Каждый день жители Скомороховой горы проходят мимо самолёта, установленного на улице Моторостроителей. И уже настолько привыкли к этому памятнику, что он стал неотъемлемой частью городской среды. Другими словами, внимание на него никто не обращает. Давно ушло из памяти (а у кого–то и не появлялось) — откуда посреди города возник лайнер? Когда его здесь установили, кому пришла идея поставить самолёт именно в этом месте и зачем? И какой была его судьба до вечной стоянки в Рыбинске?
Получить ответы на эти вопросы спустя три десятилетия оказалось совсем непросто. Если обойти самолёт кругом, не найдёшь никакой таблички с датой установки и автором проекта. Собирать сведения пришлось буквально по крупицам. И вот что из этого вышло.
По крупицам
Рыбинские краеведы, сотрудники музея–заповедника подробностями об истории и установке самолёта не обладали. Не прояснили ситуацию и документы моторостроительного завода 80–х годов XX века, которые хранятся в Рыбинском филиале Госархива Ярославской области.
Известно, что сооружение в своё время создавалось трудами работников 20-го завода, ныне ОАО «НПО «Сатурн»». В пресс–службе предприятия ничего более рассказать не смогли, сославшись на отсутствие вообще какой бы то ни было информации.
К сожалению, многие из тех, кто принимал в этом непосредственное участие, уже ушли из жизни. Но всё–таки нашёлся человек, который смог пролить свет на уже забытую всеми историю самолёта ТУ–104А. Тамара Алексеевна Апарнева в 70–80-е годы прошлого века работала на моторостроительном заводе сначала рядовым, а потом и главным инженером в отделе капитального строительства, начальником конструкторского отдела реконструкции.
— Почему начали строить этот памятник? Вы знаете, что на этом месте резкий перепад отметок, тут начинается Гора. И думали, что здесь можно сделать, как этот перепад оформить, — вспоминает Тамара Алексеевна. — Жилой дом построить нельзя. Идею подал начальник бюро эстетики моторостроительного завода Владимир Викторович Шпрангер: «Давайте поставим постамент и самолёт, который отражает идею нашего завода».
Его поддержал генеральный директор предприятия Павел Фёдорович Дерунов. И началась работа. Нашли списанный, отработавший свой срок лайнер. Тамара Алексеевна вспоминает, что он прилетел из Самары в Туношну, откуда его на барже доставили по Волге до дворца спорта «Полёт». Почему не сразу в Рыбинск? Видимо, не нашлось площадки должной длины для его приземления.
После установки сделали ещё один проект – под использование достаточно просторного салона самолёта в будущем. Внутри решили соорудить детский кинотеатр. Впрочем, разработанные чертежи так и не воплотили в жизнь – побоялись.
В Свердловске (сейчас Екатеринбург) в своё время тоже установили самолёт, который приспособили под кинотеатр – идея рыбинских моторостроителей совсем не нова. Но произошла трагедия – в салоне случился пожар. После того происшествия на аналогичное применение для рыбинского самолёта наложили вето пожарные.
Вся загвоздка – в дате
Любопытно, но больше всего времени потребовалось на, казалось бы, самое простое – узнать точную дату появления самолёта на постаменте. Бывшие моторостроители не помнят, не могут назвать месяц и год и старожилы Скомороховой горы.
Весной 2010–го года газета «Рыбинская неделя» в свете банного дня, который тогда устроили самолёту работники МУП «ДЭС», отмыв лайнер от многолетней грязи, писала:
«Рыбинск обзавёлся памятником в виде пассажирского реактивного авиалайнера «ТУ–104А» с регистрационным номером СССР–42460 в ноябре 1987 года».
Этот же год мы нашли и в каталоге «Монументальные памятники города Рыбинска», который составлен сотрудниками управления культуры администрации города. Но другие источники говорят совершенно об иной дате.
В 1984-м году на студии «Кировтелефильм» вышла документальная лента «Город Андропов». Один из эпизодов – самолёт, установленный на Скомороховой горе. К входу в него приставлен трап, по которому поднимаются и спускаются дети. Стало быть, уже стоял самолёт. Подтверждает это и фотоальбом «Дерунов», выпущенный в издательстве «Рыбинск Михайлов Посад» в 2010-м году, где указано, что самолёт ТУ–104А появился в городе в 1983-м.
