«А ты уроки сделал?» — пожалуй, это самый популярный вопрос в семьях, где есть школьники. Судя по постам и комментариям в социальных сетях, чаще всего на домашнее задание жалуются не дети, а родители. Действительно ли много задают в школе или жалобы связаны с нежеланием учиться? Мы решили проверить, сколько времени уйдёт на выполнение обычного домашнего задания в пятом классе. Итак, бумага, ручка, учебники, часы — приступаем!

 

Как в детстве, но по-взрослому

Придирчиво рассматриваю расписание в дневнике пятиклассницы и ловлю себя на мысли, что выбираю день, где уроков меньше. Пусть будет среда: два урока технологии, две математики, русский и английский.

Начинаю с письменных заданий. По русскому языку нужно переписать из учебника несколько десятков словарных слов, распределить их на смысловые группы и составить предложения. С первой частью работы справляюсь быстро, а вот на творческой части задерживаюсь.

Объём задания в этом случае зависит от самого ученика: ведь можно написать предложение для каждого слова, а можно сочинить такую фразу, в которой поместится сразу несколько слов. Это важная особенность современной «домашки» — больше творческих заданий, в которых ребёнок сможет проявить интересы, продемонстрировать дополнительные знания.

На русский потребовалось 23 минуты, хотя рассчитывала, что справлюсь быстрее. Привычка писать на бумаге уступила место набору текста на клавиатуре компьютера — рука устала выводить буквы на строчках.

Математика — три упражнения с примерами на деление десятичных дробей и 16 минут усердной работы к общему времени. Вторая математика в расписании — факультативный курс из раздела геометрии. Задание, кажется, несложное: составить фигуры из разрезанного на части квадрата. Всего нужно сделать три схемы. Цветная бумага, карандаш, линейка, ножницы, клей — начали! Схему разрезания квадрата на семь частей пришлось подсмотреть в интернете.

Конечно, не составит труда найти образцы фигурок для этой головоломки, но моя цель — сделать уроки честно, поэтому включаю изобретательность и терпение. Отложив последний листок, останавливаю секундомер: на геометрию ушло почти 40 минут!

Задание по английскому — настоящий подарок для меня, если учесть наличие диплома факультета иностранных языков. Перевод небольшого текста о пользе шоколада — дело минутное. Ещё четыре минуты — и в словаре появляются новые слова с транскрипцией и переводом. Дважды выразительно читаю текст — три минуты. С этим предметом я управилась меньше, чем за 10 минут — мой личный рекорд в этом эксперименте. Но о чистоте результатов говорить нельзя: школьник без сомнения просидит за учебниками втрое дольше.

Финишная прямая — технология: выкроить из ткани две квадратные заготовки для будущей прихватки. Творческое задание — нарисовать эскиз платка. Через семь минут два относительно приличных квадрата лежат на столе. Теперь рисунок: выбираю фломастеры и карандаши, с красками придётся возиться явно дольше. Рисую наугад, интуитивно — на бумаге возникает изображение, явно напоминающее мандалу. Через полчаса всё готово.

Итоговый подсчёт потраченного времени: русский язык — 23 минуты, математика — 56, английский — 8, технология – 40 минут. Получается, на обычную домашнюю работу в пятом классе я потратила даже больше, чем два часа. Без перемен и отдыха. 11-летний ребёнок потратит на выполнение такого набора заданий минимум в полтора-два раза больше.

 

Норматив на знания

На самом деле, объём домашней работы — показатель нормируемый. Санитарные нормы определяют время, которое школьники разного возраста должны потратить на подготовку к следующему учебному дню.

«Объём домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-х классах — 1,5 часа, в 4-5-х классах — 2 часа, в 6-8-х классах — 2,5 часа, в 9-11-х классах — до 3,5 часов», — говорится в документе.

Получается, я потратила на выполнение домашнего задания максимум отведённого времени. С этой точки зрения утверждения о перегруженности детей — вовсе не пустые жалобы.

— Конечно, норматив по объёму домашнего задания мы принимаем лишь условно — его практически не отследить. Время, потраченное на домашнюю работу, зависит не только от того, сколько упражнений задали написать или сколько параграфов выучить. Важна и личная организованность учащегося, то, насколько он понял тему во время школьного урока, физические условия для занятий дома, да множество факторов, — поясняет ситуацию начальник отдела общего и дополнительного образования Вера Горячёва.

Школы сами могут организовать мониторинг домашнего задания, сопоставив его с расписанием.

Недельная нагрузка должна распределяться равномерно, ближе к выходным — уменьшаться. Не допускается ставить в расписание на один день предметы с высокой сложностью, требующей длительной подготовки.

Сложность школьных предметов — понятие вполне конкретное, измеряется баллами. Например, в средней школе самыми сложными считаются математика и биология, в старшей «пальму первенства» санитарные нормы отдают химии, физике, геометрии и алгебре. К простым предметам, имеющим минимальные баллы сложности, относят ИЗО, музыку и физкультуру.

 

Дети vs родители vs учителя

Приходишь с работы с мечтами о тихом вечере в кругу семьи, просмотре любимого сериала, чтении книги, спортзале, да мало ли о чём можно мечтать после работы, а там — они, уроки. Вместо вечернего отдыха начинается написание рефератов по истории, совместное заучивание сложных иностранных слов, решение задач и лепка из глины народных игрушек. Страсти разгораются не хуже, чем в мексиканских сериалах: и детские слёзы, и праведный родительский гнев, и жалость к своему чаду, и жгучая злость на школу, учителей и всю систему российского образования. «Почему опять так много задали?» — в очередной раз этот вопрос остаётся без ответа.

Может быть, такой сценарий повторяется не каждый день, и даже не в каждой семье. Но многим рыбинским родителям хорошо знакома эта ситуация.

— Сын пошел в школу в сентябре, думали, в первом классе ещё не очень строго будут спрашивать. Ой, как мы ошибались! Уроки учим со слезами, причём, плачем с ним по очереди. Он — от усталости, я — от беспомощности. На уроке толком не понимает, с поведением есть проблемы. А дома я начинаю подсказывать, помогать, так ребёнок машет на меня руками — не так! Кажется, темы элементарные, а им сейчас по-другому объясняют материал, — рассказывает Наталья Болотова. Признаётся, что готова уже репетитора нанять, лишь бы вечерами уроки не делать: устала ругаться с сыном из-за них.

В средней школе проблем не меньше. Ведь если в начальных классах все предметы ведёт один учитель, который имеет представление о том, сколько дети должны в общем сделать дома, то в среднем звене ситуация меняется. Каждый учитель-предметник искренне считает свой урок самым важным для школьников. Учитель биологии и географии Максим Смирнов говорит: минимальное задание на каждый устный предмет — изучение параграфа, ответы на вопросы по теме:

— Сложно сказать, сколько ученик затратит времени на подготовку. Если одному достаточно прочитать и вспомнить, о чём говорили на уроке, то другому нужно чуть ли не каждое слово в словаре смотреть, чтобы смысл понять. То же относится и к письменным заданиям: знаешь материал — легко заполнишь контурную карту, например. В противном случае придётся долго листать учебник, выискивая нужную информацию.

Получается, задания в современной школе ориентированы не на «среднего» ученика, как это было в советской школе, а на более высокий уровень.

Сейчас значительно возрос объём творческих заданий, которые находятся на стыке нескольких дисциплин. Выполняя такую работу, школьник демонстрирует знания сразу в нескольких областях.

— Нам часто задают составить кроссворды, презентации или информационные буклеты по разным предметам. Это очень интересно, но времени уходит — уйма! Я пишу всё на черновике, а оформлять такие творческие работы мне старшая сестра помогает, — рассказывает 12-летняя Алина. — Я и сама могла бы всё сделать, но просижу до ночи, а так красиво всё равно не будет. Вы ведь знаете, учителя часто оценку ставят не за правильность, а за красоту и аккуратность.

Алина занимается дополнительно в танцевальном, поэтому к домашней работе приступает только вечером. Часто задерживается допоздна, от этого, как считает её мама — Кристина Рогожина, не отдыхает и бывает рассеянной.

— Я забыла, когда мы вместе с дочерью просто гуляли или смотрели телевизор. У неё жёсткий график, всегда нужно спешить. Предлагала танцевальный бросить — ни в какую, говорит, что это её жизнь. С другой стороны, нельзя же только на уроках «застревать», — рассуждает Кристина. Она признаётся: школьные оценки дочери давно не радуют. Но ругаться уже устала, да и ничего от ругани не меняется, только отношения в семье портятся. — Я уверена, Алина могла бы лучше учиться без «троек», если бы нагрузка была не такой большой. Я ведь вижу, что домашнюю работу она делает по принципу «лишь бы сделать», материал не отрабатывает. Задают много, причём всегда! Я не помню, сколько мне задавали, когда я училась, но точно скажу: пару часов в день я могла погулять с друзьями или просто отдохнуть дома. Как получилось, что дети вместо отдыха в кругу семьи или друзей вынуждены трудиться чуть ли не круглосуточно, как рабы на галерах?

По признанию педагогов, современная система образования загоняет в жёсткие рамки не только учеников, но и учителей. Нужно подготовить школьников к итоговой аттестации, снабдив их не только знаниями по программе, но и дополнительными умениями — «компетенциями». 40-минутного урока для всего просто не хватает. Выход один — самостоятельная домашняя работа. Учитель английского языка одной из городских школ Наталья (фамилию просила не указывать) признаётся: учебная программа не соответствует расписанию.

— Вот учебник английского языка, на форзаце указано: он предназначен для школ с углублённым изучением этого предмета. У нас обычная школа, то есть количество часов в неделю вполовину меньше, чем должно быть для такой программы. Получается, часть тем проходим в ускоренном режиме, а домашняя работа увеличивается — ведь материал как-то надо усваивать. Бывает, родители приходят ко мне, жалуются — а я что сделаю?

Стоит ли молчать, если ваш ребёнок изо дня в день «пропадает» за уроками? Причём у одноклассников ситуация аналогичная. В департаменте образования советуют: нужно обратиться к классному руководителю или учителю-предметнику, чтобы не доводить ситуацию до конфликта. Вера Горячёва отмечает: в этом учебном году жалоб на большой объём домашнего задания в департамент ещё не поступало. Это не значит, что их нет — просто такие вопросы, как правило, эффективно решаются на месте, прямо в школе.

 

Учиться много — не вредно?

Конечно, учёба — дело полезное. Но даже полезное, если оно избыточно, становится вредным. Медики и психологи единодушны: в учёбе важна мера.

— По своему опыту скажу: примерно 25-30 лет назад снижение зрения среди детей среднего звена составляло не более 12 %. Сейчас патология зрения стремительно растёт: близорукость в той или иной форме имеют 6 из 10 учеников 5-6-х классов. Связано это, прежде всего, с высокой зрительной нагрузкой вблизи: чтение, работа на компьютере, планшете. Дети стали меньше гулять. Конечно, нельзя говорить однозначно, что это связано с большим объёмом именно домашней работы школьников. Но можно точно сказать: сейчас дети перегружены учёбой в целом. Отдыхать им, причём эффективно, на свежем воздухе, в движении, просто некогда, — анализирует ситуацию окулист Валентина Виноградова.

Опасения по поводу влияния чрезмерных нагрузок в школе на здоровье подрастающего поколения высказывают и психологи. Анна Бедринец, педагог-психолог Центра развития «Подсолнух», отмечает: совокупность большой информационной и учебной нагрузки даёт негативный эффект.

— Мы привыкаем к оценкам и невольно начинаем эту систему применять по отношению к людям, их качествам. То же происходит и с ребёнком. Если он отличник — он успешный, его действия получают одобрение окружающих. Если, условно, двоечник, то чаще всего такие дети становятся изгоями. Похвала учителя для ребёнка, особенно в начальных классах, важнее, чем похвала родителей. А получить такое ободрение можно благодаря учёбе. Поэтому и домашнее задание мы стали воспринимать не как получение каких-то конкретных знаний, а как вклад в будущую карьеру, в развитие личности в целом, — объясняет психолог.

Но это не значит, что стоит совсем отказаться от домашней работы или относиться к ней безответственно.

Анна Бедринец советует родителям искать причину, по которой ребёнок систематически не справляется с домашним заданием. Если не понимает материал — нужно объяснить заново; если это скрытый протест против учителя, школы — стоит найти и устранить корень проблемы.

Директор центра «Наставник» Геннадий Савин убеждён: проблемы с объёмами домашнего задания просто не существует. Беда в том, что современные дети просто не хотят учиться. И сколько задают — уже не важно.

— Представьте, вам нужно получить конкретную справку о Петре I. Какой путь вы изберёте: прочесть главу учебника, проанализировать и найти нужную информацию, или заглянуть в интернет и найти нужный факт? Готов поспорить, большинство выберет второй путь. Наши дети рассуждают так: зачем мне что-то учить, зубрить, если я в любой момент могу найти это в интернете? Учёба — это труд, это усилие над собой. К этому большинство детей, впрочем, взрослых — тоже, сейчас не готовы.

Психологи советуют: дайте ребёнку больше самостоятельности и не накручивайте себя. Низкая оценка за домашнюю работу — это стимул в дальнейшем подойти более ответственно к выполнению задания. А вот нервы от ночных «посиделок» с учебниками уже не восстановить.

  1. Последние абзацы бред кобылы сивой, лично я вообще не понимаю чему учат ребенка в школе ибо окончил советскую школу и учили нас совсем по другому. И домашних заданий было меньше гораздо и на уроках все успевали и выросли нормально обученными.
  2. Итого, если посчитать: ребенок в школе с 9.00. до 14.00 это 5 часов, плюс 2,5 часа на выполнение домашнего задания. Получается 7,5 часов. Уже догнали рабочую норму взрослого человека. Прибавляем к этому учебную субботу 4 часа и обязательную для всех внеурочку 6 часов в неделю. У взрослого рабочая неделя 40 часов, а у ребенка 47,5. И это только 6 класс. Когда детям отдыхать и заниматься спортом?
  3. Вообще ситуация сложная. Немного знаком с европейской практикой. В некоторых (подчеркну - не всех) школах домашнее задание остается добровольным. То есть его никто не проверяет. Хочет ребенок получить больше инфы - идет и делает, не хочет - остается на его совести. Другой вопрос, что там и подход к образованию совсем другой. Главным образом, это проектная и командная работа. У нас списать - страшный грех, а там изначально детей учат работать в команде. У кого-то лучше получается рисовать, у кого-то тексты оформлять, кто-то за планирует эффективно. В итоге команда получает крутой проект, в котором каждый сделал свой вклад. И учиться детям нравится. И необзятельную домашку многие делают с удовольствием.
  4. По мне, так краски густоваты, моя дочь 5-классница тратит на домашнее задание не более полутора часов в день, учится на "5-4", я помогаю редко. Единственное, что лично у меня вызывает протест, это учебные субботы. Одного выходного дня для полноценного отдыха детям не хватает.

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: