Будучи городом в городе, «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха) имеет свои границы, через которые без «загранпаспорта» — пропуска — не пройти. Но в день открытых дверей моторостроители могут показать предприятие близким, рассказав о том, как устроено производство. Приглашаем на экскурсию по предприятию.
Завод без турникетов
В субботнее утро на площади перед центральными проходными «ОДК — Сатурн» необычно многолюдно, звучит музыка, на ветру развеваются флаги — обстановка праздничная. Моторостроители становятся экскурсоводами, которые показывают гостям, как устроено то предприятие, которое в Рыбинске обоснованно называют градообразующим. Задача — за несколько часов рассказать о 105-летней истории «Сатурна», провести по цехам и музею, чтобы гости поняли, как создаются высокотехнологичные газотурбинные двигатели, которые поднимают в небо самолёты.
— Ежегодный День открытых дверей — это интересное, яркое событие, способствующее формированию корпоративной культуры и являющееся частью большой профориентационной работы, проводимой компанией, — поясняет директор по персоналу «ОДК — Сатурн» Светлана Жукова. — Начиная с 2015-го года, в рамках акции, предприятие ежегодно посещает до 1500 человек. Особенностью такого мероприятия является максимальная доступность информации и возможность общения с ведущими сотрудниками компании.
В этом году формат акции несколько изменили — в связи с действующими ограничениями в силу эпидемиологической ситуации. Группы экскурсантов сократили, увеличили перерывы между посещениями объектов предприятия, чтобы можно было качественно проветрить помещение, провести санитарную обработку. В течение дня в цехах и подразделениях «ОДК — Сатурн» работали 54 экскурсовода — из числа руководителей и специалистов подразделений предприятия. Ещё 15 человек сопровождали экскурсионные группы. Среди посетителей в этом году — только сами машиностроители и члены их семей, ветераны предприятия.
От идеи до воплощения
С чего начинается создание двигателя? Конструкторы воплощают идею в чертежах, схемах, моделях, специалисты подбирают материалы — нередко эти самые материалы приходится изобретать, чтобы получить детали требуемых характеристик по прочности, устойчивости к внешним факторам, весу. Всё это делают в лабораторно-производственном корпусе опытного завода — «колыбели» новых технологичных решений.
Большой интерес у посетителей традиционно вызывают участки аддитивного производства, где детали буквально выращивают, нанося на платформу слой за слоем.
Такие технологии относятся к разряду критических, то есть требующих максимальных затрат интеллектуального труда, различного рода ресурсов, но без них невозможно создание высокотехнологичного наукоёмкого конкурентоспособного продукта.
— Опытно-конструкторское бюро основано в 1939-м году. Предприятию будет 105 лет, а ОКБ — 82. За всю историю у нас было десять главных конструкторов. Сегодня служба генерального конструктора является одним из подразделений «ОДК — Сатурн» с филиалами и подразделениями в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Омске. В ОКБ работают примерно две тысячи человек: четыре доктора технических наук, 44 кандидата, средний возраст сотрудников — 45 лет, — начинает экскурсию начальник конструкторского отдела систем инженерного анализа Кирилл Пятунин. — Для проектирования двигателей мы применяем методы компьютерного моделирования, работаем на суперкомпьютерах. Их мощность — 14 триллионов операций в секунду. Это примерно, как четыре тысячи самых современных персональных компьютера вместе взятых. Ещё до появления первого опытного образца мы имеем возможность полностью изучить работу двигателя, ускорить производство. Если в 70-е – 80-е годы на разработку двигателя уходило 15 лет, то сегодня мы способны спроектировать двигатель с нуля до опытных образцов за четыре года.
Для самих работников предприятия возможность побывать в других цехах и отделах тоже уникальна. Но главное, что они с гордостью показывают детям завод, свои рабочие места, демонстрируют подрастающему поколению, насколько современным и технологичным производством является «ОДК — Сатурн».
— Интересно послушать, как специалисты разных служб рассказывают о тех технологиях, которые есть на предприятии, — делится первыми впечатлениями главный инженер «ОДК — Сатурн» Игорь Ильин. — Уровень подачи материала должен быть таким, чтобы даже дети поняли, о чём идёт речь: заинтересовались, захотели прийти сюда работать. Рассказчикам это удалось. Такие мероприятия и затеваются именно для молодёжи — с прицелом на будущее.
От детали до двигателя
В механосборочном корпусе экскурсанты проходят вдоль стройных рядов разнообразных станков и оборудования. Здесь, в корпусе № 32, ведется механическая обработка деталей на металлорежущих станках, в том числе с числовым программным управлением, широко применяемых в серийном производстве.
— Мы производим не только отдельные детали, но и целые узлы. «Сердце» цеха — станки с ЧПУ, можно сказать, токарные центры с функцией фрезеровки: трёх-, четырёх-, пятикоординатные. «Конёк» корпуса — шестерёнка, любая — от 15-ти до 800 миллиметров в диаметре. Все шестерни, которые выпускает «Сатурн», производят здесь: конические, прямозубые, косые, делаем и круговой зуб — их немного, всего две пары, но по факту и такое возможно, — рассказывает заместитель начальника по технологической части корпуса № 32 Андрей Поздняков.
Сборочный цех — место интересное, прежде всего тем, что здесь можно увидеть настоящие серийные двигатели. Экскурсантам рассказывают о том, как происходит сборка двигателя SaM146 для самолёта SSJ100 и модулей двигателя ПД-14 для самолёта МС-21. Двигатель SaM146 находится в эксплуатации с 2010-го года.
«ОДК — Сатурн» стало первой компанией в стране, обладающей полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по созданию, серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей.
— Вот двигатель, полностью готовый к отгрузке, серийный — 450-й по счёту. Он прошёл испытания, принят службой качества, передан к отгрузке. Далее он улетит в Комсомольск-на-Амуре, там его установят на самолёт, — рассказывает начальник цеха № 80 Михаил Сасарин. — Людям интересно — задают вопросы: про вес, тягу, способы сборки.
Взрослые разглядывают двигатель, аккуратно обходя его по кругу. Более любопытные дети осторожно прикасаются к отшлифованным блестящим деталям, рассматривают изогнутые лопатки.
— Очень интересно — и сами двигатели, и то, как их создают, собирают. Я думала, завод не такой огромный, да и двигателей не представляла совсем, — восторженно говорит пятиклассница Ульяна Яковлева. В День открытых дверей она вместе с младшим братом решила узнать, что из себя представляет предприятие, на котором работает мама. Впечатлений и эмоций много. Ульяна признаётся: работа инженера показалась привлекательной, интересной и главное, как уверяют взрослые, — востребованной.
От испытаний до эксплуатации
Пожалуй, самый интересный для посетителей — испытательный корпус. Здесь происходит проверка рабочих качеств двигателя. В боксе, где подвешен двигатель, установлены видеокамеры: за процессом испытаний инженеры следят по мониторам — на каждом отражается свой показатель. Гостям демонстрируют видеофрагменты сертификационных испытаний по обрыву лопатки и по забросу шквального града и то, как двигатели подтверждают свои характеристики и получают допуск к эксплуатации перед отправкой заказчику.
На экране весь двигатель охватывает пламя — создаётся впечатление, будто спланированная поломка привела к огромному пожару. Несмотря на то, что ситуация смоделирована искусственно, «картинка» явно впечатляет экскурсантов. Специалисты поясняют: это особенности многократно замедленной съёмки — на самом деле мы бы увидели вспышку, не сильнее, чем от взрыва обычной петарды.
— Я не знаю подобных ситуаций на практике, но в любом случае мы обязаны всё предусмотреть, — поясняет инженер по испытанию авиационных двигателей Роман Козлов. — Каждый тип двигателя проходит целый комплекс испытаний, в процессе которых моделируются совершенно разные ситуации, даже самые невероятные. Например, с 2020-го года появилось испытание, связанное с забросом пепла — из-за активности вулканов. Требования ужесточаются, количество показателей для испытаний увеличивается, но мы им соответствуем. Поэтому уверены в качестве тех двигателей, которые отправляем в эксплуатацию.
От истории к современности
Выставочный зал, или как его часто называют, музей «ОДК — Сатурн» — место, куда гостей приводят традиционно, вне зависимости от того, какие маршруты планируются для экскурсий. Здесь представлены полноразмерные макеты двигателей, которые выпускались на «Сатурне» в разные годы.
— Я рассказываю о двигателях, их устройстве и работе. Много детей, поэтому, конечно, приходится адаптировать информацию таким образом, чтобы наши юные гости всё поняли. Провожу аналогию с автомобилями — так детям понятнее, проще представить принцип работы механизмов. В принципе первые авиационные двигатели были поршневыми, как на авто. Сейчас уже двигатели газотурбинные — как объяснить просто и доступно, что за сила поднимает многотонные конструкции в небо? — говорит ведущий инженер по испытаниям корпуса № 7 Алексей Голубев. — Всегда можно найти аналогию: например, каждый может представить, что произойдёт, если развязать вязку надутого воздушного шарика — он взлетит, его толкает воздух. С двигателем работает тот же принцип, но, конечно, все процессы намного сложнее.
Восьмилетний Никита признаётся: папа много времени проводит на работе. Рассказы отца о работе слушает всегда с интересом, а потому, узнав, что можно своими глазами увидеть завод, ждал этого дня с нетерпением. Никита приходит на «Сатурн» уже третий раз и каждый раз видит и узнаёт что-то новое.
— Без преувеличений скажу: мы живём на предприятии, это тоже наш дом, наша семья. Хочется, чтобы дети понимали, представляли эту сторону жизни родителей, — поясняет начальник ОКБ-1 Вячеслав Бушманов. — Во время экскурсии видишь завод по-другому, словно со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Думаю, это и для нас, машиностроителей, полезно — замечаешь какие-то детали, на которые до этого не обращал внимание. Предприятие преображается, становится более современным, комфортным для работы. Это не может не радовать.