Минимум четыре года обучения в аспирантуре, защита диссертации и одобрение Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России — это основные условия получения степени кандидата наук. На «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха) работают 94 кандидата, четверо докторов наук, ещё 35 сотрудников являются аспирантами. Что даёт учёная степень моторостроителям? Какие темы для исследований и защиты диссертаций они выбирают? Корреспондент «Черёмухи» Ирина Рязанова пообщалась с теми, кто уже прошёл непростой путь от аспиранта до кандидата наук, и кто ещё в пути.

Светлана Жукова, директор по персоналу, кандидат технических наук: «Источник любых научных исследований — любопытство»

В семье Светланы Жуковой сложилось особое отношение к науке: отец Светланы Ивановны — Иван Владимирович Милишин, ведущий специалист экспериментально-технологического цеха, несмотря на солидный возраст, в прошлом году в составе авторского коллектива был удостоен золотой медали салона-выставки «Архимед».

— Пытливость ума, практически детское любопытство — это те качества, которые позволяют воспринимать мир не как данность, а как некий конструктор для создания чего-то нового, — говорит Светлана Жукова. — Дисциплина — вот то, что даёт научная работа. Без чёткого понимания графика рабочего процесса — на день, на месяц, на год — невозможно продвигаться к намеченному результату. Мы часто жалуемся на нехватку времени. Но на самом деле проблема в том, что мы просто не умеем планировать деятельность. Работа над диссертацией вклинивается в рабочий процесс, в бытовую жизнь, поэтому планирование становится первостепенной задачей и важным умением, которое остаётся на всю жизнь. Другое преимущество, которое даёт опыт научной работы — умение формулировать мысли, идеи, подбирать доказательную базу, анализировать, приводить аргументы в защиту собственной позиции.

Светлана Жукова

Карьеру на предприятии действующий директор по персоналу начинала инженером-технологом. В это же время обучалась в аспирантуре, писала диссертацию, связанную с исследованием зубчатых колёс и способов их испытаний. По разным причинам — новые назначения, большой объём текущей работы — защиту пришлось откладывать на неопределённый срок.

— В год 100-летия предприятия, в 2016-м, приняла решение: надо завершить начатое. К тому времени, к большому сожалению, скончался мой научный руководитель Корнилов Владимир Владимирович. Бесконечно благодарна Татьяне Дмитриевне Кожиной — в то время проректор по науке и инновациям РГАТУ. Именно она предложила возобновить исследования и помогла выйти на защиту, — вспоминает Светлана Жукова. — Тема работы ведь не просто теоретическая, связанная с производственными задачами. Мы делали расчёты с точностью до шести знаков после запятой! У меня оформлен патент на эти разработки.

Наличие на предприятии сотрудников, занимающихся научными исследованиями — не просто вопрос престижа. Речь идёт о возможности генерировать новые идеи, создавать прорывные технологии, выступать в качестве экспертов.

— Важно, что в «ОДК — Сатурн» уже есть сообщество тех, кто прошёл путь получения научной степени: они вдохновляют своим примером коллег, в то же время могут и сами увидеть тех, кто потенциально готов заняться научной деятельностью, накопил достаточный опыт, имеет неординарный подход к делу, — говорит директор по персоналу. — Сложно было бы достичь высоких показателей по количеству защитившихся без сотрудничества с опорным вузом, сохранившим в самые непростые времена Учёный совет, с профессорско-преподавательским составом РГАТУ имени Соловьёва: это Татьяна Дмитриевна Кожина, Валерий Алексеевич Полетаев, Шота Александрович Пиралишвили, Александр Анатольевич Шатульский, Александр Евгеньевич Ремизов, Александр Николаевич Семёнов, Дмитрий Иванович Волков, Вячеслав Феоктистович Безъязычный и другие. Действующие в вузе диссертационные советы во многом оправдывают выражение «дома и родные стены помогают».

Фото Сергея Гордиенко, «ОДК — Сатурн»

Сергей Заводов, главный инженер опытного завода, кандидат технических наук: «Работа на предприятии успешно соотносится с научными исследованиями»

Сергей Заводов работает в «ОДК — Сатурн» 17 лет, последние два года — в качестве главного инженера опытного завода. До этого назначения трудился в должности главного металлурга опытного завода — именно в этот период возник интерес к вопросам, связанным с изучением свойств металлов и их сплавов.

— Тема будущей диссертации, её направление были уже очевидными для меня — разработка жаропрочного дискового сплава для изделий авиационной тематики. Смысл работы в том, чтобы смоделировать сплав, рассчитать соотношение легирующих элементов, которые отвечают за фазовый состав, структурную стабильность и, как следствие, влияют на эксплуатационные характеристики материала и детали, — рассказывает Сергей Заводов. — В то время мы как раз проводили изыскания в рамках опытно-конструкторских работ по моделированию, апробации и паспортизации литейных лопаточных сплавов — всё прошло успешно. Но лопатка — это лишь часть двигателя, она сама по себе не способна серьёзно повысить КПД двигателя и получить преимущество. Именно поэтому возникла задача создания дискового сплава.

Сергей Заводов

Специалисты поясняют: дисковые сплавы должны обладать гибридными качествами.

— Дисковые сплавы относятся к классу наиболее нагруженных и ответственных материалов, применяемых в ГТД. Дисковые сплавы работают в жёстких температурно-силовых условиях нагружения, заметно отличающихся для различных частей диска (ступица, полотно, обод). Ступичная часть работает в относительно холодном состоянии — при этом она определяет несущую способность диска. Часть обода, куда устанавливаются лопатки, нагревается до высоких температур, поэтому должна отвечать требованиям жаропрочности и стойкости к циклическим нагрузкам. Всё это в совокупности определяет сложность подбора и, тем более, разработки дисковых сплавов, — говорит главный инженер опытного завода.

Выпускник РГАТУ 2000-го года Сергей Заводов вернулся в университет уже в качестве аспиранта в 2016-м, хотя ещё во время защиты диплома получил рекомендации к продолжению образования. Производственная загрузка, семейные обстоятельства, желание накопить достаточно опыта не позволили сделать это сразу после выпуска. Так что вновь почувствовать себя в качестве обучающегося пришлось спустя полтора десятка лет.

— Работа в опытном производстве успешно соотносится с учёбой в аспирантуре и исследовательской деятельностью: мы активно участвуем в конференциях и тематических форумах, — говорит Сергей Заводов. — «ОДК-Сатурн» является центром морского газотурбинного двигателестроения, что позволяет нам сотрудничать с Центральным научно-исследовательским институтом конструкционных материалов «Прометей», Крыловским Государственным Научным Центром — выступать на их мероприятиях. Мы участвуем в НИОКРах по созданию новых двигателей. Тем самым даём импульс для конструкторов к использованию новых материалов, которые мы создаём.

После защиты диссертации разработки Сергея Заводова продолжились. Изначальной задачей было показать возможность применения нового сплава для изготовления дисков, позже приступили к исследованиям возможностей в части механической обработки изделий. Сейчас исследования продолжаются сразу в двух направлениях: получение заготовок большего диаметра и изучение коррозионных свойств сплава с тем, чтобы применить его в морских газотурбинных двигателях. Перспективная задача — паспортизация сплава и внедрение его в производство авиационных двигателей.

— Пока о докторантуре говорить рано. Прежде всего, потому, что мой аспирантский «марафон» закончился только в прошлом году, — делится Сергей Заводов. — Готовлю публикации. Несомненно, буду продолжать активно выступать на тематических конференциях — эту деятельность нельзя исключать.

Олег Лебедев, эксперт службы главного конструктора по морским ГТД и ГТА, кандидат технических наук: «У моторостроителей есть колоссальные возможности для обучения в аспирантуре»

Олег Лебедев работает в «ОДК — Сатурн» более 20-ти лет, защитился чуть менее года назад. Тема его научной работы связана с охлаждением соплового аппарата турбины высокого давления. Эффективность современного газотурбинного двигателя зависит от температуры газа: чем она выше, тем выше параметры работы двигателя. При этом материалы высоких температур не любят, их нужно охлаждать. Какой лучше сделать систему охлаждения соплового аппарата, который первым принимает тепловую нагрузку, и как получить наилучшее значение эффективности этого охлаждения — задача при проектировании новых двигателей крайне актуальная.

— У тех, кто работает на «Сатурне», есть колоссальные возможности по обучению в аспирантуре. Доступ к производственной базе предприятия позволяет провести необходимые теоритические исследования. Техника сегодня шагнула далеко вперёд, и теперь мы можем материализовать модели деталей в пластике, используя 3D-печать, не занимаясь сложным и затратным традиционным изготовлением материальной части, — говорит Олег Лебедев. — В лабораториях РГАТУ есть установки, на которых можно смоделировать изучаемые процессы, провести эксперименты. А ведь без них проверить гипотезу невозможно.

Олег Лебедев

В совокупности эти ресурсы позволяют проникнуть глубоко в проблему, получить результаты, которые не только станут основой диссертации, но и в последующем найдут применение на практике, в воплощении конструкторской мысли и в производственном процессе.

— Кто бы ни защищался из сотрудников нашего конструкторского бюро, все их работы известны. На каждую подписаны акты внедрения. Будут ли они использованы, решит главный конструктор того или иного изделия, но все они идут в дело — это факт. Все защищающиеся создают научный потенциал предприятия, — подчеркивает Олег Лебедев. — Даже если в предметной области, в которой человек решился заняться научной деятельностью, появится альтернатива, и тема станет менее актуальной, это не значит, что работа проведена зря. Дело в том, что изыскания, которые проводят люди и находят новые закономерности, могут быть впоследствии применены в другой области. Наука так и развивается — каждый исследует свой кусочек, и в сумме мы имеем массу научных статей, знакомство с которыми подталкивает к новым знаниям и решениям.

Безусловно, учёба в аспирантуре занимает много времени. Но очевиден и тот факт, что она расширяет профессиональный кругозор, позволяет окунуться в смежные области деятельности. И, по словам Олега Лебедева, «чем больше людей будет таким образом себя развивать, тем лучше мы будем делать двигатели».

Никита Рассудов, главный кузнец службы главного инженера, кандидат технических наук: «Наука без практики — не вдохновляет»

Как отштамповать деталь, не просто добиваясь требуемых геометрических форм и размеров, но избегая при этом структурных изменений материала? Эта проблема, возникшая в ходе работы, стала отправной точкой для научного исследования Никиты Рассудова.

— Оптимизация существующей технологии, повышение качества изготовления лопатки — вот чему посвящена моя работа, — говорит главный кузнец. — Я выявил причину появления неоднородности в ходе штамповки, а также определил, как можно избежать этого неприятного эффекта, который приводит к браку детали. С учётом того, что речь идёт о заготовительном производстве — начальном этапе производственной цепочки, если допустить брак на этой ступени, то последующие этапы уже не имеют смысла. А это потери времени и денег.

Никита Рассудов

Карьеру на заводе Никита Рассудов начал учеником слесаря механосборочных работ в цехе №32. Через полтора года перевелся в кузницу. Завершил учёбу в университете и остался работать в управлении главного металлурга. Мысль о диссертации возникла ещё во время написания дипломной работы. Научный руководитель увидел в студенте задатки исследователя, ставил перед ним соответствующие задачи, помогая организовать научный поиск.

— Сразу поступить в аспирантуру не удалось, два года я был соискателем. Потом учёба, экзамены на кандидатский минимум, работа с самой диссертацией, выполнение исследований и оформление работы — на всё это ушло около восьми лет. Моя рабочая, производственная деятельность и исследования в рамках диссертации неразрывно связаны — и это здорово. Понимаю, что есть теоретизированные научные исследования. И они тоже нужны, но всё-таки наука без практики меня лично не вдохновляет, — говорит Никита Рассудов.

Результаты научных изысканий не остались на бумаге. На их основе разрабатываются инструкции, которые будут применять в производстве. Останавливаться на достигнутом не планирует: будет выпускать научные публикации, описывая полученный опыт.

— Сейчас не совсем правильно сосредотачиваться на своей узкой специальности. Литьё, механическая обработка, обработка давлением — все эти процессы связаны между собой в процессе обработки детали. Хочется развиваться в разных плоскостях: например, современные аддитивные технологии позволяют работать с разными материалами, которые впоследствии тоже поступают на обработку, штамповку. Это уже гибридные технологии — интересная тема для изучения, — заключает Никита Рассудов.

Сергей Заводов, главный инженер опытного завода, кандидат технических наук
Олег Лебедев, эксперт службы главного конструктора по морским ГТД и ГТА, кандидат технических наук
Александра Рослова

Анастасия Рослова, инженер-технолог первой категории отдела главного сварщика, аспирант: «Любая оптимизация должна предполагать экономический эффект»

Дипломы бакалавра и магистра — оба с отличием. Работа на предприятии ещё в студенческие годы, успешные выступления на конференциях — в том числе, международных, два патента, солидный перечень публикаций — уже с первого взгляда послужной список Анастасии внушает уважение. Девушка работает в «ОДК — Сатурн» четыре года, два из них — совмещает работу с учёбой в аспирантуре.

Анастасия Рослова

Анастасия уверяет: тяжелее было учиться в магистратуре. В то время девушка работала на «Сатурне» уже полный рабочий день, до пяти вечера. А через час начинались занятия в университете — до девяти вечера. Аспирантура предполагает более свободный график, но увеличенную нагрузку в плане самостоятельной работы.

— Аспиранты обязаны выпускать публикации, описывая промежуточные результаты своей деятельности. «ОДК — Сатурн» всегда поддерживает инициативы тех, кто занимается исследованиями. Нам предлагают участвовать в различных конференциях, форумах, конкурсах. Как правило, они предполагают публикации текстов выступлений — их принимают в зачёт аспирантской работы. Такой опыт важен не только для учёбы — это способствует повышению квалификации, обогащению опыта за счёт общения с коллегами, общему развитию, — рассуждает Анастасия Рослова. — Для меня занятия наукой — способ научиться ответственному отношению к поставленной задаче. Как результат — оперативность, продуктивность и высокое качество работы.

Фото — Александр Колляков, «Черёмуха»

  1. Вот интересно, во времена Павла Федоровича Дерунова сколько было на предприятии аспирантов, кандидатов и докторов наук?
  2. Почему эти новаторы-инженеры с презрением относятся к Рыбинску? В руководстве города обосновались приспособленки и неудачницы, с небольшой купеческой прослойкой торговцев мясом и стройматериалами. Что ж моторостроителя от города отвернулись, так - формально голосуют за кого скажут в цехах и всё....
  3. Мошков, ты сумасшедший!

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: