Задела за живое история с выселением аэроклуба ДОСААФ из помещения на Плеханова, 33. Горадминистрация окончательно отказала Рыбинскому АСК в продлении договора безвозмездного пользования. Читаю письма за подписью главы города и его первого заместителя. Читаю в интернете комментарии Дмитрия Рудакова. И возникает сразу много вопросов. И первый — о том, как же принимаются столь серьёзные решения?
Требование освободить помещение в кратчайшие сроки подписано Рудаковым 25-го сентября. В комментариях журналисту «ЯРИНФОРМ» (26-го сентября), который поинтересовался, почему глава города не хочет пойти навстречу аэроклубу, тот ответил: «Я вообще не в курсе этой проблемы, поэтому ничего комментировать не могу».
Градоначальник не в курсе? А бумагу подписал. В тот же день в ответ на публикацию «Черёмухи», которая запросила в администрации официоз, глава объяснился:
«Авиаклуб помещениями на Плеханова не пользовался. У ДОСААФ есть большое помещение на Фроловской и двухэтажное здание на аэродроме на Красной горке. Площади на Плеханова авиаклуб ранее сдавал “Хорошему театру”. Сейчас сдаёт спортивному клубу за оплату коммунальных услуг по всем площадям, в целом. От авиаклуба, как мы выяснили, за полтора года никаких занятий там не было. Поэтому мы решили заключить договор напрямую со спортивным клубом, где с детьми бесплатно занимаются греко-римской борьбой. Вопросом этих помещений занимался департамент имущественных и земельных отношений. Сегодня я сам разобрался в ситуации и с решениями ДИЗО согласен. Считаю, что это бред — брать имущество у города и сдавать его».
Говорите, разобрался? Но знает ли глава, что это особое пространство на Плеханова, 33 строилось тридцать пять лет назад именно для Рыбинского аэроклуба, именно с учётом требований к выполнению его уставных задач. Спросите ветерана-инструктора парашютно-десантной подготовки Александра Савельева и его коллег по аэроклубу, и они вам расскажут, что ещё во время строительства этой девятиэтажки в планировке, отстройке и оборудовании нового аэроклубовского помещения участвовали опытнейшие спортсмены тогдашнего мощного парашютного звена. Потому что кому как не им знать, сколь больших площадей требует очень не простой процесс укладки учебных для перворазников и спортивных парашютов, который не прощает ошибок. Как и размещение учебных парашютных систем что называется в 3D-пространстве. Какие нужны учебные классы для парашютистов и курсантов лётного звена. В каких условиях и как должны храниться парашюты и прочее оборудование, которое не просто дорого стόит. Оно должно безотказно работать на высоте в 2000 метров… Так здесь были обустроены большой класс для укладки парашютов, класс для теоретических занятий, инструкторская, склад.
Парадокс: взамен Рыбинскому АСК предлагают перебазироваться в совершенно не подходящее и по техническим условиям, и по убогому состоянию помещение почти в два раза меньшей площади в старом здании по адресу: улица Зои Космодемьянской, дом №1. Где же логика?
Что касается двухэтажного здания на аэродроме «Южный», о котором говорит глава города, так его строил моторостроительный завод ещё в тридцатые годы прошлого столетия для размещения в нем лётно-испытательной станции (ЛИС). Разрушающееся здание очень давно не эксплуатируется, здесь нет никаких коммуникаций, отопления, а сквозь потолок второго этажа видна синева небес…
Выходит, глава не разобрался. Но решил изъять помещение под любым предлогом. Сначала — чтобы передать кукольному театру на время ремонта. Но театр отказался, потому как помещение совершенно для него не подходит. Вопрос исчерпан? Нет! Теперь Дмитрий Рудаков утверждает, что помещение на Плеханова, 33 используется неэффективно. Что значит неэффективно? В смысле — не каждый день? И не каждым квадратным метром?
У аэроклуба нет спасительных бюджетных дотаций. Да, часть площадей сдаётся в субаренду подростковой секции по борьбе, причём в полном соответствии с контрактом, что признает и глава города. Из денег, полученных за частичную аренду помещения, выплачивается зарплата аэротехникам и сторожам на аэродроме. Оплачивается «коммуналка».
Аэроклуб вкладывает в ремонт и эксплуатацию помещения на Плеханова немало трудов и денег из предпринимательских и семейных бюджетов его участников. В этом помогают и субарендаторы.
Для градоначальника это бред. Для аэроклуба — один из способов, чтобы выжить и работать для города.
Как только весной взлётно-посадочная полоса подсыхает, вся учебная, спортивная деятельность аэроклуба разворачивается на аэродроме. Обучение и парашютные прыжки для перворазников, прыжки спортсменов, прыжки с тандем-инструктором. Обучение курсантов летного звена. Всероссийские соревнования по классическому парашютизму и парашютно-спортивному многоборью, которые не просто включены в календарь Российской федерации парашютного спорта. Сильнейшие парашютисты страны приезжают в Рыбинск на кубок памяти Татьяны Осиповой, который становится для них генеральной тренировкой перед чемпионатом мира. Здесь каждый год расправляет свои крылья молодой фестиваль «Рыбинское небо». Каждый год в день ВДВ на аэродром устремляются десантники с друзьями, детьми и женами, чтобы снова подняться в небо и раскрыть купол парашюта.
В разгар сезона в городском помещении работает только офис. А с его завершением здесь хранится оборудование, проводятся учебные занятия, готовятся парашюты к новому сезону. Здесь работает офис. Что не так?
Сюда, на Плеханова, 33 не приходят толпы народа, влюбленного в небо? Да, времена сильно изменились с тех пор, когда в штате аэроклуба работала мощная команда инструкторов в парашютном и летном звеньях, где обучались одновременно сотни курсантов-парашютистов, лётчиков и планеристов. Где тысячи парней и девушек проводили свободное время. Где знания, упорная практика и дисциплина ценились превыше всего. И эта деятельность клуба всерьёз поддерживалась и была востребована государством. Здесь не просто брала начало элитная десантура. В аэроклубе делали свой выбор и готовились к поступлению в лётные училища будущие асы для военной и гражданской авиации. Проверялась пригодность курсантов к лётному делу, ибо управлять столь сложной машиной реально может лишь один на сотню совершенно здоровых мужчин.
Спросите рыбинского ветерана-лётчика первого класса Евгения Самсонова, и он расскажет, как важно для высококлассного пилота встать на крыло именно в аэроклубе. А для космонавта? Летчик-космонавт Алексей Овчинин тоже был курсантом Рыбинского АСК. А 16 асов-Героев Советского Союза в Великой Отечественной, которых тоже воспитал наш аэроклуб? Так было.
А что в перспективе? Государство отказалось от поддержки аэроклубов. Многие уже прекратили своё существование. Но в городе авиаторов аэроклуб выжил и работает. Да, трудно. Очень трудно. Как и во всей авиации, в большой и малой. Очень дорого стόит оборудование, ремонт самолётных двигателей, но деньги АСК находит. В должном состоянии поддерживается взлётно-посадочная полоса, территория и оборудование для прыжков, а это огромные площади. Сами аэроклубовцы, среди которых немало предпринимателей, брали и берут на себя многие расходы АСК, который является организацией ДОСААФ (Добровольного общества содействия авиации, армии и флоту России).
В аэроклубе сейчас нет штатных сотрудников, здесь они работают в свои выходные, отпуска, после основной работы, чтобы в авиацию, в парашютный спорт приходила молодёжь, чтобы сотрудничать с промышленными предприятиями, дарить на день города авиашоу или просто любому человеку на день рождения, к примеру, прыжок в тандеме. Чтобы привлекать в Рыбинск туристов, спортсменов, любителей полётов на самой разной авиатехнике. Что может быть лучше, чем праздник крылатых единомышленников на аэродроме и в городе, где работает аэроклуб с 90-летней историей! Кстати, весной в Рыбинском музее-заповеднике с большим успехом прошла юбилейная выставка аэроклуба.
В Рыбинском АСК уверены: придёт время, и государство изменит свою политику в отношении аэроклубов. Другого пути нет. А пока очень важно сохранить помещение на Плеханова, 33 за Рыбинским АСК. Это не просто единица муниципальной собственности в городском реестре. Это необходимая база Рыбинского авиационно-спортивного клуба.
Но для аэроклуба звучит команда на выход. Окончательно и бесповоротно? Секция по борьбе, да ещё бесплатно — замечательно, круто! Только не сопоставимы масштабы двух арендаторов, расходные части их бюджетов.
— Почему нас выселяют отсюда? Чтобы отдать помещение под очередную «пятерочку»? Отдадим его сегодня — завтра придут на аэродром, чтобы изъять землю под коттеджное строительство или расширение кладбища, — говорит Михаил Синев, ветеран парашютного спорта, инструктор, признанный авторитет в подготовке парашютистов.
— Я не понимаю, как сейчас, в это тревожное время можно отбирать помещение у аэроклуба ДОСААФ? – вторит ему тоже ветеран парашютного спорта Ольга Добрякова.
— Никто не спорит, что авиаклуб нужен городу, — заявляет Дмитрий Рудаков в своих комментариях. Дмитрий Станиславович, вы и вправду так считаете? Тогда почему в программе Дня города в этом году не оказалось авиашоу над Волгой, столь популярное среди рыбинцев и гостей города. Они тысячами собирались на Волжской набережной, чтобы увидеть высший пилотаж в исполнении ещё недавно курсанта Рыбинского аэроклуба, а сейчас летчика-аса Ясави Хазипова или чемпионки мира Светланы Капаниной, прыжки отважных рыбинских парашютистов в воду и на берег, сделать сэлфи на фоне ярких парашютных куполов…
Это был первый тревожный звонок с Рабочей,1. Выселение — второй… Третьего ждать? Или всё же будет конструктив?