировать детей на учёбу.
— Как это сделать?
— Я скажу банальную вещь, но это правда. Нужно любить свое дело. Только так получится «заразить» им детей. Они всё видят и чувствуют. Давно для себя уяснила: знание — это то, что у человека не отнять ни при каких условиях. Об этом говорю и ученикам.
Дети привыкли, что всё можно найти в интернете — любое слово, любую информацию. Стараюсь донести до них, что нельзя зависеть от техники.
Ведь даже сейчас есть места, где связь не ловит. Да и техника может выйти из строя. Дети проникаются.
— Как проходит сам процесс обучения? Как в школе — доска, записи, домашнее задание, оценки?
— Нет. У нас нет оценок, нет домашнего задания. Нет скучного заучивания. Многое основано на творчестве. Однажды мы делали театрализованную постановку на английском языке, посвящённую изобретениям человечества в разные исторические эпохи. В процессе подготовки к таким «действам» дети быстрее запоминают слова, учатся пользоваться иностранным языком. А самое главное — совместные творческие задумки повышают интерес к изучению языка и расширяют кругозор. К слову, тот спектакль занял третье место всероссийского конкурса.
И дети, и взрослые любят играть. Аутентичные настольные игры — особая любовь ребят. Даже пятиминутная разминка в начале занятия в виде игры «Паровоз из слов» — по аналогии игры в «Города» — позволяет быстро переключиться с одного языка на другой. Иногда предлагаю детям объяснить на английском значение некоторого слова, не называя его самого. Так играя, повторяем лексику, учимся пользоваться тем словарным запасом, который есть.
Перед Новым годом и в конце учебного года мы устраиваем «английские» чаепития. Ребята всегда ждут их с нетерпением, готовятся к ним.
— Это какие-то особенные чаепития?
— Конечно! Английское чаепитие должно быть интересным — это обязательное условие. За две недели до встречи ребята получают задание: подумать, кто может провести конкурс, кто подготовит творческий номер, кто организует викторину. В день чаепития дети приходят нарядные, с кружками и угощениями. Я тоже всегда угощения приношу. А дальше начинается настоящее волшебство по-английски: один участник проводит викторину на знание слов, другой исполняет мелодию на флейте, а остальные ребята поют песню. Кто-то приносит из дома любимую игру — и мы играем в неё на английском.
В этом году в нашем кабинете появилась чудо-скатерть. Обычно дети приносили скатерть для чаепитий из дома, но все согласились с мыслью о том, что было бы здорово иметь специальную скатерть в «Кванториуме». После новогодних каникул я предложила детям принести лоскутки, чтобы сшить праздничную скатерть. Многие ребята откликнулись, я постепенно шила, а в конце учебного года мы дружно организовали праздник за столом, покрытом скатертью, на которой многие дети нашли свои лоскутки.
— А встречаются «неподдающиеся» — дети, которых не удаётся заинтересовать английским?
— Встречаются, но очень редко. В таких случаях я сначала беседую с ребёнком, а потом выхожу на разговор с родителями, если понимаю, что ученику это действительно неинтересно. Предлагаю покинуть группу и уступить место тем, кто будет заниматься с азартом, с искоркой, а не просто сидеть и ждать, когда закончится занятие. И это нормально. Скорее всего, ребёнок, которому неинтересен английский, найдёт себя в чём-то другом. Может, он музыкант?
— Как считаете, отсутствие оценок не выступает демотиватором? Ведь часто дети хотят получить «пятёрку», и в некоторой мере поэтому стараются заниматься более качественно?
— Напротив, считаю, что отсутствие системы оценивания даёт возможность добиться непринуждённой обстановки. Приучаю детей к тому, что не знать что-то — это нестыдно. Мы все учимся, и этот процесс непрерывен. Даже для педагога. Стараюсь быть для детей помощником, в чём-то даже другом. Так они «считывают» меня как пример, как образец для поведения. Так, я, не стесняясь, признаюсь, что не знаю, как переводится какое-то слово, если действительно не знаю. Как-то был случай — дети спросили меня, как сказать по-английски «сороконожка». Пришлось вместе с ними обратиться к словарю. А что такого? Невозможно знать всё. А слово «сороконожка» я запомнила на всю жизнь.
— Как вы сами заряжаетесь энергией, где берёте идеи?
— Я уже говорила, что очень люблю своё дело. Мне нравится заниматься с детьми, нравится приносить пользу и видеть результат. После занятий чувствую себя счастливой, а это даёт силы, желание расти и сделать ещё больше. Идеи, что ещё можно сделать и попробовать, приходят сами по себе. Как правило, «осеняет», когда человек расслаблен. Так бывает и со мной.
— Вы сказали, что любите работать на результат. В чём он проявляется? Как вы его отслеживаете?
— Самый главный результат для меня — когда я вижу, что у ребенка, который терпеть не мог английский, появился интерес и любовь к языку. Если человеку интересно, неважно — взрослый это или ребёнок, то у него обязательно всё получится! У нас много практических занятий, где дети могут продемонстрировать все свои знания, умения и навыки. Делаем с ребятами проекты, связанные с английским языком, но это уже отдельная, не менее интересная, история…
— Что бы вы посоветовали родителям, которые хотят заинтересовать детей английским?
— Самим искренне интересоваться языком. И придумывать необычные формы занятий. Дети это точно оценят.
Фото предоставлены Марией Мищенко
-
Пока действуют западные санкции и англичанка нам гадит, надо запретить изучения модного иностранного языка/ языков. Пусть им будет неповадно! Да и один вред от такого знания. Люди со знанием языков не только часто становятся иноагентами сейчас, но и наровят на вражескую территорию свалить на ПМЖ. Надо ввести вместо него старорусский или латынь . Тогда всё будет чинно и благородно!
-
что за бред Вы пишите.. тогда кто поймет, что нам гадят? Не знать язык - не знать врага. А с иногентами могут и на русском общаться..
-
-
Сергей, вот Вы , допустим, выучили язык "врага", и может, даже освоили техперевод в совершенстве, ну, и чё? Где сейчас враг, что он делает, и где прорывные отечественные разработки и технологии, я Вас спрашиваю! Единственный плюс , и то только лично для Вас, Вы устроились на хорошие деньги в фирму врага, помогая ему совершенствовать свои технологии и грабить Россию, а Ваша дочка слиняла в Лондон, где вышла замуж за иностранца, внеся свой вклад в улучшении генофонда туманного Альбиона. Да, что до врага: ещё не факт, что у него родной язык не русский:( Ну, а что до детей, то пусть , как и Вы, научиться сначала грамотно формировать и выражать свои мысли на родном языке.