Автор 43-х изобретений и целого ряда научных трудов, лауреат трёх Государственных премий, доктор технических наук, профессор, 24 года возглавлявший Рыбинское конструкторское бюро моторостроения. Сегодня — 100 лет со дня рождения выдающегося советского конструктора Петра Колесова.

Он родился в селе Емельяново Тверской области в 1915-м году. Окончил сельскую школу и семилетку в областном центре, после чего в 16 лет переехал в Москву. Путь в авиации начался на конструкторских курсах Глававиапрома, во время которых его отправили в Центральный институт авиационного моторостроения. Должность техника-конструктора стала первой ступенькой в более чем полувековой карьере.

В то время в ЦИАМе уже два года были сосредоточены талантливые инженерные силы страны. Позднее из этих кадров вышли генеральные конструкторы: Микулин, Туманский, Добрынин, Климов и многие другие. Пётр Колесов под руководством профессора В. И. Кирсанова получил задание разработать топливную аппаратуру для моторов. Кирсанова он считал своим первым большим учителем, привившим ему интерес к конструкторской и экспериментальной работе.

Нехватка инженерного образования привела молодого конструктора в Московский авиационный институт. Образование он продолжал совмещать с работой: участвовал в создании редуктора для вертолёта Братухина, под руководством профессора Кирсанова на базе завода № 33 исследовал топливные агрегаты.

Пётр Колесов

В марте 1941-го, после окончания МАИ, Колесова направили в Воронеж, в опытный отдел моторного завода № 16, где под руководством Владимира Добрынина строился новый советский двигатель М-250. Там и произошла знаменательная встреча двух конструкторов — 46-летнего Владимира Алексеевича Добрынина, уже отмеченного правительственными наградами за мотор, обеспечивший всемирно знаменитые полёты экипажей Чкалова и Громова, и 26-летнего Петра Колесова.

Из Воронежа производство эвакуируют в Уфу, откуда уже в 1943-м опытно-конструкторское бюро № 250 под руководством Добрынина переводят в Рыбинск и переименовывают в ОКБ-36. Первые пять лет Колесов работал инженером-конструктором в группе кривошипно-шатунного механизма и картера поршневых моторов. Школа, возглавлявшаяся Добрыниным, всегда была новаторской, устремленной в неизведанное будущее — в этом секрет быстрого роста её учеников.

В 1946-м инженер-конструктор Пётр Колесов назначен ведущим конструктором, руководителем группы кривошипно-шатунного механизма и картера — сложнейших узлов поршневого мотора. Когда началась доводка комбинированного поршневого мотора ВД-4К, Колесов стал его ведущим конструктором.

Работа осложнялась применением впервые в мировой практике трёх импульсных турбин и турбокомпрессора с регулируемым реактивным соплом, а также короткими сроками, отпущенными на создание уникального мотора. Ситуация обострялась выдачей заданий сразу двум КБ: рыбинскому и пермскому. Победитель получал право установки моторов на дальние стратегические бомбардировщики Ту-85. Соревнование оказалось выиграно: единственным поставщиком моторов для самолёта Ту-85 осталось Рыбинское КБ. Это была победа и ведущего конструктора Петра Колесова, получившего за это Государственную премию.

Конструкторское бюро НПО «Сатурн»

В начале 1952-го в КБ завершили работу над поршневыми моторами и перешли на принципиально новые реактивные двигатели. Правительство обязало рыбинских конструкторов создать турбореактивный двигатель ВД-5 для дозвукового стратегического бомбардировщика. Взлётную тягу задали в полтора раза больше тяги самого мощного в мире на тот момент отечественного двигателя АМ-3. На всю работу отвели меньше двух лет. Но уже в феврале 1953-го началась доводка.

Далее КБ работало над двигателями ТРД ВД-7Б, ТРДФ ВД-7М и РД-7М-2, запущенными в серийное производство и принятыми на вооружение Военно-воздушных сил. Пётр Алексеевич был ведущим конструктором двигателя ВД-7Б. В 1956-м году он возглавил конструкторский отдел, а в 1959-м назначен заместителем главного конструктора.

В 1960-м году, когда КБ получило задание по двигателю РД-7М-2 для первого отечественного сверхзвукового ракетоносца, Колесов уже руководил коллективом. За этим двигателем последовали РД36-41  для самолёта Т-4 с длительной крейсерской скоростью 3000 км/час, РД36-51А и РД36-51В  для первого отечественного сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144Д, РД36-51В — для первого отечественного сверхвысотного самолёта М-17 «Стратосфера», большое семейство подъёмных и бустерных двигателей, создававшихся по личной инициативе Петра Колесова и применённых на самолётах Сухого, Микояна, Яковлева, Антонова и Константинова.

Сочетание качеств, необходимых конструктору и организатору, встречается в одном человеке нечасто. Под руководством Петра Колесова Рыбинское КБ стало одним из ведущих в отрасли.

В 1984-м году Колесов вышел на пенсию, но до 1995-го года продолжал работать в должности ведущего конструктора.

Деятельность Колесова отмечена присуждением ему трёх Государственных премий СССР (1951, 1971, 1979), двумя орденами Ленина (1966, 1971), орденами Октябрьской Революции (1976) и Трудового Красного Знамени (1957), медалями, знаком «Почётный авиастроитель» (1987).

Юрий Шмотин, генеральный конструктор НПО «Сатурн»: «Двадцать четыре года Пётр Алексеевич Колесов отвечал за судьбу Рыбинского конструкторского бюро моторостроения. Под его руководством в КБ разработаны двигатели для первых отечественных: сверхзвукового ракетоносца, сверхзвукового пассажирского самолёта, сверхзвукового самолёта вертикального взлёта и посадки. Каждый из этих двигателей опережал время и был новым шагом в отечественном двигателестроении. И сегодня конструкторская служба компании использует задел, созданный по инициативе, под руководством и при активном участии Петра Алексеевича Колесова».

Поделиться мнением