Шестидесятые стали очередным поворотным моментом в истории страны. Достаточно вспомнить хотя бы первый полёт человека в космос. Не меньшую роль, чем Гагарин для СССР, для моторостроителей, да и всего Рыбинска в целом, сыграл руководитель машиностроительного предприятия Павел Дерунов.
В шестидесятые главным конструктором Рыбинского КБ моторостроения назначен Пётр Колесов. Про него говорили ― «опередивший время». Автор 43-х изобретений, лауреат трёх Государственных премий (1951, 1971 и 1977), доктор технических наук (1971). Тандем Дерунова и Колесова вывел рыбинское моторостроение на совершенно другой уровень. О том, чем ознаменовалось то десятилетие, расскажем в очередном выпуске «Заводных будней». Отправляемся на полвека назад!
Болезни роста
В 1960-м году имевшего за плечами уже полтора десятилетия заводского стажа Павла Дерунова назначают директором. В его распоряжение предприятие перешло в расцвете сил: рыбинских моторостроителей называли одними из лучших в стране.
Павел Дерунов в центре
В 1963-м рыбинские конструкторы получили задание разработать малоразмерный турбореактивный двигатель. Он должен был обеспечить тягу для подъёма самолётов вертикального взлёта-посадки. Время его работы за полёт не превышало нескольких минут, поэтому количество расходуемого топлива не было особо важным. Сложность заключалась в другом ― вводились жёсткие ограничения по массе: не более двухсот килограммов.
Конструкторы с задачей справились. На свет появился РД36-35 ― первый в стране двигатель такого рода. Его модификации впоследствии устанавливали на палубные штурмовики Як-38, Як-38М и другие самолёты.
Но создание нового продукта шло не совсем гладко. Участники вспоминают: нехватка времени и возможностей привели к конструктивным недостаткам. Двигатель хоть и прошёл государственные испытания, не был ещё окончательно доведён до ума. Выявлялись дефекты.
Завод в 1960-е. Вид на ТЭЦ и испытательную станцию
Ситуация осложнялась и тем, что на первое место в те годы выходит ракетостроение, временно оттеснив авиационное направление на вторые роли. Разбираться в причинах «промахов» и большого количества брака столичные руководители не торопились. Вину перекладывали на тех, кто работал на местах.
В таком положении оказался не только рыбинский моторостроительный, но и другие заводы отрасли. Чтобы отстоять честь предприятия, Дерунов вынес вопрос на самый высокий уровень. Вот как сам Павел Фёдорович вспоминал о том заседании Президиума ЦК КПСС:
«Рассматривая причины сложившегося критического положения, участники заседания заслушали сообщение директоров серийных заводов, в том числе моё и руководителя ещё одного предприятия отрасли, которое также выпускало этот двигатель и находилось в аналогичном положении.
В ходе обсуждения первоначально стало складываться мнение, что в срывах виноваты, в основном, заводы. Ясность внесло выступление маршала Батицкого.
Подробно рассмотрев положение дел, побывав в цехах и на строительных площадках, он провёл широкое совещание с участием представителей ряда ведомств, где были выработаны конкретные меры .
Большую помощь оказал нашему коллективу и Ярославский областной комитет партии.
Строительство корпусов (новых ― прим. автора) для авиационного производства было завершено в сжатые сроки. Завод получил возможность ускорить темпы технического развития».
Награждение Орденом Ленина
Награждение Орденом Ленина
Ту-22К с рыбинскими двигателями
Завод и Рыбинск в шестидесятые
Преодоление трудностей закалило моторостроителей, завод как будто подзарядили: планы, намеченные на «семилетку», выполнили за пять с половиной лет. За это предприятие наградили орденом Ленина ― вторым за его историю, ― а более ста работников, в том числе и Павел Дерунов, удостоились высоких правительственных наград.
Рекорд ― есть, серии ― нет
Совершили, казалось, невозможное. В 1967-м команда Колесова собрала первые РД36-41. Бомбардировщик-ракетоносец Т-4, на который устанавливали опередившее своё время авиадвигатели, мог развивать скорость до 3200 км/ч. Увы, проект самолёта по разным причинам закрыли, и суперсовременный для шестидесятых двигатель так и не вошёл в серию.
Рыбинцы участвовали и в разработке турбореактивных двигателей для первого в Советском Союзе пассажирского сверхзвукового самолёта ― Ту-144. Впервые в воздух самолет Ту-144Д с рыбинскими двигателями поднялся в 1974-м. Хоть программу и признают достаточно быстро нерентабельной, Ту-144 для разных целей использовали вплоть до конца девяностых.
Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144
Научный подход
В конце 60-х СССР начинает переходить на новую экономическую модель: вместо валовой на первое место выходят объёмы реализованной продукции. Одним из первых — в апреле 1968-го — новые правила применяет рыбинский моторостроительный завод. По инициативе Дерунова на предприятии с 1964-го года начинает внедряться Научная организация труда (НОТ), учитывающая опыт советских и иностранных производств, исследований и разработок учёных.
Совместив теорию и практику, завод не только сам использует методику, но и делится ею с коллегами. За полтора года, начиная с 1967-го, в Рыбинске побывали более 750-ти делегаций из почти полутора сотен городов страны. В июле 1968-го в городе прошёл Всесоюзный семинар, посвящённый научной организации труда.
Фильм об опыте рыбинских моторостроителей ― «От нуля до единицы» ― получил первый приз кинофестиваля «Золотой глобус», проходившего в болгарской Софии.
Принципы НОТ использовали на производствах более восьмисот предприятий Советского Союза, Болгарии, Чехословакии, Венгрии и ГДР. Впрочем, равных в производительности труда рыбинцам не было. Об этом говорили рост прибыли, увеличение эффективности при сокращении числа сотрудников, восемь побед во Всесоюзном социалистическом соревновании.
Город: развитие
Не оставались в тени моторостроителей и другие рыбинские предприятия. В декабре 1967-го года первый в городе Государственный Знак качества получил прицепной вибрационный каток Д-480, выпущенный на заводе дорожных машин.
Оксана Гожалимова, заведующая сектором истории края рыбинского музея-заповедника: «Свой вклад рыбинцы внесли и в освоение космоса. На Приборостроительном заводе разработали и тренажёры для космонавтов, и оборудование для Центра управления полётами в Звёздном городке, и многое другое.
В наш город нередко приезжали космонавты. Некоторые негласно. Они посещали завод, осматривали оборудование, входили в приёмную комиссию. Кто-то приезжал отдыхать на Рыбинское водохранилище. Иногда встречи были торжественными — космонавтов везли по улицам города. Об этом напоминают газетные заметки тех лет в рыбинских газетах».
Рыбинск продолжает активно разрастаться. Шестидесятые ― время строительства «хрущёвок». Вырастает состоящий из одних пятиэтажек Гагаринский микрорайон. Своё название он берёт от своей центральной улицы — Гагарина. Именем первого космонавта назвали часть Боткина, поделив последнюю пополам.
В это время в городе вырастают ряд спортивных объектов — стадион «Сатурн», плавательный бассейн «Сатурн», спортивный комплекс «Метеор», стадион в микрорайоне Волжский.
В построенных учреждениях культуры появляются многочисленные студии художественной самодеятельности. Среди них есть даже балетный кружок, участники которого — в основном это были сотрудники моторостроительного завода — играют в хореографических постановках.
Рубеж 60-70-х проходит в Рыбинске под девизом «100 трудовых подарков Родине». Акция, инициированная сотрудниками Волжского моторостроительного завода, посвящалась грядущему 100-летнему юбилею Владимира Ленина. Каждый день работники городских предприятий совершали трудовые подвиги. «Марафон» продолжался ровно 100 дней и завершился 22-го апреля 1970-го.