Священную память о кровопролитной войне хранят в большинстве российских семей. Президент Владимир Путин не зря недавно назвал День Победы главным государственным праздником — это единственный день, когда почти все россияне в едином порыве собираются семьями, вспоминают своих героев и гордятся страной.
О Великой Отечественной написано и рассказано много историй. Но режиссёры не перестают снимать фильмы, писатели — издавать книги, а ветераны каждый май снова и снова, пока позволяет здоровье, приходят в школы. Дети, увы, не понимают, как сильно им повезло — увидеть и пообщаться с живыми свидетелями и участниками той страшной войны. С теми, кто укрывался от обстрелов и рыл окопы, отчаянно шёл в наступление и оплакивал погибших товарищей, брал Берлин и освобождал половину Европы. Каждый раз ветераны вспоминают об этом с болью. Война — это там, где убивают и умирают. Но память о ней нужна нам сегодня как ни что другое. И, похоже, это лучшая иллюстрация подлинной связи поколений: мы обязаны знать и помнить об огненных днях, чтобы они никогда не повторились.
Поклонимся победителям
Рыбинские моторостроители ковали победу плечом к плечу: и в окопах на передовой, и на производствах в тылу. Пятого мая НПО «Сатурн» чествовал своих ветеранов в Общественно-культурном центре. Кадеты в строгой чёрной форме с ярко-красными погонами и лампасами встречали гостей в фойе громогласным «здравствуйте, с праздником!» Зал был полон. Первые места, конечно, для главных героев. С каждым годом их становится всё меньше, а из тех, кто и поныне здравствует, не всем под силу приехать. Некоторые сидения так и остались с именными табличками.
Те же, кто пришёл, оказались в окружении журналистов.
Борис Глушаков, ветеран Великой Отечественной войны:
«Когда началась война, я жил в деревне, работал в колхозе. В 16 лет забрали в армию. Про войну много уже рассказано и показано. Моё самое яркое воспоминание — о том, как получил ранение в городе Шауляе, что в Прибалтике. Нас послали туда выгонять немцев. Четыре месяца провёл в госпитале, а потом отправили в Кёнигсберг. Там и встретил известие о капитуляции Германии, восьмого мая в 10 часов. Весь вечер слышалась стрельба и летали ракеты. Нас там оставили на карантин. Потом распределили, 30 человек отвезли в Ригу. И мы даже не знали, для чего именно. Сформировали полк и отправили в Германию. Там отслужил ещё два года. А в Рыбинск вернулся только в ноябре 1950-го. Написал письмо Субботину, директору моторостроительного завода, и меня взяли учеником токаря. Работал в сборочном цехе. Дослужился до мастера. Молодым сатурновцам хочу пожелать хорошо учиться и работать, работать, работать. Я и сейчас тружусь, у меня дача в пять соток, которые обрабатываю один. Если лежать буду, здоровья не прибавится».
Председатель Совета ветеранов НПО «Сатурн» Валерий Семёнов в боевых действиях не участвовал, но что такое война помнит хорошо:
«Я отношусь к тем, кого называют „дети войны“, и помню, как в послевоенные годы родители собирали всех выживших членов семьи. До войны она была многочисленной, и все работали на моторостроительном предприятии. И когда за праздничным столом все рассаживались, отец просил мать спеть. Мы, дети, не понимали тогда, почему у взрослых мужчин и женщин на глазах слёзы. Поняли позже, когда повзрослели. Вы подняли страну, и пришло время, когда мы приняли эстафету у станков, плавильных печей и создали новый уровень, который позволил дальше защищать отечество. Сейчас на этих же местах работают ваши и наши внуки и правнуки. Вы вырастили нас, мы вырастили их, и они успешно укрепляют славу нашего предприятия».
Сюжет концерта уже стал каноном: молодые люди прогуливаются парами, радуясь началу лета и не подозревают, что через считанные дни начнётся война. Тревожный набат, и на смену безмятежности приходить тревога. Ведущие говорят об эвакуации завода в Уфу, бомбёжках полупустых цехов. Преодоление и воля, любовь к Родине и заводу, ни капли сомнения — вот что увидел зритель на лицах рабочих и солдат военных лет с большого экрана.
Виктор Поляков, управляющий директор НПО «Сатурн»:
«Это святой праздник. Помню 1965-й год, когда он стал широко отмечаться, это было двадцатилетие Победы. Тогда все шли к обелиску, и у моего отца на глаза были слезы, даже говорил с трудом — стоял ком в горле. Сегодня у нас сильная и независимая страна, и положили начало этому именно ветераны.
Более семи десятилетий назад они отстояли жизнь и независимость страны. Их уже не так много, к великому сожалению. Непосредственно участников боёв среди ветеранов „Сатурна“ остался 51 человек, а тружеников тыла — 722, все они в преклонном возрасте. И требуется нашим ветеранам совсем немного — любовь, уважение и участие. Давайте им поклонимся, пока не поздно. Мы приглашаем ветеранов на различные мероприятия, и не только в День Победы, потому что по-другому быть не может. Фундамент того „Сатурна“, что есть сейчас — известного и значимого для России — заложили именно те люди, которых мы сегодня чествуем».
Под знакомую каждому советскому ребёнку песню «Должны смеяться дети» зал и сцену заполнили малыши с гимнастическими лентами и мячами. Сменив ленты на красные гвоздики, ребята подарили их ветеранам. Закончился концерт выходом бессмертного полка «Сатурна» и непременным гимном праздника — песней «День Победы».
И вновь в строю
В этом году 9 мая погода подвела. Даже в Москве отказались от традиционного воздушного парада. В Рыбинске изредка моросил дождь и дул промозглый ветер. Несмотря на это, тысячи горожан пришли в центр города. Вот уже три года наравне с традиционным шествием одна из самых зрелищных и массовых акций — колонна Бессмертного полка. «Сатурн» поддержал идею сразу, как только её стали воплощать в Рыбинске.
Артём Тихонов, организатор от НПО «Сатурн»:
«Мы традиционно готовились к Дню Победы по нескольким направлениям: украшали предприятие, собирали свою колонну в Бессмертный полк и готовили за счёт компании таблички для всех заводчан, кто пожелал таким образом отдать дань памяти родственникам. Число участников растёт с каждым годом, в этот раз пришло раза в три больше людей, чем в прошлый. Но это такое событие, которое нельзя мерять цифрами, нужно чувствовать настроение в душе».
В начале колонны шли с портретами рабочих завода — Героев Советского Союза. Одна из участниц Наталья Максимова рассказала о мужчине с таблички у неё в руках:
«У меня на портрете Смирнов Анатолий Васильевич. Это не мой родственник, но он работал на НПО „Сатурн“. С 1940-го служил в Красной армии. Прошёл всю войну и получил звание Героя Советского Союза. Я горжусь нашими дедами, и участвую в „Бессмертном полку“, чтобы память о них жила».
Следом около тысячи сатурновцев пронесли в руках фотографии родных. За каждым из них своя захватывающая история.
Владимир Орлов:
«На портрете мой дядя, старший брат матери Изотов Владимир Николаевич. Меня назвали в его честь. Он участвовал в конвоях, самый знаменитый — арктический PQ-17. Он состоял из 35-ти судов, но из-за постоянных налётов до Архангельска дошло только 11. В конвое было два советских судна: „Донбасс“ и „Азербайджан“. Мой дядя тогда совершил подвиг, за что награждён Орденом английской королевы за боевые заслуги. Сейчас я иду здесь со своим внуком».
Сергей Киселёв:
«На портрете — моя мать, Клавдия Сергеевна Киселёва. Они с отцом оба воевали, она — на Ленинградском фронте. Это святой долг — помнить людей, которые завоевали победу для всех нас».
Светлана Смагина:
«На первом портрете сестра моей мамы, она работала в подполье на Украине, потом ушла в партизанский отряд. На втором — мамин брат, Андрей Платонович Богун, он командовал гаубичной батареей. Закончил физмат, с новосибирскими войсками шёл от Москвы. И когда брали Берлин, был приказ „стрелять по-богунски“: мой дядя делал очень точные расчёты. Но сам он до этого момента не дожил. Его представили к награде, но пока документы шли, он погиб в 1943-м, в Сумской области. В итоге, дедушке посмертно дали Орден Отечественной войны. Он был родом из Украины, и из-за оккупации не сохранилось ни одного его фото в форме, на портрете он ещё выпускник института».
Сергей Поляков:
«У меня на портрете мой дед, Сергей Борисович Поляков. Он воевал на Третьем украинском фронте, в Четвёртой гвардейской армии. Его призвали по возрасту в 1943-м, и после обучения послали под Ржев, где шли тяжёлые бои. Но к моменту приезда подкрепления бои уже закончились, местность взяли, правда, она оказалась полностью заминирована, извлечением снарядов мой дед и занимался. В 1944-м его перевели на действующий фронт, так дед прошёл почти всю Европу, от Западной Украины через Румынию, Венгрию, Югославию до Австрии, где он закончил воевать из-за ранения. Я горжусь своим дедом и очень рад, что участвую в этой акции, она очень нужна. Я пришёл первый раз и очень благодарен „Сатурну“ и за объединение всех в этой заводской колонне, и за то, что помог изготовить табличку с фотографией. В следующем году хочу выйти снова. У меня погибли два прадеда, а дед выжил, и только благодаря этому на свет появились мой отец и я».
Виктория Старцева:
«Это моя бабушка Александра Кирилловна Макарова. Пока её муж на фронте копал окопы, она работала швеёй. Каждый помогал, как мог. Они оба пережили войну. Мы с мужем участвуем первый раз, специально собрали сведения, нашли фотографию».
Татьяна Сидорова:
«Это мой дедушка, Андрей Васильевич Степанов. Он пропал без вести, мы не знаем, где он похоронен. Я встаю в „Бессмертный полк“ уже четвёртый раз, впервые иду в колонне „Сатурна“, до этого ходила сама. Мне кажется, важно помнить, что сделали наши деды. Я всегда здесь вместе с мужем и детьми. Важно, чтобы именно дети это видели».
Это далеко не все моторостроители, боровшиеся за нашу свободу. Воспоминания ветеранов-сотрудников завода и подробная хроника тех трагичных дней, включая эвакуацию в Уфу и восстановление производства в Рыбинске, собраны в книге «Сатурн. Связь поколений. Памяти победителей», которая вышла в 2015-м в год семидесятилетия Великой Победы. Книга выложена в сеть на сайте компании. Прочитать её можно по этой ссылке.