27-го марта 2021-го года — 105 года со дня рождения Павла Дерунова. К этой дате «Черёмуха» повторно анонсирует материал, выпущенный к юбилею руководителя.
Успех крупного предприятия, безусловно, зависит от тысяч людей, которые день за днём добросовестно выполняют доверенную им работу. Но историю, как известно, двигают личности. За вековой путь «Сатурна» вместе с ним профессионально росли выдающиеся специалисты, которые внесли неоценимый вклад в развитие завода, города и страны. Почётное место среди них занимает, пожалуй, самый известный директор моторостроителей — Павел Фёдорович Дерунов. Человек, изменивший Рыбинск и его главное предприятие до неузнаваемости. 27-го марта исполнилось 100 лет со дня рождения руководителя. В этом выпуске «Заводные будни» расскажут о том, каким Павел Фёдорович был в рабочем кабинете, а каким — дома в окружении близких.
Одна судьба на двоих
Впервые на моторостроительном заводе Дерунов оказался в 1944-м. Тогда его в числе других квалифицированных специалистов направили в Рыбинск восстанавливать пострадавшее от бомбёжек предприятие. Вслед за ним отправилась и его семья — жена Зоя и двухмесячный сын Герман. Быт, свои переживания и наблюдения Зоя Афанасьевна описывала в дневнике для подрастающего сына. Эта тетрадочка сохранилась до наших дней и стала семейной реликвией. Пожелтевшие страницы оживляют далёкие сороковые и, словно проектор, воспроизводят картину того, как непросто жилось в послевоенном Рыбинске, как много работал глава семейства Деруновых. Запись от первого января 1947-го:
«День начинается, как и в прошлом году. Вот я пишу дневник. Ты играешь тут же на полу. На улице сегодня холодно, мороз, но мы затопили маленькую печь, и у нас очень тепло и уютно. Папуля спит. Мы стараемся по возможности ему не мешать и дверь в комнату открываем редко, хотя он дома, так нам хочется торчать около него, ведь он у нас такой хороший человек, что пап таких нет ни у кого».
Поддержку жены Дерунов чувствовал постоянно. Именно она обеспечивала уют для много работающего мужа, почти полностью посвятившего себя заводу, вела дом и растила сыновей. Впрочем, и сам он, несмотря на постоянную занятость, от воспитания не уклонялся.
Герман Дерунов: «Когда я был маленьким, отец брал меня с собой на завод. Сначала в кабинете посадит, даст пачку бумаги, цветные карандаши, как сейчас помню, фирмы „Тактика“, и я сидел и рисовал. Потом обедали вместе в столовой на втором этаже в заводоуправлении. Там стоял резной из дуба огромный буфет, в середине зала ― овальный стол. Начинался обед, и в столовую приходили начальники цехов, большинство были в галифе и белых бурках.
После обеда мы с отцом шли по цехам смотреть, что там делается. Как раз строилась испытательная станция, везде грязь, приходилось по досочкам проходить. Он разговаривает со всеми, а я хвостиком за ним мотаюсь. А когда в городе стройка началась, они с матерью по всем участкам ходили, с прорабами разговаривали, всё проверяли».
На судьбу сыновей Павел Фёдорович оказал большое влияние. Особенно это почувствовал старший — Герман. После окончания школы он планировал поступать в кораблестроительный институт, потому что давно и сильно болел судостроением, но отец настоял — сын должен заниматься авиационными двигателями. В это время Павел Дерунов, после непродолжительной работы в Ярославле, уже стал директором Рыбинского моторостроительного завода.
На новом посту
Высокая должность мало сказалась на укладе семьи Деруновых, разве что видеть главу семейства дома стали ещё реже. А вот и предприятие, и город от этого назначения только приобрели. Улицы Герцена, Плеханова, микрорайон Скоморохова гора, первый в области 12-этажный дом, бассейн с «олимпийскими» 50-метровыми дорожкам, ледовая арена — всё это лишь часть объектов, появившихся в Рыбинске во времена Дерунова. Он понимал, чтобы предприятие развивалось, чтобы специалисты ехали в Рыбинск, необходимо создать для этого условия. И город строился темпами, которых не видели ни до, ни после.
Также активно кипит жизнь и на самом моторостроительном заводе. Адольф Игнатьевич Петров почти два десятилетия управлял делами Дерунова. Он вспоминает о том, как добились выделения отдельной гостиницы в Москве для сотрудников предприятия; организовывали прямо на территории завода народный книжный магазин, ничуть не уступавший по ассортименту городскому «Книжному миру»; как заказывали на фабрике «Большевичка» единую форму для технологов и мастеров; как доставили в Рыбинск первый снегоход.
Адольф Петров: «Я привёз в город первый канадский снегоход прямо с выставки в Москве. Это сейчас всё просто: заплатил деньги и получил. А тогда мало было просто договориться, нужно было успеть сделать всё первыми. Мы заказали машину из нашего представительства в столице, а она прошла гружёная и на международную выставку её не пропустили. И по правилам, если не забираешь экспонат в течение часа, то сделать это можно было только через три дня. Ситуация осложнялась тем, что на снегоход претендовал министр связи. Заказывать другую машину было некогда, и нам пришлось метров 200 вчетвером тащить тяжёлый снегоход на руках. Но поставленную задачу мы выполнили».
Строгий, но справедливый. Так говорит Адольф Игнатьевич о своём шефе. Внимательный к окружающим, но очень требовательный. Не допускающий никаких привилегий для себя, своих близких и окружения. К нему шли с бедами и проблемами работники завода и обычные рыбинцы. У него почти не было выходных, а из отпуска Дерунов всегда возвращался раньше срока. Завозил жену домой, а сам прямиком направлялся на завод проверять дела.
В шестидесятые Дерунов продвигает в жизнь идеи научной организации труда на производстве. НОТ стал своего рода предшественником современной концепции бережливого производства. Опыт, полученный в Рыбинске, затем внедрили сотни других предприятий по всему СССР. За это в 1971-м году Павел Фёдорович получил Государственную премию.
Тогда же, в 70-е, завод на два года остался без Дерунова. Его пригласили работать в министерство. Но так уж вышло, что Рыбинск оказался ближе, чем столица, а должность директора — важнее, чем пост замминистра. Все это время верный помощник Адольф Петров хранил квартиру Деруновых, хоть, признаётся, и не надеялся на возвращение руководителя.
В 1984-м в Рыбинске начинается серийный выпуск двигателя Д-30КУ, который до сих пор используется в России и ряде зарубежный стран. За более чем тридцать лет Д-30КУ и ещё одна модернизация Д-30 — Д-30КП — стали настоящими бестселлерами.
Верный до последних дней
В 1986-м Дерунов ушёл с завода, которому очень хотел быть полезным. Коллеги говорят, не по его воле так случилось. Павел Фёдорович спокойно сменил кабинет директора на маленькую комнату рядового инженера, но вот того, что у него отберут пропуск, а вместе с ним возможность быть причастным к жизни предприятия, не ожидал. В последующем новый директор Юрий Ласточкин восстановил права Павла Фёдоровича, вернул пропуск и установил великому предшественнику пожизненную пенсию от родного завода.
Ведя образ жизни обычного пенсионера, живя на скромной даче, он до последних дней жизни интересовался работой предприятия и его судьбой. Рядом были дети и внуки, и верная спутница Зоя Афанасьевна. В 2001-м Павла Фёдоровича не стало.
Спустя двенадцать лет на площади, названной в честь выдающегося директора, появился памятник. Высокая фигура с гордым профилем, кажется, вот-вот шагнёт вперёд с пьедестала. Таким он был в жизни, говорят близкие. Прямым и решительным. Способным вести переговоры и добиваться своего от самых высоких чинов. И в то же время очень внимательным к простым рабочим. Неравнодушным и болеющим за свой завод и город.
Сегодня именем Павла Фёдоровича названа самая современная школа, расположенная на Скомороховой горе. В ней в первом классе учится правнук Павла Дерунова — Ваня, очень похожий на своего легендарного предка. Накануне юбилея он проводил экскурсию по школьному музею, открытому в 2013-м году. Одна из её частей — «Человек-эпоха» — посвящена жизни Павла Дерунова, а остальные — тому предприятию, которому он отдал более сорока лет.
История не терпит сослагательного наклонения, но вряд ли кто-то будет спорить о той роли, которую сыграл Дерунов в судьбе Рыбинска. И, наверное, неслучайно и завод, и его самый известный руководитель появились на свет в одном году, для того, чтобы имя одного и слава другого навсегда были связаны.
По этой ссылке читайте о воскресных мероприятиях, которые прошли в Рыбинске в воскресенье, 27-го марта. А ниже — фотоотчёт Вадима Кудрявцева и Ульяны Лебединской.