Прогулки по паркам — один из любимых горожанами способов отдыха, особенно летом. Это возможность приблизиться к природе, оставаясь в городской черте. Сюда приходят с детьми, здесь встречаются с друзьями, устраивают фотосессии или просто отдыхают в тени деревьев. «Черёмуха» решила побывать в городских парках и скверах и посмотреть на их состояние. Эта публикация посвящена Карякинскому саду.
Один из самых серьёзных и значимых проектов по реконструкции 2018-го года — Карякинский парк. СМИ активно освещали чуть ли на каждый шаг строителей, а рыбинцы регулярно навещали это место — подкармливали местных уток и делились впечатлениями от увиденного. Одни восхищались произошедшими изменениями, другие критиковали городские власти за отступление от исторической справедливости, называя реконструкцию новоделом, не имеющим ничего общего с первоначальным видом Карякинского сада.
Входная группа с широкими воротами и двумя маленькими калитками по бокам — единственный доступный для посетителей проход в парк. Первое, что бросается в глаза — баннер, где большими кричаще-красными буквами изложен запрет на кормление птиц. Для особо непонятливых граждан содержится разъяснение по поводу угрозы заболевания орнитозом. Тем, кто не боится заразиться весьма редким для Ярославской области заболеванием, угрожают штрафами — в парке установлено видеонаблюдение.
Что касается запретов, то местные власти здесь не поскупились: буквально на каждой дорожке установлена соответствующая табличка, а вдоль дорожек растянута сигнальная лента. Гуляя по парку, не покидает ощущение, будто находишься в музее, где категорически запрещено прикасаться к экспонатам.
— Женщина в красной кофте, слезайте с лошади! Мужчина, да, вы — заберите ребёнка из клумбы! Нет, малыш, цветочки рвать нельзя, ими только любоваться можно. Молодые люди! Мальчики, эй, на мосту! Кидать камни в пруд нельзя!
Смотритель парка без конца вынуждена делать замечания, хотя это не основная работа — нужно прополоть клумбы, подвязать высокие растения, обрезать увядшие цветы. Признаётся: предупреждающие надписи людей не останавливают. Принцип «не сфотографировал — значит, не был», мода на селфи делают своё дело — гостям важнее получить эффектный кадр, а не просто любоваться цветами и деревьями.
В парке действительно есть что рассматривать: несмотря на небольшую площадь, поперечные, продольные, диагональные дорожки спланированы таким образом, что можно бродить здесь, словно в лабиринте, разглядывая деревья, кустарники и цветы. Дизайнеры постарались: растения подобраны разнообразные, сортовые — рай для любителей ботаники. А вот с газоном пока не сложилось: среди тонких травинок пробивается сорняк и одуванчики.
Есть в парке и свои «достопримечательности» — звери-топиарии: зайцы, олени, медведи, лошадь. Из «экзотики» — пантера, лев, семейство слонов. Ажиотаж вокруг них начался с момента установки. Можно ли забираться на фигуры? А просто прикасаться? Фотографии рыбинцев верхом на медведях вызвали бурю самых разнообразных комментариев: от гневно-осуждающих до оправдывающих. Городская администрация положила конец спору — возле каждой фигуры установлена табличка с очередной порцией запретов: не садиться, не трогать, не прислоняться. Семейство слонов недавно обнесли невысокой оградой — особо не помогает, посетители попросту её перешагивают, заходя в центр клумбы. Такую же ограду планируют поставить и по периметру пруда.
— Как-то на днях папаша с ребёнком по склону к пруду спустились. Трава ведь ещё не приросла толком: ступишь — а она под ногой скользить начнёт, с корнем вырвется. Так оба в воде и окажутся — и взрослый, и малыш. Нашим людям без толку писать что-то — не читают. Забор надо ставить, сразу трёхметровый! — сокрушается смотритель парка.
Пруд модернизировали, придав ему правильную форму, берега укрепили сеткой. Верхний сухой пруд выложили камнями. По задумке вода из скважины должна перекатываться по камням и небольшим водопадом спускаться в нижний водоём. Водопада в полном понимании слова тоже не получилось: напор совсем слабый, а потому вода всего лишь просачивается между камней, образуя не то ручей, не то лужу.
Осенью прошлого года в пруду поселили рыб, увидеть их сложно из-за того, что вода очень мутная. Чуть позже в парке выпустили белок. Корреспонденту «Черёмухи» встретить их не посчастливилось, но рыбинцы подтверждают: белки там живут. Для отдыха в парке есть лавочки, правда, без спинок, что многим кажется неудобным.
В глубине Карякинского парка сохранилась чаша фонтана. Ещё в прошлом году городские власти рапортовали, что реконструкция сада рассчитана на два года и фонтан, как и изогнутый дугой мостик с коваными перилами, будут ремонтировать в 2019-м. До сих пор строители сюда не приходили, да и о планах ничего не слышно.
Парк появился в Рыбинске в начале XX века, построили его на средства местного купца Василия Карякина. По замыслу авторов здесь можно было увидеть растения сразу из нескольких климатических поясов: из-за границы выписали деревья и кустарники разных сортов, были и экзотические экземпляры. Вокруг фонтана разбили клумбы с розовыми кустами, пруд заселили жёлтыми лилиями.
В советские годы парк приспособили как место для прогулок с детьми, украсили тематическими скульптурами. Многие редкие породы деревьев были уничтожены, другие погибали от ненадлежащего ухода. Постепенно парк приходил в запустение, превращаясь в филиал городской свалки: в пруду плавал разнокалиберный мусор — от бутылок до автомобильных покрышек, а укромные уголки облюбовали местные любители алкоголя. В 2018-м году парк реконструировали по программе «Решаем вместе».
Ниже — архивные снимки.