В 2017-м году Рыбинск попал в список самых вымирающих городов России. За 10 лет — с 2006-го по 2016-й — население города сократилось более чем на 23.000 человек или почти на 11 %. С момента выхода этого антирейтинга прошло почти два года — нас стало ещё меньше. Свежая статистика не опубликована, а потому самая актуальная цифра пока лишь на первое января 2018-го: год назад нас было 188.678 человек. Логично предположить, что и это число уже не отражает реальное количество жителей.
Вообще за последние сто лет мы растеряли очень много. Согласно переписи населения Российской империи 1897-го года, Рыбинск с 25-ю тысячами жителей занимал 58-е место. По данным на 2018-й мы вылетели из сотни крупнейших городов и находимся лишь на 102-й строчке.
Оптимизм черпать неоткуда. Каждый год рыбинский ЗАГС публикует тревожные цифры: количество браков сокращается, рождаемость падает, смертность остаётся стабильно высокой. В 2018-м году в Рыбинске родился 1801 ребёнок, а ушли из жизни 3162 человека.
А ещё из города уезжают. Много. И что бы ни говорили городская власть и представители крупных компаний об улучшении городской среды и качества жизни в Рыбинске, тренд на сбор чемоданов очевиден и преломить его, похоже, уже ничем не получится.
Перед публикацией этого материала мы спросили у читателей «Черёмухи» в нашей группе в ВК, почему они уехали или собираются уехать из Рыбинска. Опрос, в котором за два дня поучаствовали 437 человек, наглядно доказал: тезис «где родился, там и пригодился» потерял актуальность даже для консервативных рыбинцев. Остаться в городе согласились лишь чуть более 41 % принявших участие в голосовании.
Гнетущая атмосфера
— Я всегда знала, что уеду, — говорит студентка СПбГУ Марина Комарова. — Я люблю Рыбинск, но больше меня с ним ничего не связывает. Ещё будучи школьницей, я поняла, что в родном городе мне делать нечего. Я не находила общего языка с одноклассниками, мне не с кем было разделить увлечение античной литературой и поговорить о Древней Греции. Мне неудобно об этом заявлять, но своих одноклассников я всегда находила немного недалёкими, и меня очень расстраивало, что учителя, читающие из урока в урок главы из учебника, не делали ничего, чтобы увлечь этих потерянных детей своим предметом. Мне всегда казалось, что Рыбинск и рыбинцы будто живут в какой-то вечной спячке, что кроме формулы «работа-дом-работа-дом» здесь больше ничего не существует. И что самое страшное — на попытки разбудить, город и его люди реагировали очень агрессивно.
Гнетущая атмосфера маленького города оказалась самой популярной причиной уехать из Рыбинска. С ней не готовы мириться почти 20 % участников опроса. Маленький город даёт мало возможностей, плохо принимает новое и отвергает непонятное.
В консервативных и патриархальных городах, типа Рыбинска, долго и трудно приживаются свежие веяния, а человек, выделяющийся из общей массы свои обликом или поведением, превращается в повод для обсуждения и сплетен.
Здесь сложно организовать людей и найти единомышленников, а многие благие начинания упираются в провинциальный менталитет.
— Я расстраивалась, когда давала себе отчёт, что рыбинцы будто причислили себя к людям второго сорта. Конечно, это не так. Но мы все должны чем-то увлекаться, расти как личности. Но я заметила, что в провинции очень любят жаловаться, но как доходит до дела, никто даже не старается изменить ситуацию. На всё есть замечательная фраза — «мы ж тут не в Москве». И это самое «мы ж тут не в Москве» как бы оправдывает всё: плохую работу, отвратительный сервис, хамское общение, нежелание добиться чистоты в собственном подъезде или отсутствие хоть какого-то стремления работать над собой, — продолжает Марина Комарова.
Ноль карьерных перспектив
Дефицит возможностей для профессионального роста — вторая по популярности причина, толкающая рыбинцев на переезд. Причём, покидают город не только начинающие молодые специалисты, но уже и состоявшиеся профессионалы. Проблема раскладывается на две составляющие: низкие зарплаты и отсутствие самостоятельности.
Зарплаты в Рыбинске абсолютно неконкурентоспособные с крупными городами, а рынок труда для самореализации и карьерного роста сильно ограничен. Зарабатывать много для хорошего специалиста — задача сложная, а в некоторых отраслях и вовсе нереальная, поэтому поднабравшись опыта, многие уезжают испытать счастье в городах покрупнее.
