Просто о сложном. С вдохновением о моторах и уважением о великих людях. Издательство «Медиарост» выпустило новинку для детей — книгу «Подарить самолёту сердце». Речь в ней идёт о выдающихся конструкторах, об истории отечественной авиации.

Текст для книги написала поэт, прозаик, редактор Ольга Коробкова. По её словам, при работе над текстом нужно было «пройти по тонкой грани: донести серьёзную информацию в игровой форме. Из моря фактов выцепить те, что будут интересны юному читателю, оживят и раскрасят повествование».

Иллюстрации для издания подготовила Арина Банных. Арина работает в технике декоративной цветной графики. Над оформлением работала дизайнер Екатерина Николаева.

— Это не очень типичная детская книга в широком ее понимании. И точно не первая наша детская книга про авиацию, но мы еще не делали книг в стиле Лайн-Арт. Мы ушли от стандартного цветового решения, с помощью шрифтов и сетки усилили восприятие материала и на выходе получили стильный, выдержанный и абсолютно гармоничный продукт, — говорит Екатерина Николаева.

С позволения издательства «Черёмуха» публикует фрагменты книги «Подарить самолёту небо».


— Владимир Яковлевич Климов получил отличное образование в Императорском высшем техническом училище. Это будущий университет имени Баумана. Знаменитая Бауманка. А начинал он знаете с чего?.. С голубей…

— Это как же?

— Когда Володя был в вашем возрасте, он разводил голубей. И наблюдал за их полётами. А ещё посещал авиапредставления на Ходынском поле в Москве. Это было такое аэрошоу, как мы сейчас говорим. И посещал специальный кружок воздухоплавания. Всё, что было связано с небом, пользовались тогда особой популярностью!

Вот выучился он, стал заниматься научной работой. И за границу поехал. Изучать иностранные моторы, перенимать опыт. В СССР научились делать улучшенные копии зарубежных двигателей. Хороший опыт перенимать не только не стыдно, но и очень полезно! Владимир Климов так и сделал.

А французский мотор, получивший у нас название М-100, Владимир Яковлевич так «докрутил», что он стал мощнее зарубежного оригинала на целых 20 %. Пятая часть — это много! И к началу Великой Отечественной войны на основе иностранной «Испано-Сюизы» сделали поршневой 12-цилиндровый мотор М-105, установили его на пикирующий бомбардировщик. В нём было, ребята, целых 1100 лошадиных сил. Для его выпуска выбрали рыбинский завод № 26. Мотор этот оказался простым и пригодным для массового производства. Его стали выпускать в нескольких городах. Поэтому к началу войны военная авиация СССР была уже обеспечена современными моторами.

***

— В 1943 году конструкторское бюро Добрынина перевели в Рыбинск, потому что надо было ремонтировать моторы, поступающие с фронта…

— Их ещё и ремонтировали?

— В тех условиях нужно было спасти всё, что можно было спасти. И работы цехам рыбинского завода всегда хватало… А после Победы Владимир Алексеевич [Добрынин] так и остался в Рыбинске, руководил заводом до ухода на пенсию в 1960 году. И за это время он сделал многое. Время поршневых двигателей уходило, началась турбореактивная эра. И в Рыбинском КБ создавали тогда новые турбореактивные двигатели ВД-5 и целое семейство ВД-7: ВД-7Б, ВД-7А и РД-7М2.

— Ой, а что, у моторов тоже есть семейства?!

— Выходит, что есть!  И вот эта «семейка» была в то время самой мощной, а самолёты с ними имели самую большую дальность — до 12 тысяч километров! И никакой дозаправки! Да что там, они ещё другим самолётам помогали заправляться прямо в воздухе.

***

— Дедушка, вот вы всё рассказываете про моторы… А какой из этих моторов был самым-самым лучшим?

