Последнее время по сводкам полицейских помимо случаев телефонного мошенничества нередко проходят ситуации, когда недобросовестные граждане выдают себя за продавцов товаров или исполнителей: предлагают выгодные условия, берут предоплату и пропадают. Один из наиболее громких примеров — дело Евгения Узикова. По предварительной информации, застройщик получал средства от заказчиков, но далеко не у всех, с кем были заключены договоры, выросли дома. Сейчас материалы этого уголовного дела рассматриваются в суде. Бывают и более мелкие случаи. О том, какие меры предосторожности стоит соблюдать, рассказал начальник Рыбинского межмуниципального управления МВД Михаил Петров, отвечая на вопрос «Черёмухи» во время пресс-конференции.
— В основном такие случаи встречаются при обращении по объявлениям: люди находят предложения на сайтах, где нередко встречаются страницы, созданные мошенниками. Под предлогом продажи каких-либо услуг или товаров просят перевести либо всю сумму, либо её часть — предоплату, — но взамен человек не получает ничего, — объясняет Михаил Петров.
Схема может выглядеть вполне убедительно: мошенники выходят на связь, отвечают на вопросы, обещают отправку, а затем присылают несуществующий или некорректный трек-номер «заказа». После этого — тишина.
— Часто люди начинают читать отзывы о таких объявлениях и страницах уже после того, как в отношении них совершено противоправное деяние, — говорит Михаил Петров. — Поэтому я бы рекомендовал сначала проверить продавца или того, кто предоставляет услугу, и уже потом пользоваться объявлением.
Начальник полиции отмечает: насторожиться стόит в первую очередь тогда, когда предложение выглядит слишком выгодным — цена заметно ниже средней по рынку.
— Как правило, деньги переводят за товар, который предлагают по цене более чем конкурентоспособной. Чаще всего такие случаи происходят при покупке строительных материалов и автомобильных запчастей, — уточняет Михаил Петров.
По словам руководителя рыбинской полиции, установить человека, разместившего объявление и завладевшего деньгами потерпевшего, в ряде случаев возможно: законодательную базу скорректировали так, чтобы эффективнее работать с такими преступлениями.
— Возврат средств зависит от того, как быстро мы успеем эти денежные средства где-то остановить — на каком-то этапе — и наложить запрет на определённые действия, а дальше уже вернуть их потерпевшему. Если же деньги переправлены дальше либо израсходованы, тогда всё зависит от материального положения виновного лица. Как быстро он сможет вернуть потерпевшему средства — это вопрос, — поясняет Михаил Петров.
И чем дольше человек находится под влиянием мошенников, тем ниже вероятность вернуть деньги.
— Нередко граждане, особенно в достаточно немолодом возрасте, начинают заниматься «брокерской» деятельностью, никогда не имея к этому отношения. Месяцами переводят серьёзные суммы, а через несколько месяцев приходят и говорят, что нет возможности вывести деньги обратно. Хотя уже длительное время находятся под воздействием мошенников и являются жертвами преступления. В таких случаях вероятность возврата средств крайне невелика, — говорит Михаил Петров.