У каждого судна есть имя, профессия, характер и судьба. Есть те, что бороздят моря вместе с путешественниками; есть трудяги, тянущие грузы; транспорт, перевозящий пассажиров. А есть грозные и воинственные корабли, вооружённые по последнему слову — они защищают морские границы. За свою 85-летнюю историю «Вымпел» построил свыше 30 тысяч судов различных типов. Его ракетные, патрульные и спасательные катера получили признание не только в России, но и за рубежом.
Сегодня рыбинский судостроительный завод строит корабли по заказу Министерства обороны, Пограничной службы ФСБ, МЧС и других силовых ведомств России. Более 1800 катеров за последние 40 лет поставили в 29 стран Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки.
Катерный бум
В 1967-м году в военно-морской стратегии произошла революция. В октябре египетские ракетные катера советского производства потопили израильский эсминец «Эйлат». Его гибель стала первым случаем эффективного применения противокорабельных крылатых ракет. Так началась новая эра в развитии военно-морского вооружения, появился спрос на ракетные катера. Следующие десятилетия их популярность только росла.
Новый этап в жизни Рыбинского судостроительного завода начался за шесть лет до того знакового события. В 1961-м году предприятие cтало строить ракетные катера для иностранных заказчиков. Разработчиком основных боевых и патрульных кораблей, рождавшихся в Рыбинске, был и остаётся ЦМКБ «Алмаз».
В 1980-м «Вымпел» сдал головной ракетный катер нового поколения проекта 1241РЭ «Молния», оснащённый четырьмя противокорабельными ракетами — их можно было использовать при волнении на море до пяти баллов. При водоизмещении 500 тонн скорость полного хода достигала 43 узла (почти 80 километров в час). Автономность плавания составляла 10 суток. Серийное производство этих судов продолжалось вплоть до распада СССР. Катера поставляли в Индию, ГДР, Польшу, Вьетнам, Йемен и Румынию.
— В 1994-м году, когда «Вымпел» выполнил заказ по поставке Вьетнаму четырёх катеров проекта 1241РЭ, завод приступил к строительству нового судосборочного цеха-эллинга, — рассказывает Дмитрий Беляков, первый заместитель генерального директора судостроительного завода «Вымпел». — Было принято решение — часть денег от экспортного контракта направить на создание новых проектов кораблей. Совместно с центральным конструкторским морским бюро «Алмаз» началась разработка трёх типов: это новая версия 12421 «Молния» [по классификации НАТО — «Тарантул»], катер с динамическим принципами поддержания 14310 «Мираж» и скоростной катер проекта 12150 «Мангуст».
Задуманное воплотили в жизнь. Во многом благодаря этому, к началу 2000-х «Вымпел» обладал серьёзным производственным потенциалом и запустил все три этих проекта, продвигая их и на внутреннем, и на внешнем рынках.
Удар «Молнии»
Главный козырь «Молний» — ударное оружие. Малые корветы уничтожали флот противника при помощи комплексов «Москит», один залп которого может отправить на дно массивный корабль, находящийся в нескольких десятках километров. Его ракеты практически не поддаются перехвату средствами противовоздушной и противоракетной обороны.
«Москит» маневрирует в горизонтальной плоскости на огромной скорости и способен уничтожать надводные суда, корабли конвоя и одиночные цели. За это он получил прозвище «убийца авианосцев».
В 2000-м году «Вымпел» подписал контракт с Министерством национальной обороны Вьетнама. Он предполагал поставку двух и совместное строительство ещё десяти катеров.
— Это был большой опыт для «Вымпела» по работе с инозаказчиками. Мы обучили около сотни вьетнамских специалистов всех судостроительных специальностей, начиная от рабочего по сварке алюминиево-магниевых сплавов и заканчивая главными технологами, — продолжает Дмитрий Беляков. — Мы организовали строительство кораблей на вьетнамских верфях и оказывали серьёзную техническую поддержку. Во время исполнения этого контракта с 2008-го по 2017-й год большое количество специалистов «Вымпела» побывали в долгосрочных командировках и оказывали помощь Социалистической республике Вьетнам в строительстве кораблей.
Лёгкие корветы проекта 12418 до сих пор актуальны и востребованы. Сейчас «Вымпел» строит модернизированные «Молнии» для российского Военно-морского флота и ведёт переговоры с четырьмя государствами, интересующимися кораблями этого проекта.
Патрульные катера «Вымпела»
С середины 90-х рыбинцы стали выпускать патрульные корабли, которые считаются самым массовым классом катеров на мировом рынке.
Для береговой охраны «Вымпел» построил быстроходный глиссирующий катер «Мираж» проекта 14310. При водоизмещении около 120-ти тонн он развивает скорость более 50-ти узлов (около 92-х километров в час).
На «Мираже» впервые в мире применена система автоматически управляемых интерцепторов — устройств, которые улучшают гидродинамику и позволяют увеличить скорость хода почти на 10 узлов, уменьшая при этом бортовую и килевую качку.
— Корабль получился интересным, он даже установил рекорд скорости в своём классе. Но достаточно сложные технические принципы динамического поддержания с использованием интерцепторов не позволили ему развиться в большую серию, и она остановилась на трёх единицах, — говорит Дмитрий Беляков.
В России катера «Мираж» стоят на вооружении Пограничной службы ФСБ. Его уникальные технические характеристики сегодня вызывают большой интерес у стран Ближнего Востока.
Параллельно с «Миражом» в 1997-м «Вымпел» начинает строительство головного скоростного патрульного катера «Мангуст» проекта 12150. С 2001-го года со стапелей завода сошли больше 70-ти единиц. Проект получился удачным, разные модификации «Мангустов» несут службу в Пограничной службе, МЧС, таможне, транспортной полиции. Успех серии определил её продолжение. Уже в следующем году «Мангуст» предстанет в новом облике.
Буксирно-моторные катера
Для инженерных войск «Вымпел» выпускал буксирно-моторные катера БМК-70, БМК-90, БМК-130 и их модификации. Они используются для буксировки плавсредств, могут принять на борт четырёх пассажиров или до 300 килограммов груза.
Эти катера строились массово, в 70-е максимальный выпуск достигал 722-х единиц в год.
— Буксирно-моторные катера были несложные: собирался металлический каркас, двигатель и управление. Катера отправлялись по железной дороге большими эшелонами. В конце каждого месяца с завода выходили по 15-20 платформ с БМК, — вспоминает специалист планово-производственного отдела Георгий Паламарь.
В общей сложности завод строил их более 30 лет, заказчикам передано почти 24 тысячи катеров. В 1995-м году началось строительство БМК нового поколения «Перчик» проекта 14120. Основное назначение – наведение понтонных мостов и переправ.
Это были последние буксирно-моторные катера. «Вымпел» взял курс на строительство больших, технически более сложных кораблей.
Во второй части материала расскажем о грозе нарушителей границы — «Ламантине», больших возможностях малого гидрографического судна и морском транспорте вооружения — самом большом корабле в истории «Вымпела».