Дед-Моторовед долго не думал:

— Все лучшие. Каждый в своём роде. И все первые. Ведь у них были разные задачи. А иногда решение одной и той же задачи у разных людей разное. Но это вообще эпоха начинаний, изобретений. Смотрите, как выходит: фамилии Микулин, Добрынин — напоминают они вам что-нибудь?

— Имена, кажется, напоминают. Мы в школе былины читали…

— Про древнерусских богатырей, точно! — раздались голоса. — Добрыня Никитич. Микула Селянинович.

— Василиса Микулишна…

— Это про другое!

— Да, имена это славные, — поглаживая бородку, согласился Дед-Моторовед. — И имена наших конструкторов-авиадвигателестроителей — тоже. И вот теперь предприятия ОДК (Объединённой двигателестроительной корпорации) называются так: ОДК-Кузнецов, ОДК-Климов… кстати, вы поняли, какие города больше всех строили моторы?

— Москва!

— Ленинград, ой, Санкт-Петербург!

— Куйбышев — Самара…

— Пермь…

— Уфа!

— Рыбинск…

— Молодцы, всё усвоили крепко-накрепко! А ещё не забудьте, что конструкторские бюро по всей стране друг с другом прочно связаны. Они такие, как бы вам объяснить… друзья-соперники. Каждый старается выделиться, а дело-то делают общее и очень большое…

***

К концу ХХ века моторами Соловьёва была оснащена большая часть отечественного авиапарка. Соловьёв тоже стал «отцом» целого семейства двигателей: ПС‑90А. Они поднимали и поднимают в воздух самолёты современные: Ил-96-300/400, Ту-204/214. Эти моторы отвечают всем требованиям: они и экологичные, то есть безопасные для окружающей среды, и экономичные…

—…то есть безопасные для кошелька!

—…причём для коллективного кошелька: бюджета страны. В общем, в одном ряду с лучшими мировыми двигателями. Всё как надо! На дальнемагистральных лайнерах с этими двигателями перевозят членов правительства и даже самого Президента! Летают они свободно во все страны мира. Это такой специальный лётный отряд «Россия».

Рыбинский государственный авиационный технический университет носит имя П. А. Соловьёва. А ещё улица в Перми названа его именем.

***

Пётр Алексеевич Колесов придумывал двигатели для самолётов-чемпионов: первого отечественного сверхзвукового ракетоносца, первого отечественного сверхвысотного самолёта, первого отечественного сверхзвукового пассажирского…

— Ух ты-ы-ы!..

— Вот именно. Для того, чтобы разрабатывать новые двигатели, нужны, прежде всего, талант, научное предвидение и умение рисковать. Этими качествами с опорой на огромный опыт и интуицию в полной мере обладал Пётр Алексеевич.

Помните самолёт Ту-144 с двигателем Кузнецова?.. Который по дате опередил французский «Конкорд»?.. Французу он всё-таки уступал по некоторым параметрам. И тогда Пётр Алексеевич сделал другой двигатель, РД-36-51, а лайнер стал называться Ту-144Д…

— А «Д» что значит?

— Дальность! Прирост дальности у него получился 2200 км! И на нём из Москвы в Хабаровск стало возможным долететь всего за 3 часа 24 минуты. Сверхзвуковой потому что! А обычные самолёты летают 9 часов. Впечатляет, правда?

— Очень!

— Колесов сам на нём летал, чтобы проверить работу мотора. На высоте 18 километров. Там небо чёрное даже в середине дня… И Колесов «научил» двигатели работать на огромной высоте, в разреженной атмосфере. В общем, сказал Пётр Алексеевич своё слово в истории создания авиационной техники, оставил свой неповторимый след.

— Как самолёт на небе след оставляет…

— А в самом деле, похоже! — улыбнулся Дед-Моторовед.

Приобрести книгу «Подарить самолёту сердце» можно в интернет-магазине.

  1. Пора уж и мантуровым что - то делать , хватит хвастаться успехами предков.
  2. Хвастать предками это наше все😊
  3. Мы не хвастаемся предками , мы гордимся ими.

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: