Они привыкли к точности, нормам и стандартам. Для них неприемлемы отклонения или приблизительные результаты измерений. Соответственно, им необходимы калиброванные и поверенные средства измерения, которые, к слову, за 50 лет существования метрологической службы порядком изменились. В свежем выпуске «Заводных практик» рассказываем о новом музее метрологии, который решили открыть в «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха).


В мае у метрологов рыбинского моторостроительного предприятия — череда важных дат и событий. Двадцатого числа они отметили профессиональный праздник международного уровня. 26-го — традиционный конкурс профмастерства. Между ними — 23-го мая метрологическая служба «ОДК — Сатурн» отметила полувековой юбилей. К этой дате приурочили создание тематического музея.

Идея о музее возникла спонтанно. Мы начали наводить порядок в помещениях метрологической службы. Обычно товарно-материальные ценности, которые не используются, списываются. Нам стали их приносить на списание, и мы отметили, что многие из них уникальны, и даже являют собой какую-то загадку. С какой целью они использовались? Выкинуть уникальные средства измерений было жалко, и мы решили такие редкие экземпляры коллекционировать, — рассказывает главный метролог «ОДК — Сатурн» Дмитрий Барвинок. — На первоначальном этапе мы создали виртуальный музей метрологии на корпоративном портале. У нас не было помещения для размещения экспонатов, мы их фотографировали, пытались загадки разгадать, находили в интернете информацию об этих средствах измерения, искали их описания. Когда виртуальный музей появился, мы обратились к подразделениям предприятия — может, у кого-то ещё есть какие-то уже оригинальные средства измерений?

Дмитрий Барвинок

Хранить экспонаты будущего музея поначалу было негде, рассказывают на предприятии. Внедрение инструментов бережливого производства позволило высвободить помещение для использования в качестве зала совещаний. В нём же решили разместить на стеллажах экспонаты виртуального музея. И виртуальный музей стал реальным.

Экспонаты приходили из разных источников, добавляют сотрудники «ОДК — Сатурн».

Один отдел переезжал, часть приборов они оставили, — объясняет заместитель главного метролога Олег Семёнов. — Также нам, например, принесли прибор для измерения скорости ветра, говорят — в гараже, ещё дедушкин, лежал. 

Олег Семёнов

Заместитель главного метролога достаёт с полки коробку, открывает, показывает прибор.

Описания к нему нет. Мы нашли принцип действия — он понятен, вот здесь переключатель у него, коробка передач, показывает скорость вращения, а где он «родился», что за модель — мы до сих пор не знаем. Важно это сохранять! — считает Олег Семёнов.

Работа метролога связана с постоянным саморазвитием, нужно держать себя в тонусе. Причём значение имеет не только изучение чего-то нового, но и решение умственных задачек. Специалисты профильной службы «ОДК — Сатурн» уверены: музей поможет и в этом.

Вот у нас лампа осциллографа, — Олег Семёнов достаёт с полки другой прибор. — Если  задать вопрос студенту-техно, как такую изготовить, то ему придётся решить, как вывести металлические электроды через стекло. Это же материалы с разным коэффициентм линейного расширения. Это очень сложная техническая задача. Поэтому лампу, можно выкинуть. А можно сохранить, и показывать, чтобы у людей зажглись глаза, чтобы они научились мыслить. Иногда посмотреть и потрогать конструкцию намного важнее, для развития инженера, чем прочитать книгу с хорошими иллюстрациями.

В пользе создания музея уверен и председатель Совета ветеранов, бывший главный метролог моторостроительного предприятия Валерий Семёнов.

Работу специалистов этой службы не всегда видно, но она чрезвычайно важна. «Метрология — как воздух. Замечаешь только его отсутствие», — говорят об этом направлении деятельности.

Между тем, здесь главный показатель — точность. Метрологи проводят поверку и калибровку средств измерений, проверяют технологическую оснастку, выполняют экспертизу технической документацией, участвуют в аттестации испытательного оборудования. Их зона ответственности — измерения.

О профессии метролога даже будущие инженеры знают очень мало, — объясняет Валерий Семёнов. — Хотя для любого предприятия, которое производит точную, ответственную продукцию, эта профессия абсолютно необходима! Что такое метрология? Это два основных направления: самое точное измерение, без которого в авиации никак нельзя, и обеспечение единого измерения: чтобы метр, которым измеряют в Рыбинске, и метр, который используют для измерения в Париже, были одинаковы. 

Валерий Семёнов — посередине

Со слов Валерия Семёнова, он связан с профессией исторически. Вернувшись после службы в армии на предприятие, был направлен на работу в лабораторию инженером-испытателем, по роду работы ему приходилось общаться со специалистами ведущих метрологических институтов службы — с этого всё и началось.

После окончания нашего авиационного института я понимал, что плодотворно работать в этой сфере невозможно, не зная метрологии, — рассказывает Валерий Семёнов. — В тот момент, когда создавалась единая служба, при Всесоюзном институте стандартизации и метрологии в Ленинграде, появился факультет по переподготовке специалистов авиационной отрасли, его я и окончил. Как раз, в то время вышел приказ министра авиационной промышленности о создании централизованных метрологических служб на заводах. До этого лаборатории, конечно, существовали, но все они подчинялись разным специалистам, и тогда было принято решение их централизовать, чтобы они работали под единым руководством. В этот период на нашем предприятии велась подготовка к освоению производства новых газотурбинных двигателей более высокой степени точности в сравнении с теми, что выпускались серийно. А для этого требовалось менять всё метрологическое обеспечение. Тогда начальник метрологической службы и пригласил меня на должность своего заместителя. 

Метрологическая служба в современности
Метрологическая служба в современности

Многие экспонаты посетителям музея будут неизвестны: средства измерения претерпели серьёзные изменения. Олег Семёнов показывает любопытное переносное оборудование, похожее на компьютер:

Это не совсем компьютер, это комплекс по измерению шероховатости. Кроме того, что это ноутбук, здесь и принтер есть, и запись на кассету: вот разъём под неё. С 80-х с внедрением микроэлектроники произошёл качественный скачок.

На предприятии говорят: в первую очередь музей ориентирован на сотрудников метрологической службы. Но параллельно рассчитывают и на профориентационную направленность.

В «ОДК — Сатурн» регулярно проходят Дни открытых дверей, организуют экскурсии для школьников и студентов.

Мы сейчас серьёзно взаимодействуем и со школами, и с вузами. Недавно встречались с группой студентов, которые учатся по программе «Крылья Ростеха». Наша цель — возбудить интерес, показать тенденции развития средств измерений. И сопутствующая цель лично у меня — продолжить работы по наведению порядка в помещениях, занимаемых работниками метрологической службы, — говорит Дмитрий Барвинок.

Продолжая экскурсию, нам показали экспонат, опознать который без пояснений невозможно. Оказалось, это стенгазета, подготовленная для тематического конкурса. Несмотря на привычку во всём следовать нормам и стандартам, метрологи ко многим вопросам подходят творчески.

Мы решили: раз мы — метрологи, наша стенгазета должна быть в форме эталона, — говорит Дмитрий Барвинок. — Привязали идею с мультфильма про 38 попугаев. Это же первый метрологический мультик! Там удава измеряли. И мы заняли первое место, поэтому этот музей — ещё и хранилище наших наград, достижений.

Стенгазета

По словам главного метролога «ОДК — Сатурн», музей будут развивать, пополняя коллекцию. На 2023-й год запланировано наведение порядка во всех лабораториях и контрольно-проверочных пунктах. Дмитрий Барвинок уверен: найдутся интересные приборы, которые займут своё место в музее.

Впрочем, самым ценный и символичный экспонат уже определили. Это весы.

Всё-таки музей располагается в зале совещаний, — объясняет логику Барвинок. — На совещаниях должны приниматься взвешенные решения!

Фото — Александр Колляков, «Черёмуха»; Сергей Гордиенко, «ОДК — Сатурн»

  1. Не раз писал и повторяю: музей "Сатурна" должен быть открытым для публики.

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: