Стройный ряд нарядных пар зáмер на мгновение, чтобы с первыми аккордами музыки начать своё шествие по залу. Торжественный полонез — танец-шествие — по традиции открывает бал: в нём принимают участие все гости, даже если потом они не намерены танцевать.
Зрители заполнили всё отведённое для них пространство — не каждый день увидишь, как обычный зал ожидания железнодорожного вокзала, словно на машине времени, перенесётся в начало ХХ века. Небольшой оркестр играет давно забытые мелодии вальсов, танго, кадрили и мазурки. Изящные дамы и галантные кавалеры — члены клубов исторической реконструкции из десятка различных городов — воссоздают атмосферу церемониального бала.
Рыбинский вокзал выбрали для торжества не случайно: исторически подобные здания были местом проведения общественных мероприятий и церемоний. В этом году повод значительный: «Северная железная дорога» отмечает своё 150-летие.
— Мой друг, не забывайте, что нам сказал господин Сосницкий: пол здесь весьма скользкий. Так что осторожнее на поворотах, иначе, упав в первом же танце, мы привлечём к себе внимание всех гостей, — дама в светлом платье напутствует своего кавалера, лёгким движением поправляя его галстук-бабочку.
Для постановки танцевальных номеров организаторы пригласили ведущих танцмейстеров, специализирующихся на постановке исторического танца. Участники общались в интернете, обсуждали фигуры танцев, записывали отдельные фрагменты на видео, чтобы другие смогли разучить их — времени для репетиций просто не было.
— Распорядитель бала — это человек, который помогал людям танцевать и приятно проводить время, — рассказывает танцмейстер третьего отделения бала в Рыбинске Дмитрий Никитин, представляющий клуб исторического танца во Владимире. — Все ведь танцуют по-разному: кто-то мастерски, кто-то делает свои первые танцевальные «па». Распорядитель должен позаботиться, чтобы у всех была пара, кому-то показать движения, направить — в общем, сделать так, чтобы бал удался. Ведь бал — вовсе не древний аналог современной дискотеки, не вечеринка с танцами. Это собрание близких по духу людей, со своей атмосферой, этикетом, правилами. Как было заведено со времён Петра I: бал есть не только средство увеселения для забавы, но и место для рассуждения и разговоров дружеских.
Действительно: пока одни кружатся в танце, другие ведут неторопливые светские беседы. К слову, темы ничем не отличаются от современных: дамы обсуждают кавалеров и наряды, мужчины говорят о политике, делятся впечатлениями о Рыбинске.
— Что приятно — и это действительно поразительно в наше время, — рассуждает один из гостей, — огромная парковка рядом с вокзалом. Здесь не только машину, карету можно припарковать. Причём, бесплатно. Я считал, такого вовсе в России уже не найдёшь — нет, оказывается, бывает!
Хвалили рыбинские рестораны, восхищались набережной, оценили масштаб работ в историческом центре. Но были у приезжих и нарекания в адрес гостеприимного Рыбинска:
— Мы специально приехали с мужем раньше — мечтали попасть в картинную галерею историко-архитектурного музея. Заранее изучили сайт, прочли много информации — и вдохновились! И что вы думаете: приехали к 10-ти утра, а музей закрыт! Двери нам открыли только десять минут спустя, кассир пришла и того позже. Но, самое главное, картинная галерея, как оказалось, не работает! А на сайте никакой информации, — делится впечатлениями гостья из Москвы. — Умоляла смотрителей позволить нам с мужем взглянуть на картины — к счастью, нам пошли навстречу. И знаете — совершенно удивительные полотна!
Участники бала — люди, объединённые любовью к прошлому нашей страны. Ведь реконструкция — не только развлечение, это ещё и изучение особенностей эпохи, отношений, мельчайших бытовых деталей. Основная профессия роли не играет: есть среди танцующих врачи, бизнесмены, военные, химики, программисты, математики.
— Реконструкция — это как прикосновение к истории через предметы. Надевая костюм другой эпохи, сам словно погружаешься в прошлое, даже движения изменяются, начинаешь говорить, мыслить иначе, — эмоционально рассказывает представитель рыбинского клуба исторической реконструкции «Танелорн» Павел Богданов.
Большинство участников бала шьют костюмы самостоятельно: изучают старинные фотографии, посещают музейные выставки. Даже ткани подбирают такие, которые максимально соответствуют эпохе. Никаких «молний» и «липучек»: манжеты на белоснежных мужских рубашках скрепляют запонки, а корсеты женских туалетов удерживают ряды мельчайших пуговок. Дамы вздыхают: найти портниху, готовую выполнить необычный заказ, дело непростое. Чаще всего приходится садиться за кройку и шитьё самостоятельно — зато и результат радует.
К слову, цена такого хобби порой достигает нескольких десятков тысяч: причём, если мужчина может позволить себе надеть фрак несколько раз, то у женщин необходимость обновить гардероб возникает с каждым новым приглашением на бал. Кто-то не останавливается лишь на платье: одна из участниц не без гордости демонстрирует выполненные на заказ туфли — точную копию парадной обуви императрицы Екатерины II.
— Знаете, очень вредно не ездить на бал, особенно, когда ты этого так заслуживаешь, — улыбаясь, говорит словами феи из советского фильма-сказки «Золушка» преподаватель танца Юлия Лобунец (Москва). — Но для бала костюм просто необходим. Стараемся, чтобы внешне наряд соответствовал эпохе, которую мы представляем. Кто-то шьёт самостоятельно, кто-то заказывает — но не в обычной мастерской, а там, где специализируются именно на историческом платье. Какие-то детали удаётся отыскать у антикваров и даже на блошиных рынках. Дорого, но дело не в этом. Мы получаем несравнимо большее: возможность жить особенной, полной удивительных событий жизнью: знакомиться, посещать разные города, проигрывать новые для себя роли. Для большинства машина времени — что-то из рода невероятного, а для нас — абсолютная реальность.