На прошлой неделе завершился книжный марафон «Медиароста». Рыбинское издательство презентовало новинки, проводило встречи. При этом одни считают, что будущее за гаджетами. Другие уверены: спрос на книги никуда не денется. Чтобы узнать о ситуации в издательском деле, влиянии пандемии на него, а заодно и о новинках этого года, журналист «Черёмухи» Ирина Рязанова встретилась с директором «Медиароста» Виталием Горошниковым.
— Виталий Владимирович, каким стал 2021-й год для издательства?
— Мы все напугались в прошлом году. И 2020-й как бы «проскочили». Да, ситуация была не лучшая. На несколько месяцев прекратились поступления с розничных точек, а это существенный источник дохода. Бюджетного финансирования у нас нет — живём на то, что заработали. Тогда мы приняли решение сохранить штат, при этом, не понижая уровень заработной платы. Но дело в том, что как раз этот год «съел» все наши ресурсы в плане «подушки безопасности», поэтому 2021-й, особенно его первая половина, оказался сложным. Но в итоге мы адаптировались к новым реалиям, год заканчиваем, в целом, хорошо. Хотя опять непонятно, чего ждать дальше. Нервный, неровный, но очень разнообразный с точки зрения тематики выпущенных книг — вот таким стал 2021-й год для издательства.
— Удалось в итоге выполнить всё, что задумывали в начале года?
— Мы выпустили некоторые книги, которые не планировали выпускать, то есть сработали вне плана. С другой стороны, что-то не получилось издать. В итоге, если всё суммировать, отработали вполне успешно.
— Как вы считаете, удалось ли отрасли, в целом, пережить последствия пандемии?
— Сложно делать прогнозы. Пандемия способствовала явному росту читательского интереса. Книги стали вновь востребованы: есть интерес и к классике, и к современной литературе, к жанру нон-фикшн. Но в целом по отрасли ситуация сложная. Для примера: книжная выставка на Красной площади, где представлены многие региональные издательства, выглядела довольно скромно. Полтора десятка издательств просто не приехали, да и по количеству выпущенных книг картина выглядела печально.
— Какие издания вышли в свет у «Медиароста» в этом году?
— Если брать в расчёт период с декабря прошлого года по декабрь нынешнего, выпустили около 30-ти книг. Это переиздания, допечатки, новые проекты. Несколько корпоративных изданий — совместные проекты с предприятиями: они занимают довольно узкую нишу и, как правило, интересны только людям, которые так или иначе связаны с предприятием-заказчиком. Здесь хочется выделить книгу «Машинная тяга саней. История русского снегохода» — представляет всю историю снегоходов в России с конца XIX века. Много интересной информации, богатый иллюстративный ряд — толковая книга получилась. Мы осознанно не делали акцент на «рекламности», хотя книга приурочена к 50-летию «Русской механики». Скорее, это о снегоходах как о специфическом виде техники. К слову, это второе издание, первое вышло лет десять назад. Современное «подросло» страниц на сто по объёму, обзавелось уточнениями.
— Вы традиционно посвящаете книги родному городу. Что-то выпустили, посвящённое юбилейной дате?
— Если говорить непосредственно о материалах, связанных с древней историй Рыбинска — такая книга уже в работе. Думали выпустить её в этом году, но реально много работы, а выпускать что-то «сырое», не до конца продуманное, не хочется. Если всё сложится успешно, выпустим в следующем году.
— Какие книги, посвящённые Рыбинску, всё-таки удалось издать в этом году?
— На каждый новый проект смотрим с точки зрения того, что нового мы можем рассказать о городе. Первая задумка — собрать картины, посвящённые городу, написанные в разное время и разными авторами. В итоге появился альбом по живописи. Туда вошли, например, работы Бориса Григорьева, художника, чьи картины сейчас стоят миллионы долларов на аукционах — эскизные наброски, но весьма интересные. Этот проект был связан с серьёзной поисковой работой, потому что есть подходящие картины и в Русском музее, Третьяковской галерее, Пушкинском музее, региональных хранилищах.
Другой «рыбинский» проект 2021-го года — фотоальбом «Близкое далёкое». Это сборник фотографий XIX — XXI веков, сгруппированных по десятилетиям, чтобы создать образ города в конкретный период. Как изменялись ключевые места, архитектура, занятия людей, их внешний вид, рабочие моменты и досуг — старые снимки позволяют «считать» эту информацию. Можно сказать, рискнули: отказались от стандартного «альбома», поместив фотографии в «книжный» формат. Многие снимки из семейных альбомов, очень обыденные. С другой стороны, мы попытались рассказать через историю города историю страны. Думаю, с задачей справились — книга популярна и востребована, так что проект оказался удачным.
Два проекта «История ярославской словесности» и «Антология ярославской поэзии» прошли длительный, непростой путь в плане создания. Привлекали разных авторов, подбирали материал, вносили правки. Первое издание — в рамках серии «Библиотека ярославской семьи» — с богатыми иллюстрациями и интересными, ранее не публиковавшимися материалами. Второе — качественная подборка поэзии от разных авторов, начиная от версий перевода «Слова о полку Игореве» и заканчивая нашими современниками.
— Судя по презентациям, организованным издательством в конце года, удалось завершить работу над пятитомником, посвящённым нашим землякам, семье Мусиных-Пушкиных. Что это за работа и в чём её особенности?
— Это настоящий издательский «долгострой». В 1994-м году, 27 лет назад известный историк Сигурд Шмидт на рыбинской конференции, посвящённой 250-летию графа Мусина-Пушкина, высказал мысль об издании книги по истории этого древнейшего рода. Действительно, род Мусиных-Пушкиных связан со многими явлениями в русской культуре, изобилует известными личностями. Идея пришлась по душе графу Андрею Мусину-Пушкину — в то время он жил в Париже, специально приезжал на конференцию. Собрали невероятное количество авторов, которые работали с архивными документами. Шесть лет назад всё это попало нам в руки с предложением о публикации. Но корректировки заняли годы. Ведь каждая новая правка предполагала изменение вёрстки всего материала. Завершить этот проект было делом чести, всю коммерческую составляющую он уже давно потерял. Книги рассчитаны на профессиональное сообщество, учёных — там много ссылок, библиографических справок. С пятитомником будем работать по новой для нас технологии: print-on-demand, печать по требованию. Стоимость книг довольно высокая, издавать их классическим тиражом — а это минимум 500 экземпляров — нет смысла.
— Есть ведь ещё крупные проекты?
— Да. В этом году стартовал спецпроект «Россия. Визуальный код». Он состоит из восьми томов, каждый из которых посвящён одному из географических регионов страны. Сейчас выпустили два — «Дальний восток» и «Сибирь». Суть в том, чтобы всю серию воспринимали бы как нечто целостное, но, в тоже время, каждая книга была бы самодостаточной. Работая над изданием, составляли схему, карту того, что ассоциируется с конкретным регионом в плане культуры, достопримечательностей, природы, производства. Под эти мысли и идеи подбирали визуальный ряд. Получилась мозаика, которая в итоге создаёт образ того, чем является та или иная часть страны. Каждая книга предполагает два прочтения. Во-первых, это красивый фотоальбом подарочного формата. Во-вторых, если внимательно анализировать визуальную подборку, понимаешь, что это суть нашей страны, отражающая её многогранность и неповторимость.
— Есть ли новинки для юных читателей? Что сейчас востребовано в этой сфере?
— Книги для детей продолжаем издавать. На мой взгляд, одна из наиболее любопытных — книга про мусор, про экологическое поведение. В своё время мы обсуждали с сотрудниками список тем, интересных для издательства. Как раз тогда заговорили об этом вопросе. Я сам — человек терпеливый, но есть вещи, которые жутко раздражают. Одна из таких вещей — мусор на реках, озёрах, в лесах. Все стандарты поведения формируются в детстве, поэтому и решить проблему можно, воспитывая подрастающее поколение, прививая основы экологического поведения.
— В конце года издательство организовало книжный марафон, представив свои издания. Каковы итоги этой работы?
— Вообще презентации изданий — обычная практика для «Медиароста». Пожалуй, исключением стал 2020-й, когда действовали жёсткие антиковидные ограничения. В этом году организовали книжный марафон. Дело в том, что книги очень разные по характеру. Поэтому решили провести пусть небольшие презентации, но для конкретного круга людей, на разных площадках. В театре кукол показали детские книги, в мастерской живописи представили художественный альбом. Кроме того, считаю правильным рассказать горожанам, чем занимается рыбинское издательство. Так принято: вышла книга — расскажи об этом.
— Каковы планы на будущий год?
— Не люблю говорить о планах. У нас часто планы выдают за результат, и ещё гордятся этим. Запланировать можно что угодно, а вот что реально сделано — совершенно иной вопрос.
— Что пожелаете горожанам накануне новогодних праздников?
— Чтобы у людей было желание читать книги. Ведь если есть время и возможность читать, значит в жизни не так уж всё плохо. Значит, есть надежды, вера, стремление к новым знаниям и впечатлениям, планы на будущее. Как бы ни развивался прогресс, книга уже много веков — инструмент духовного обогащения людей. Поэтому желая людям читать книги, мы желаем им жизни, насыщенной энергией, оптимизмом, особым потенциалом, внутренней силой и стремлением к позитивному развитию.