В последнюю субботу июня в России отмечают День изобретателя. Рыбинский «ОДК — Сатурн» — одно из немногих в стране предприятий, где изобретательская и рационализаторская работа поставлена на поток.
Среди 12 000 сотрудников, которые ежедневно вносят вклад в развитие российского двигателестроения, одна из самых распространённых профессий — инженер-техник. Инженер в переводе с латыни означает «изобретатель». И на «Сатурне» представители этой специальности полностью оправдывают её название — они постоянно что-то создают. Чтобы эти идеи и наработки получили развитие и охрану со стороны государства, в компании образован отдел по работе с интеллектуальной собственностью. Его сотрудники занимаются формализацией — по сути, воплощают задумки в реальность. Здесь трудятся всего восемь человек, но общий инженерный состав во всех подразделениях «Сатурна» — без малого пятьсот специалистов.
Конечно, далеко не всем замыслам дают «зелёный свет», часть из них так и остаётся только в головах. Если же идею воплощают, она получает охранный документ — патент.
Денис Пиотух, начальник отдела по работе с интеллектуальной собственностью «ОДК — Сатурн»:
«Важно понимать, что продукт мысли инженера — это нематериальный актив, который так же стоит на балансе производства, как и станок. Для такой компании, как „Сатурн“, приветствуется рост числа подобных активов, к этому нас стимулирует и государство. Поэтому каждый год мы пополняем количество наших ноу-хау».
Отдел по работе с интеллектуальной собственностью появился на «Сатурне» в 2002-м. За эти годы в производство внедрили десятки, если не сотни различных улучшений. Но важные для авиадвигателей изобретения сотрудники предприятия создавали и до этого — рационализаторская работа кипит с первых лет жизни завода.
Денис Пиотух:
«Наша работа строится на основе большого опыта, полученного в советское время, когда и авиационная промышленность, и страна жили под девизом „Догнать и перегнать“. Объекты интеллектуальной собственности, ставшие историей „Сатурна“, и тогда имели авторские свидетельства, но принадлежало всё государству».
В этом году Всероссийское общество изобретателей-рационализаторов отметило свой профессиональный праздник в 60-й раз. Самой организации и того больше — 85 лет. К юбилейным датам в инженерном сообществе проходит ежегодный конкурс изобретателей. Его участники в этом году — ведущий инженер-конструктор Максим Лебедев и начальник конструкторского отдела перспективных разработок Николай Кикоть — рассказывают о самых заметных новациях «Сатурна» последнего времени: рационализации подачи смазки для малоразмерных моторов и межвальных опорах газотурбинного двигателя.
Николай Кикоть:
«В авиации для малоразмерных короткоресурсных двигателей отсутствие маслосистемы — прорыв. Ряд наших разработок связан с конструкцией опор для консистентных смазок. Мы подали в Федеральный институт промышленной собственности четыре заявки, которые затрагивают рациональную подачу смазки. На три заявки по межвальным опорам газотурбинных двигателей получили уже положительное решение о выдаче патента. Особенность таких опор в малой радиальной нагрузке, при которой раньше появлялся дефект проскальзывания. Порой он даже приводил к катастрофам. Наше изобретение направлено на устранение этого дефекта. Повышение надёжности и снижение себестоимости — главные цели, которые мы хотели достичь, и у нас получилось. Дальнейшее развитие нашего двигателестроения без усовершенствования этой конструкции было бы невозможно».
Изобретение — это всегда комплексное решение, говорят инженеры. Один человек предлагает идею, другой может её конструктивно воплотить, третий — фактически оформить, четвёртый — продвинуть. На всех этапах идея обсуждается изобретательским коллективом.
Евгений Трифанов, эксперт по проектированию ТНД КО турбин:
«По теме морского варианта реверсивной турбины мы подали пять заявок. Поскольку изделие специфичное и редкое, было интересно посмотреть, что уже сделано ранее по этой теме и предложить новое. Основными условиями стали обеспечение надёжности, технологичности, увеличения ресурса. Работа велась в режиме мозгового штурма. Подключались специалисты, выдвигали предложения, обсуждали. Те идеи, которые в итоге не получили решения, тоже интересны и работоспособны. Может, когда-то и по ним составим заявки. Для имиджа предприятия это не будет лишним».
От подачи заявки в Федеральный институт промышленной собственности до получения охранного документа проходит, в среднем, полтора года. После этого работоспособность продукта нужно доказать на практике.
Максим Лебедев:
«Существуют принципы, основанные на теории рационализаторства и изобретательства, которые определяют методы решения. Прежде всего задача должна быть сформулирована максимально точно, чтобы не возникла ситуация, когда направление поиска решения заведомо бесперспективно».
Никто на «Сатурне» не занимается изобретениями специально. Гениальные идеи рождаются в процессе производства. Люди годами нарабатывают опыт, и со временем у них появляются решения для той или иной инженерной задачи. Иногда — совершенно неожиданные.
Николай Кикоть:
«Если возникает потребность устранения выявленной в производстве проблемы, просматриваем базу уже существующих патентов, в том числе иностранных. Бывает, в поиске рождаются мысли, которые могут помочь сделать первый шаг к решению задачи».
По словам начальника отдела по работе с интеллектуальной собственностью, темп развития изобретательской деятельности зависит в первую очередь от целей, которые ставит перед собой предприятие.
— В нашем случае это задачи государственной важности, — подчёркивает Денис Пиотух.
Отечественные промышленные компании стали уделять больше внимания защите прав и интересов разработчиков и их изобретений. Курс на усиление патентования направлен как на внутригосударственную деятельность, так и на зарубежный рынок.
Государство ждёт, что «Сатурн» в ближайшие годы станет активнее получать патенты на свои продукты за границей.
Впрочем, далеко не все разработки в принципе можно патентовать, ведь патент подразумевает открытость, а для создания некоторых образцов газотурбинной техники конструкторы используют и засекреченные технологии.
Денис Пиотух:
«Секретные разработки сейчас тоже востребованы государством. За этими объектами не значится авторство в классическом понимании. А патент обязательно предусматривает публикацию. В секретном производстве озвучивание имени автора — большое обременение. Естественно, такие ноу-хау и в конкурсах участвовать не могут. Сейчас обсуждают варианты послабления условий в нашей отрасли, поскольку многие предприятия полностью обслуживают секретное производство и не имеют возможности показать себя и запатентовать новации».
Конкурсы — один из основных способов стимулирования инженеров. Без поощрения и мотивации, считает Денис Пиотух, работать изобретателю сложно. К тому же, никто лучше самого автора не знает задумку и не сможет раскрыть её максимально полно. Чтобы автор захотел провести идею от чертежа до воплощения в деталь или производственный процесс, на «Сатурне» изобретательство поддерживают и морально, и материально, ведь от этого напрямую зависит успех предприятия.