Издание «Памятники ярославской архитектуры», выпущенное рыбинской компанией «Медиарост», по итогам конкурса от Ассоциации книгоиздателей России признали лучшей книгой года — 2022. Это научно-популярное издание, рассчитанное как на жителей региона, так и на туристов. В нём содержится рассказ о более чем пяти десятках знаковых образцов архитектуры. В книге — она имеет внушительные размеры — представлены фотографии, архивные документы, включая чертежи. Для удобства читателей редакторский коллектив в приложении приводит словарь архитектурных терминов.

С разрешения издательства «Медиарост» «Черёмуха» публикует отрывки из книги.


Ростовский кремль. 1670-1690-е

Ростовский кремль, как ныне называют этот уникальный ансамбль, изначально именовался митрополичьим двором или архиерейским домом, поскольку служил резиденцией ростовских духовных владык.

Ростов стал центром епархии в Х веке. О том, какой была архиерейская резиденция в глубокой древности, свидетельств не сохранилось. Ныне существующий ансамбль в своей основе был возведён в 1670-1690-х годах. Его заказчиком, вдохновителем и идеологом был митрополит Иона Сысоевич, снискавший славу выдающегося российского храмоздателя XVII столетия. Он принимал участие в разработке проекта, финансировал строительные работы, контролировал их качество. И в общей организации митрополичьего двора, и в его отдельных чертах ярко проявились воззрения и личный вкус ростовского владыки. В величественных формах зданий воплощена идея могущества Церкви и зримый земной образ Небесного Иерусалима.

Ансамбль отличается целостностью и единством архитектурного замысла. Он имеет чёткую логично выстроенную пространственно-композиционную структуру. Территория разделена на несколько функциональных зон: парадный двор — с храмами и палатами, хозяйственный двор — с мастерскими, кладовыми и поварней, дровяной — с «чёрными» службами; в комплекс входят также приписной Григориевский монастырь и митрополичий сад. Позднее, при митрополите Иоасафе (Лазаревиче), к западу от основного комплекса появился каменный конюшенный двор.

Надвратные церкви Воскресения (1670) и Иоанна Богослова (1683), обе бесстолпные с щипковыми завершениями фасадов, вознесены над парадными въездами на митрополичий двор: северным, ведущим к кафедральному собору, и западным, обращённым к дороге на Москву. Фланкирующие башни являются частью крепостных стен и одновременно вписаны в абрисы храмов. И если стены этих храмов подчеркнуто лаконичны, то проездные галереи, по контрасту, щедро изукрашены каменным узорочьем.

Борисоглебский монастырь. XVI-XVII века

«Целый музей древнерусского строительного искусства» — так охарактеризовал Борисоглебский монастырь известный ростовский историк Андрей Титов. Действительно, по своим масштабам и, главное, целостности архитектурного ансамбля памятник имеет мало равных не только в Ярославской области, но и во всей России.

Монастырь основан в 1363 году чернецами Фёдором и Павлом, а место, по преданию, указано Сергием Радонежским. При поддержке московского великокняжеского дома обитель смогла к началу XVI столетия накопить достаточно средств для развёртывания масштабного каменного строительства.

Первая фаза этих работ связана с именами игумена Феофила и крупного ростовского зодчего Григория Борисова. В 1522-1523 годах возведён собор Бориса и Глеба, в 1524-1526-м — комплекс Благовещенской церкви и Трапезной палаты. Эти важные постройки точно датированы благодаря «Повести о Борисоглебском монастыре» — литературному памятнику середины XVI века.

Из этого же источника следует, что каменное строительство ими не ограничилось. Помимо храмов возводились ещё и жилые здания, и хозяйственные «службы», причём работы продолжались долгие годы и при многих игуменах. Данные, ставшие доступными исследователям за последние 20-30 лет, показывают, что почти все ныне существующие постройки монастыря включают в себя значительные фрагменты сооружений XVI века либо по крайней мере строения этого времени им предшествовали.

Театр имени Волкова. 1909-1911

На старинной Театральной площади сменили друг друга уже несколько зданий городских театров. Предыдущее (четвёртое по счёту) простояло почти 30 лет, но к началу ХХ века пришло в аварийное состояние. Причиной постоянных трещин и просадок стало местоположение самой площади — под ней находятся остатки средневекового оборонительного рва. Кроме того, по этому участку в древности протекала малая река Нетеча. Её русло давно засыпано, но подземные воды дают о себе знать до сих пор.

В 1908 году ярославская городская дума инициировала всероссийский конкурс на лучший проект нового здания. Жюри конкурсной комиссии Московского архитектурного общества возглавил Фёдор Шехтель. Весной 1909 года комиссия подвела итоги. Отбор походил анонимно, проекты были обозначены условными названиями — девизами. Победил проект 27-летнего архитектора из Москвы Николая Александровича Спирина под девизом «Танцующие фигуры в круге».

Николай Спирин замыслил здание в стиле, который сейчас называют неоклассицизмом. Этот стиль сложился в начале ХХ века как альтернатива экстравагантным крайностям модерна. Строгий, благородный и в то же время представительный, он опирался на идеалы античности, Ренессанса и зодчества екатерининской и александровской эпох.

Непосредственным источником вдохновения для Спирина послужил шедевр русского ампира — Музыкальный павильон Конного двора во Влахернском-Кузьминках, подмосковной усадьбе князей Голицыных (1820). Молодой архитектор «процитировал» и высокую арочную нишу Доменико Жилярди, и изысканную ступенчатую линию венчающего карниза, и рустовку, и лепные гирлянды на гладкой плоскости стен, и скульптурную группу над входом.

Но разумеется, начинающий автор не ограничился этим жестом уважения по отношению к старым мастерам. Стремясь развить масштабный и величавый образ, он добавил плоский купол над главным объёмом, полукруглые колоннады на балконах по бокам центрального ризалита и украсил здание барельефами со стилизованными античными мотивами.

Паровая мельница Калашникова, Рыбинск. 1898-1899

Панораму волжской набережной в Рыбинске невозможно представить без массивного силуэта мельницы купца Калашникова. Пятиэтажное здание в «кирпичном стиле» расположено в районе Стрелки, у впадения в Волгу Черёмухи, близ Соборной площади.

Сейчас все исторические здания, выстроившиеся вдоль набережной, кажутся единым архитектурным ансамблем. Однако, в своё время появление столько крупного утилитарного сооружения прямо в «парадной витрине» города, на фоне колоколен и особняков, было чем-то из ряда вон выходящим. Обычно промышленники находили целесообразным осваивать городские окраины, где дешевле земля и где легко нанять рабочих из ближних деревень. При выборе участка для возведения мельницы в центре решающим фактором, вероятно, оказалась доступность водных коммуникаций. Но кроме того, преуспевающий хлеботорговец не мог не оценить и «статусное» значение этого района.

Немалую роль тут сыграла незаурядная личность самого заказчика. Ефрем Калашников был уважаемым в городе человеком, известным общественным деятелем и благотворителем. Выходец из бедной тверской семьи пришёл в богатый купеческий Рыбинск в возрасте 31 года. Свой путь он начал с нижней ступени коммерческой иерархии, с торговли вразнос. А закончил на самом верху: купцом первой гильдии и бессменным гласным городской думы.

Храм Спаса Нерукотворного Образа, Первомайский район, село Кукобой. 1908-1912

Второе по времени закладки творение Василия Косякова на ярославской земле — Спасский храм в селе Кукобой. Это столь же грандиозное сооружение, как и Казанский храм на Горушке, и появилось оно в столь же удалённом месте: в 180 верстах к северу от губернского центра, на границе тогдашнего Пошехонского уезда с Вологодчиной. Так же, как и храм под Даниловом, он освящён архиепископом Тихоном, будущим патриархом.

Храм возведён за три года. Для строительства был открыт небольшой кирпичный завод. А облицовочный бело-розовый и голубой глазурованный кирпич доставляли из-за границы. Старожилы рассказывают, что каждая штука такого кирпича была обёрнута в бумагу, чтобы не повредилась при перевозке.

В ярославской газете «Голос» в июне 1912 года о новоустроенном храме сообщалось, что он имел три придела, 163 иконы, звон состоял из девяти колоколов, главный колокол весом 261 пуд, то есть более четырёх тонн. Отмечалось, что для отопления и вентиляции здания в невысоком подклете были устроены четыре калориферные печи. Называлась и общая стоимость храма — более 800 тысяч рублей.

Проект так же, как и в даниловском соборе, восходит к петербургским постройкам Косякова. Архитектор использует свои излюбленные приёмы. Крестово-купольный четырёхстолпный, квадратный в плане храм дополнен с запада притвором с шатровой колокольней. С востока к основному объёму примыкают три алтарные апсиды, центральная из них окружена обходной галереей.

Приобрести книгу «Памятники ярославской архитектуры» можно в интернет-магазине.

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: