День учителя — повод не просто поздравить педагогов с профессиональным праздником, но и задуматься о том, каковы особенности работы тех, кто, как писал классик, «сеет разумное, доброе и вечное». Что самое важное в работе учителя? Как готовят педагогов в Рыбинске? Почему в педагогике возник кадровый дефицит? Об этом и многом другом — в интервью с директором Рыбинского профессионально-педагогического колледжа, кандидатом педагогических наук Ириной Копотюк.
— Ирина Геннадьевна, в этом году педагогическому образованию Ярославской области исполняется 150 лет. С какими событиями связана эта памятная дата?
— Отсчёт ведётся с 1871-го года, когда в селе Новом Мологского уезда появилась учительская семинария. В 1914-м здание сильно пострадало от пожара, и заведение перевели в Углич, где оно было преобразовано сперва в педагогические курсы, а в 1921-м получило наименование Угличского педагогического техникума. Это одно из старейших педагогических заведений России. Сейчас — индустриально-педагогический колледж. Но это не единственное учебное заведение, которое реализует педагогический профиль в Ярославской области: нашему рыбинскому колледжу в этом году исполняется 90 лет, Ростовский педагогический старше на три года, а ярославский — самый молодой, в этом году отмечает 35-летие. Ярославскому государственному педагогическому университету — 113 лет. Даты у всех разные, но мы работаем в единой системе, поэтому юбилей — общий.
— Получается, история педагогического образования в Рыбинске началась ещё в 1931-м?
— Именно так. Решением областного Совета депутатов трудящихся дошкольное отделение Ярославского педагогического техникума перевели в Мологу. Новое учебное заведение стало полностью самостоятельным и специализировалось на подготовке воспитателей детских садов. В 1939-м в связи со строительством ГЭС педучилище перевели в Рыбинск. В конце 80-х училище несколько лет занималось подготовкой учителей начальных классов — была очень большая потребность в таких специалистов. Потом вновь обучали будущих воспитателей. В 1993-м заведение преобразовали в высшее педагогическое училище, а в 1994-м году переименовали в Рыбинский педагогический колледж. Тогда же в его структуре появились группы детей дошкольного возраста. Сейчас колледж обучает по пяти педагогическим специальностям. После присоединения профессионального училища №1 у нас действует индустриальное отделение.
— Какие образовательные традиции сложились в Рыбинском педагогическом колледже?
— Образовательный и воспитательный потенциал, который строится на уважении к людям и любви к своему делу — это самое важное, то, что мы храним годами, чем дорожим. Традицией для всех колледжей Ярославии стало и то, что значительная часть наших преподавателей — это наши выпускники. Так мы можем с одной стороны сохранить преемственность поколений, с другой — обеспечить возрождение традиций в новом, современном формате.
Есть ещё одна особенность: за всё время работы нашего учебного заведения у нас не было своего здания, того, которое бы построили именно для нас.
Мы располагались в приспособленных для образовательных целей помещениях. В первом корпусе, на улице Свободы, была начальная школа. Что касается второго корпуса на проспекте Ленина: в 40-е — 50-е годы здесь располагалась женская, позднее — объединённая школа №2 имени Крупской, а до этого здание вообще находилось за окраиной города.
— Как изменилось педагогическое образование за это время?
— Сейчас в системе образования много новшеств, поэтому и подготовка педагогических кадров претерпевает изменения. Основной упор делаем не на традиционные лекции, а на практические занятия, которые требуют активности от самих студентов. Помните, как у Конфуция: «Скажи мне — я забуду, покажи мне — я запомню, дай мне сделать — я пойму». Отдельный вид деятельности, который входит в курс педагогического образования — взаимодействие с родителями и коллегами, а также ведение документации — этому сейчас уделяется особое внимание. Думаю, в ближайшее время появится модуль, касающийся организации воспитательной работы. Но разделение обучения и воспитания возможно лишь в теории — эти процессы взаимосвязаны и проходят одновременно. Можно сказать, что учитель воспитывает даже внешним видом, манерой держаться, говорить.
— То есть учитель — всегда учитель? А как же право на личную жизнь?
— Думаю, нельзя быть педагогом только в школе, а в иной обстановке вести себя как-то по-другому. Ведь невозможно исключить ситуацию, когда наши ученики видят, как мы ведём себя в обычной жизни — в магазине или в общественном транспорте. Будет ли доверие к учителю, который на уроке говорит одно, а за пределами школы поступает иначе? Что касается социальных сетей и личных страничек педагогов — об этом в последнее время тоже немало говорят — думаю, лучше, если доступ к ним будет только у близких и друзей учителя. Есть такое понятие — педагогическая этика, о ней нельзя забывать. На учителя всегда смотрят, его всегда оценивают — вероятно, более пристрастно, чем остальных людей. К этому надо быть готовым.
— Как вы полагаете, сейчас профессия учителя престижна?
— Вряд ли, к сожалению. Сейчас на уровне государства принимают какие-то меры, чтобы повысить авторитет учителя в обществе, но пока этого не достаточно. Преподавание — огромный труд, работа, которая не заканчивается, когда учитель выходит за пределы учебного заведения. По моему мнению, учитель — не профессия, а служение во благо общества.
— Поэтому сейчас дефицит учителей во многих школах?
— Кадровые проблемы действительно есть, но они связаны с принципиальными изменениями в подготовке педагогов.
Если говорить о среднем профессиональном образовании — «золотые» годы мы переживали в 90-е. Тогда в классификаторе среднего профобразования было 24 специальности. Сегодня их только шесть — все предметные специальности из нашего перечня исключили.
Учителей-предметников теперь готовят только вузы. Результат такого решения понятен уже сегодня: катастрофически нарастает кадровый дефицит в школах. Дело в том, что педагоги с высшим образованием стараются устроиться в другие сферы, не идут работать в школы. Представьте, насколько критична эта проблема в сельской местности, в отдалённых районах. Во второй половине октября планируется заседание Комитета по науке, образованию и культуре в Совете Федерации — меня пригласили принять участие в его работе в качестве эксперта. Планирую отстаивать позицию, связанную с необходимостью возвращения колледжам права реализовывать предметные специальности. В настоящих условиях это помогло бы решить проблему нехватки учителей.
— Каких специалистов сейчас готовят в педагогических колледжах?
— Это специалисты дошкольного образования: воспитатели, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями, учителя начальных классов, педагоги по коррекционной работе в начальной школе, педагоги дополнительного образования и профессионального обучения.
— Какое качество наиболее важно для педагога сегодня?
— Эмпатия как способность, возможность, даже желание понять, что чувствует, переживает другой человек — твой ученик. И актуальность эмпатии не пропадёт в будущем, наоборот, будет возрастать. Я бы даже сказала, эта способность относится к разряду социальной одарённости. Другое важное качество — стремление к саморазвитию. Без этого педагог не сможет состояться, стать авторитетом для детей — ведь каждое поколение учеников несёт новый опыт, предъявляет новые запросы. Необходимо им соответствовать.
— Что пожелаете своим коллегам и студентам, тем, кто ещё готовится стать учителем, в профессиональный праздник?
— Желаю доброты и искренности в отношениях, вдохновения для того, чтобы постоянно совершенствоваться в профессии. Если учитель открыт новому опыту, ищет для себя новые рубежи, не останавливаясь на достигнутом, признание и любовь учеников ему обеспечены — а это главная награда за наш труд.