Здесь нет той монументальности, которая присуща большим концертным залам. Нет стройных рядов кресел, обитых тканью, совпадающей с занавесом по тону. Здесь зрители не услышат привычных звонков, оповещающих о начале представления, а сцену вообще сложно отделить от пространства, где размещаются зрители.
В комнате-студии вдоль одной из стен — длинная скамья, затем — ряд стульев, ещё один ряд модных сейчас мешков-кресел. Импровизированная сцена подсвечена небольшими софитами. Выкрашенная белой краской кирпичная стена, несколько гитар, этнический барабан — вот и все декорации.
«Искусство на расстоянии вытянутой руки» — не просто красивая фраза, а концепция, воплотившаяся в творческих вечерах: музыкальных, поэтических, театральных. Квартирник — формат встреч, которые решили организовать в Рыбинске супруги Дмитрий и Юлия Блохины.
— Отношения к искусству по роду своей профессиональной деятельности ни я, ни муж не имеем, — начинает рассказывать о том, как появилась идея квартирников Юлия Блохина. – Я — юрист, он — предприниматель. В 16 лет судьба свела меня с «Оркестром лунного света» — с тех пор я «завязла» в музыкальной тусовке, мы продолжаем общаться, дружить.
2015-й Юлия вспоминает с грустью: тогда в «Вымпеле» состоялся большой концерт любимой группы, но в этот же год не стало одного из солистов — Алексея Соболева. В память о друге решили организовать закрытый концерт в загородном доме в селе Спас. Формат оказался настолько удачным и востребованным, что перерос в фестиваль живой авторской музыки «Спасские просторы».
— Не помню, кто именно сказал о фестивале, что это «уличный квартирник» — по эмоциям, по возможности общения с музыкантами и друг с другом. Фраза, что называется, запала в душу, — вспоминает Юлия. — Фестиваль мы проводим раз в год. Всё-таки это не просто, даже с точки зрения организации, а вот с квартирниками могло бы быть проще, тем более что в городе их нет.
Для будущих квартирников выкупили «коммуналку» на первом этаже старого дома в центре города — пришлось сделать глобальный ремонт, убрать грязь, позаботиться о качественной звукоизоляции. Для гостей оборудовали большое помещение, уютную прихожую, санузел.
— Нам повезло: с одной стороны от нас — частная фирма, с другой — нежилое помещение, а над нами живёт преподаватель музыкальной школы. Она приходила к нам на первый квартирник, осталась очень довольна, так что у соседей претензий нет, — говорит Блохина.
Всего 28 посадочных мест — чаще всего они заняты, вечера собирают аншлаги. Приходят парами, компаниями, в одиночку. Люди разные по возрасту, по роду деятельности. Объединяет их одно — желание увидеть «другое», не академическое искусство. И дело даже не в «оппозиционности» или атмосфере бунта, а в остром желании человеческого контакта, без которого не обходятся «кухонные посиделки».
Пятница — день, когда в квартирнике проходят творческие вечера. По мнению организаторов, это лучший способ отдохнуть после рабочей недели и настроиться на выходные.
Девятого апреля, например, здесь собрались любители лиричной «блюзово-рок-н-рольной» музыки. Группа «Мсье Паганель» выступает с новым альбомом: Дарья Емельяненко — вокал и клавиши, Максим Николаев — контрабас. Именно они открывали сезон рыбинских квартирников, который стартовал ещё 14-го февраля. Исполняют не только известные композиции, но и авторские произведения.
Дарья признаётся: процесс творчества происходит непросто. Порой слова и музыка словно возникают в голове, а бывает, что идея всё не может «родиться», воплотиться в конкретную композицию. Она пишет слова для песен на английском, хотя специально изучением языка не занималась.
— «Мсье Паганель» — это по мотивам советского фильма Говорухина «В поисках капитана Гранта». Паганель — тёплый, добрый человек, рассеянный, но вдохновлённый какими-то своими идеями, — рассказывает Дарья о выборе названия для группы. — Были и другие варианты, мы писали их на бумажках, клеили на стену. Например, «Морковка для Золушки». Остальные, пожалуй, не помню. Остановились на «Мсье Паганеле», так что отправляемся в плаванье, как наш любимый герой.
Зрители в начале концерта больше молчат, вежливо аплодируют после каждой композиции. Постепенно настроение меняется — всё чаще звучат вопросы и реплики в адрес артистов, завязывается беседа: о музыкальных предпочтениях, о творческом пути, об источниках вдохновения. Через полтора часа Дарья признаётся: сыграли и спели весь запланированный список композиций. Но беседа продолжается, уже просто о жизни, о бытовых вещах. На прощание — ещё одна песня, по просьбам зрителей.
На вопрос о том, что даёт затея организаторам, Юлия отвечает просто — вдохновение.
— Это как перезагрузка, — поясняет Юлия. — Когда-то в детстве я просилась у мамы отдать меня в музыкальную школу, очень хотелось играть на пианино. Мне отказали: коммунальная квартира, пожилая соседка — условия, явно не подходящие для музыкальных занятий. Возможно, сейчас я занимаюсь тем, что не получилось сделать в детстве. Мне нравится то, что я делаю. Я верю, что в Рыбинске такое количество талантливых, интересных, творческих людей, что было бы неправильным не предоставить им возможность продемонстрировать своё творчество.