Рыбинск не претендует на звание мультикультурной столицы, но с каждым годом иностранцев, выбирающих наш город для временного или постоянного проживания, становится больше. Что привело их к нам — работа или желание познать таинственную русскую душу? Почему из огромного разнообразия российских городов свой выбор остановили на Рыбинске? Что удивляет и поражает в такой непохожей на Европу или Азию самой большой стране на свете? «Черёмуха» запускает новый цикл «Экспаты». Мы познакомим вас с иностранцами, живущими в Рыбинске, узнаем, чем их быт похож на российский, а в чём в корне различается. А заодно разобьём немало стереотипов.
Жюстин де Бетюн работает преподавателем французского языка. Девушка родилась на самом севере Франции, в городе Аррас, и много путешествовала по стране с самого детства: её отец был военным.
— После окончания университета в Труа нужно было обязательно проходить практику, и я поехала в Германию, где провела пять месяцев. При этом с самого начала хотела выбрать Россию, — рассказывает Жюстин в перерыве между занятиями. — После поиска на специальном сайте я остановилась на Самаре, но мне тогда не ответили, пришлось ехать в Германию. Вернувшись, начала искать работу и увидела предложение из Волгограда, которое для стажировки было выгоднее аналогичных с родины, и тут мечта осуществилась, я отправилась в Россию!
Девять месяцев в Волгограде тоже были практикой, необходимой для подтверждения преподавательской степени. По завершении Жюстин вместе с мужем осели в Париже. Учёбу сменило преподавание в лингвистической школе, где девушка преподавала французский для иностранцев. Но оказалось, такая жизнь не для неё:
— Мы так устали от столичной жизни за это время, что решили попробовать что-то совершенно иное. Мы приняли предложение от Alliance Française de Rybinsk и уехали в русскую провинцию. Когда я собиралась ехать в Россию в первый раз, никаких проблем политического характера не было. Меня очень тепло приняли, и народ мне показался прекрасным. Конечно, во Франции кто-то из семьи сомневался насчёт переезда. В основном, это бабушки и дедушки, но не из-за политики или русских, а просто, потому что это очень далеко. Но я каждый день общаюсь с ними в Skype, рассказываю, как дела. Сейчас они за меня радуются и даже подумывают приехать сами. Единственное, с чем мне так и не удалось смириться — это холод!
За окном, тем временем, валит снег, а в следующий перерыв нужно вместе с фотографом бежать на набережную — делать фото для этого интервью. Жюстин ёжится.
По приезду в Рыбинск сильно удивила одна из самых расхожих претензий горожан: наш город — глухая маленькая провинция, где нечем заняться.
— Здесь живут около 200 000 человек, и по меркам Франции, это огромный город! От рыбинцев же я постоянно слышу, что это городок очень маленький и очень провинциальный. Я не представляю, какая же здесь тогда страна? Если такой город очень маленький, я не понимаю, какие города большие. Кстати, многие французы слышали о Рыбинске: когда я говорила, что еду сюда, это не вызывало особого удивления. Реакции «а где это?» часто просто не было, его знают.
Но чем себя может занять иностранка в Рыбинске, которая только начинает учить русский? Кино — не вариант, театр пока тоже.
— Свободное время у меня бывает чаще всего только утром, за это время многого не успеешь, — своим ответом Жюстин сразу нивелирует вопрос. — Я практикуюсь в изучении русского языка, беру уроки. В выходные у меня есть время прогуляться с мужем вдоль Волги, посмотреть на падающий снег, это очень красиво! Он живёт в Рыбинске вместе со мной и работает отсюда удалённо, иногда ездит по работе в Европу. Но большая часть моего времени — это подготовка к занятиям. Мы уже несколько раз были в театре кукол, на Соборной площади. Я была в музее Советской эпохи, очень понравился! Знаю, что в Рыбинске есть мои земляки, например, на НПО «Сатурн». Но я пока познакомилась только с двумя-тремя французами, мы ещё не успели хорошо подружиться.
Но некоторые национальные особенности накладывают отпечаток на повседневную жизнь. Больше всего европейцу бросаются в глаза выбор продуктов и неизобретательность местных предпринимателей.
— Бытовая жизнь в России не вызывает у меня серьёзных проблем, но действительно существует большая разница между тем, что мы обычно покупаем в магазинах, и что покупают рыбинцы, что едят французы, и что есть у вас. Что меня очень удивило, во Франции у магазина всегда есть огромная витрина, и там выставлен самый лучший товар. В Рыбинске нет такого, здесь ты просто заходишь в магазин, и уже там все товары расположены наравне, и ты из них выбираешь. У нас витрина — лицо заведения, всегда очень красочное, и его украшение — практически искусство.
И самое интересное — какие мы, русские? Что найдёт здесь иностранец, впервые приехавший в Россию?
— Одним из моих самых больших удивлений стал лингвистический лагерь, который проводил недавно Alliance Française с детьми. Во Франции бытует мнение, что русские — довольно закрытые люди, держатся от посторонних на расстоянии, холодны. Но дети меня очень полюбили. Они обнимали, всегда целовали меня при встрече и на прощание, по французской традиции, о которой я им рассказала. Люди оказались очень тёплыми, заботливыми, внимательными: внутренняя установка о русских совершенно поменялась. Моё мнение однозначно: в Россию стоит ехать любому иностранцу, чтобы увидеть этот простор, понять, как люди могут жить настолько широко. Теперь я прекрасно понимаю, почему у вас такая открытая душа: русские всегда были обеспечены ресурсами, наверное, поэтому вы так тепло всех принимаете. И, конечно, неповторимые русские пейзажи — таких не увидишь больше нигде.
Но самое ценное — всё равно люди. Именно они помогают открывать свой мир, свою культуру, ведь они всегда гостеприимны.