Скульптор отсекает лишнее от камня, чтобы получилась статуя, столяр создаёт из дерева мебель, а гончар ваяет из глины посуду. Подобно им слесарь-сборщик при помощи чертежа способен превратить груду металла в высокотехнологичный продукт. В компании «ОДК — Газовые турбины» собирают энергетические и газоперекачивающие установки. Балки, каркасы, листы железа, трубы, провода — само по себе это не представляет никакой ценности, и только благодаря натруженным рукам профессионалов на выходе получаются агрегаты, полностью соответствующие строгим стандартам ключевых заказчиков, среди которых «Газпром» и «Роснефть». А это уже само по себе признание мастерства.

На сборку приходится львиная доля всего производства. На «ОДК-ГТ» это порядка 60%. Не удивительно, что сборщиков называют одними из основных людей предприятия. Именно этим сотрудникам, которые работают в корпусах №904 и №925 посвящены два ближайших материала из цикла «Энергия людей».

Александр Цирулин в профессии почти два десятка лет. Начинал на «Сатурне», работал сборщиком в шестом цехе. Профессию выбрал сразу после школы, окончив 32-е техническое училище (сейчас профессиональный лицей — Авт.). На «ОДК — Газовые турбины» перешёл по приглашению начальника 904-го цеха. Его предложение оказалось лучше. Вспоминает, уходить было непросто, всё-таки 14 лет отдал «Сатурну», а тут всё с нуля, и совсем другая специфика производства. Наставника у Александра не было. Пришёл, взял чертёж, и вперёд — открывать для себя новое направление.

Александр Цирулин:«Когда только заступил, пришлось окунуться с головой. Сборку контейнеров, например, я до этого никогда не видел. Лежит железо, арматура, работают болгарками, сварочными аппаратами…Сперва непривычно было. Но потихоньку втянулся. Помог большой опыт в авиадвигателестроении, потому и процесс сборки энергетических установок освоил быстро. А вообще, всё зависит от человека. Было бы желание и стремление работать, ну и, соответственно, зарабатывать».

В корпусе № 904 собирают как энергетические, так и газоперекачивающие агрегаты. Сейчас в работе электростанции мощностью 2,5 МВт и 4-х мегаваттные газоперекачивающие установки. Мощности 2,5 МВт хватит, чтобы снабдить энергией крупный посёлок. Их собирают для Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Оба — основные источники сырья для газопровода «Сила Сибири», ведущего на сегодня энергетического проекта страны, создаваемого для обеспечения голубым топливом Дальнего Востока и Поднебесной.

Александр Курамшин, начальник корпуса № 904: «Сейчас мы делаем энергетические станции 2,5 МВт для энергообеспечения Чаяндинского месторождения. Именно их в самом начале поставят практически на ровное поле, и уже потребляя электричество от этих станций, будет строиться вся основная инфраструктура. И только потом уже туда установят газоперекачивающие агрегаты.  И они тоже будут нашего производства, только из другого цеха».

Уже третий год подряд корпус № 904 ежегодно увеличивает выпуск продукции в два раза. Без увеличения численности персонала достичь таких показателей вряд ли бы получилось. В начале года здесь работали всего 47 производственных рабочих, сегодня их уже 78, большинство из которых — сборщики. До конца года сотрудников должно быть уже сто.

Александр Курамшин, начальник корпуса № 904:«Приходят очень разные люди, поэтому на предприятии налажена система обучения, то есть даже если заступает неграмотный ученик, благодаря программам обучения и наставничеству, по истечении шести месяцев из него в 99% случаев получится неплохой специалист. В процессе своей работы он приобретёт необходимые навыки и, соответственно, повысит качество выпускаемой продукции. Есть ученические стипендии, которые на первом этапе у нас выплачиваются независимо от выработки. Первоначальная задачадля новых людей — научиться работать в новых условиях нашего предприятия. А для этого есть наставники — это наиболее квалифицированные кадры, которые проработали здесь не один год, которые умеют выполнять данные работы и способны обучать других».

Курамшин и сам трудовой путь начинал со слесаря, три года работал сменным мастером, потом — старшим. На «ОДК — Газовые турбины» переходил уже будучи заместителем главного инженера корпуса. В этой компании, перед тем как стать начальником цеха, шесть лет занимал пост зама по технической части. Поэтому нюансы работы сборщиков знает отлично. Технологический процесс он изучил не хуже любого из своих подчинённых.

Один из них — слесарь-сборщик 4-го разряда Григорий Кудряков — пришёл в слесари из технологов. Первый раз, когда увидел на участке железо и детали, подумал: «Научился писать техпроцессы, пора и руками это всё  собрать». За достаточно короткий срок он стал одним из лучших рабочих предприятия. Говорит — профессия, главным образом, нравится тем, что можно просто взять и сделать.

Григорий Кудряков: «Самое главное для сборщика — глядя на чертёж, окончательно представлять себе, что должно получиться. Если нет представлений об итоговом результате, рассчитывать на то, что что-то получится, тем более качественно и в нужных пропорциях —невозможно. Современная техника позволяет посмотреть в 3D, если тяжело с пониманием и объёмным мышлением. Главное — желание, как говорил до этого мой коллега Александр Цирулин. Если хочешь работать, понимать, разбираться — то всё получится. Кто-то в свободное время пойдёт курить или с кем-то болтать, а кто-то попробует учиться варить, например. Кто хочет — у того всегда получается».

Но на пути к результату случаются и нестыковки. Не всегда красивый чертёж ведёт к нужному итогу. Бывают у конструкторов недочёты, когда какие-то моменты не проработаны. И Александр, и Григорий отмечают — конструктор первый у сборщика помощник. Именно к ним приходится обращаться чаще, чем к каким-либо другим специалистам. Да, именно конструктор создаёт изделие, но определенные нюансы может заметить только близкий к металлу сборщик. Чтобы наладить диалог между подразделениями на «ОДК — ГТ» создали систему ППУ — предложений по улучшению. Любой сотрудник может описать своё нововведение, которое будет рассмотрено спецкомиссией и, возможно, внедрено в производство. И Григорий — не исключение.

Григорий Кудряков:«Я предлагаю изменения. Не всё, конечно, находит отклик, но процесс это важный. Сейчас на рассмотрении одно моё предложение: на крыше энергетического агрегата мы предлагали вторые опоры собирать отдельно. Часть была отдельным узлом, остальное собиралось уже в каркасе крыши. Мы предложили собирать ещё две опоры отдельно. И проще варить, и проще собирать. Надеюсь, что пройдёт. Сейчас наши технологи с конструкторами и техническим отделом это решают».

Сегодня «ОДК — ГТ» — лидирующее предприятие Объединённой двигателестроительной корпорации по количеству внесённых предложений сотрудниками. Это хорошо видно по тем самым стендам ППУ, которые висят в каждом подразделении. Такой отклик вызван в первую очередь сплочённостью коллектива. Нацеленность на результат здесь — не просто слоган. Это основополагающий принцип.

Молодым же специалистам бывалый сборщик Александр Цирулин советует, в первую очередь, набраться терпения:

«Чтобы получить то, что хочешь, нужен определённый период. Я тоже, когда в профессию пришёл, не получал заоблачную зарплату, и только когда год-два-три отработал, начал хорошо зарабатывать. Понятно, что не всё приходит сразу. Надо наработать имя, зарекомендовать себя в коллективе. Чтобы сразу всё — так никогда не бывает. Но те, кто стараются, обязательно получат по заслугам».

Специфика на «ОДК — ГТ» такова, что после сборки и испытаний агрегат, в большинстве случаев, приходится разбирать и доставлять заказчику уже частями. На месте вновь собирать и запускать их будут уже другие специалисты — сотрудники управления монтажа и пусконаладки. Но сборщики по этому поводу не расстраиваются. Пусть почти никто из них и не видел энергетические агрегаты в действии, отмечают — за свою работу испытывают настоящую гордость.

Григорий Кудряков:«Представляете, кто-то готовит еду для космонавтов или строит космический двигатель. Они же не видят, как ракета в космосе летит. И мы также не представляем, но знаем, что на тех же самых месторождениях есть электроэнергия, тёплая вода, газ качается по трубам. Значит, всё работает. Значит, всё правильно сделали».

Поделиться мнением