Вторая причина исходит из тенденции последних лет. Большинство крупных городских предприятия потеряли самостоятельность в принятии решений и давно управляются из Москвы. Столица не доверяет местному менеджменту не то что принятие ключевых решений, порой управляющие контролируют даже элементарную операционную деятельность. Ни один амбициозный и перспективный специалист не сможет долго работать в таких условиях.
Обратная сторона — когда у руля встают местные руководители, самая подходящая характеристика для которых — самодуры. Эта, увы, нередкая ситуация тоже не способствует благоприятной рабочей атмосфере. Хронический недостаток квалифицированного менеджмента гонит перспективные кадры, имеющие свою позицию и способные её аргументированно защищать, прочь из города.
Плохое образование, здравоохранение, городская среда
Это то, с чем, большинство рыбинцев всё же готовы смириться. Тем не менее, для немалого числа горожан плохие больницы и школы (9,61 %) и удручающее состояние городской среды (9,15 %) — основные причины уехать.
Писать о состоянии здравоохранения, скупых возможностях для образования и разрушенной инфраструктуре смысла нет — эти темы всегда актуальны для журналистов и не перестают собирать сотни комментариев в городских интернет-пабликах.
— Когда я однажды пришла к терапевту с жалобами на очень высокое давление, выслушав меня, молодая врач, которая не так давно работает в нашей поликлинике, посоветовала мне почитать о моих проблемах в интернете. Так и сказала — там сейчас много об этом написано, — негодуя, рассказывает читатель «Черёмухи» Марина Соколова.
Нехватка врачей и их слабая квалификация; техническая заточенность городской системы образования; плохие дороги, прогнившие трубы, разруха в историческом центре и бедненькое благоустройство окраинных районов не прибавляют Рыбинску очков в борьбе за лояльность жителей. Отдавая должное администрации города и региона, подчеркнём, что ситуацию стараются изменить: медленно, но последовательно обновляются фасады и общественные пространства в историческом центре, привлекаются федеральные деньги на капитальный ремонт дорог, город ждёт большой транш на модернизацию систем водопровода и канализации. Но всё это не так уж и много на общем фоне городских инфраструктурных проблем.
— Хочется жить в красивом и ухоженном месте, а не в городе, который выглядит, как после бомбёжки, привлекая на свои руины киношников, снимающих про Великую Отечественную войну, — рассуждает Иван Мельников, переехавший шесть лет назад вместе с семьёй в Екатеринбург.
Зато рыбинцев почти не волнует климат. Несмотря на редкое солнце, частые дожди и преимущественно серое небо, главной причиной для переезда климат называют лишь чуть больше 2,5 % участников опроса.
В заключение
В сухом остатке, все эти проблемы сложно назвать рыбинскими. Скорее, они свойственны любому провинциальному российскому городу, которые, в большинстве своём, оказались не готовы к эпохе высокой социальной мобильности и регулярных экономических потрясений.
Анализируя сокращение числа жителей российских городов, эксперты РБК выявили чёткую и логичную закономерность: чем больше сокращается производство, тем больше населения теряют города. Вкупе с другими проблемами, с которыми привыкли мириться люди в возрасте, но с которыми не согласны жить молодые, остаётся констатировать грустный факт: Рыбинск продолжит вымирать.
Обратить этот процесс можно было бы лишь комплексными мерами: пересмотром распределения налогов в пользу местных бюджетов, крупными инвестициями в городскую среду, увеличением зарплат, модернизацией систем здравоохранения и образования.
Увы, всё это выглядит как обещание депутата-популиста, мало общего имеющее с реальностью. А потому согласных с фразой «Хорошо там, где нас нет» с каждым годом всё меньше.
— За 15 минут до конца официального приёма к педиатру очередь в кабинет — до конца коридора. Там крики, ругань, даже драться пытаются. Кто виноват? Я попала только через полтора часа. И я не последняя. То есть врач переработал минимум два часа. А какое качество может быть в такой поликлинике? Врач не успевает послушать, осмотреть — ему нужно бумаги оформлять… У меня ни разу не было больничного, выписанного с первого раза без ошибок.
А когда я с ребенком всё же выбралась из этого ада, то оказалось, что мне не выехать — потому что моя машина с полным приводом села днищем на сугроб!
Так кого винить? Сад, в котором нет фильтра для больных детей и куда принимают с жутким кашлем и зелёными соплями? Больницы, где проще сдохнуть? Дороги, по которым реально ездить только на танке? Отсутствие возможности нормально заработать, чтобы оплатить лечение в частной клинике или отдать ребёнка в частный сад? Получается, для меня все причины взаимосвязаны, — отреагировала на опрос «Черёмухи» одна из читательниц, попросившая не называть её имени в случае публикации.