Действительно, идеи создания такого памятника витали ещё в самом начале 80–х. Нам удалось найти проекты постамента и коммуникаций для самолёта, которые готовились специалистами проектной организации моторостроительного завода. Датируются они 1980–1982 годами.
Сейчас в ООО «Промстройзаказчик» заместителем директора по производству работает Сергей Базаркин, который в 80–е годы трудился прорабом в цехе № 56 Рыбинского производственного объединения моторостроения. Цех нулевых циклов, как его тогда называли, и занимался сооружением фундамента и постамента под самолёт.
— Предложения поставить знаковое сооружение на Скомороховой Горе обсуждалось в 1980-м году. В итоге оно было принято в 1981–м в пользу ТУ–104А, — вспоминает Базаркин.
Сохранились интервью ныне покойного Владимира Викторовича Шпрангера, начальника бюро эстетики моторостроительного завода, которое он дал в 2003-ем году газете «Анфас»:
«Павел Фёдорович Дерунов приобрёл самолёт по остаточной стоимости. Мы про себя возмущались. Рыбинский завод имел посредственное отношение к созданию реактивной техники. Мы, конечно, выпускали двигатели к подобным машинам, но только для военных целей. В те годы завод ещё только планировал изготавливать моторы к «илюшинским» самолётам. Безусловно, межконтинентальный лайнер ИЛ–62М никто не смог бы отдать. Потому в Рыбинске и появился ТУ–104А».
— В 1982-м году нам пришло задание – срочно сделать фундамент под постамент. Проблема была в том, что на этом месте проходит большое количество сетей и крупный канализационный коллектор, — добавляет Сергей Базаркин. — В 1983-м году постамент мы построили, а через несколько месяцев водрузили на него и ТУ–104».
На берегу Волги прибывший на барже из Ярославля лайнер находился недолго. Там его, по словам Сергея Базаркина, от вандализма охраняли сотрудники милиции.
Долго прорабатывали маршрут, по которому его можно доставить до улицы Моторостроителей. Решили, что наилучший вариант – улицы Свободы – Плеханова – бульвар на Моторостроителей.
— Тащили самолёт ночью, летом 1983-го года. Сделали это для того, чтобы машины не мешали столь сложной операции. Помогали сотрудники ГАИ, — говорит Базаркин.
Операция прошла успешно – крылатую машину на своих шасси довезли до места.
— Не менее сложной была задача установить его на постамент, — продолжает Сергей Базаркин. — Сделали это с помощью тросов, а под горой, перед «близнецами» стояла лебёдка».
С вопросом о судьбе самолёта мы обратились и к участникам форума «История и краеведение. Старый и новый Рыбинск» на сайте «Мой Рыбинск». Пользователь Vanushok рассказал следующее:
«Самолёт поставили на необлицованный постамент, который долгое время был окружён забором. Рядом находилась сторожка с грозным сторожем, который не подпускал к самолёту. Потом забор убрали, но под самолёт ещё долгое время не пускали. Место было священным. Это сейчас там молодёжь пьёт пиво и бросает сверху бутылки».
По словам Сергея Базаркина, окончательное благоустройство территории вокруг памятника завершили в 1984-м году: сделали лестницы по обеим сторонам постамента, а площадь у самолёта облицевали плиткой.
Под самолётом поселились боксёры
Когда постамент возвели, начались жаркие споры – как же его использовать и использовать ли вообще.
— Павел Фёдорович Дерунов считал, что всё внутреннее пространство постамента нужно засыпать землёй для большей устойчивости сооружения, но наши девчонки–строители вопрошали: «Зачем же землёй, здесь такое помещение, давайте его использовать», — вспоминает бывший начальник конструкторского отдела реконструкции Тамара Апарнева. — Я ходила раза два к Павлу Фёдоровичу, он не соглашался, но потом сказал: «Ладно, что вы предлагаете?» Мы предложили детскую спортивную секцию».
Так в помещении постамента самолёта на Скомороховой Горе появилась спортшкола по боксу.
Удалось разыскать первого директора спорткомплекса «Ринг» Николая Соломёнкова. Вот его воспоминания:
«В доме № 90 по улице Фрунзе (сейчас Карякинская – Авт.) была маленькая комнатка, где проходили тренировки юных боксёров. Ребятишек было много, и места не хватало. Я пошёл к начальнику ЖКУ Петру Яворскому, который дал мне несколько адресов: «Иди и выбирай!»
Помещение в постаменте самолёта сразу понравилось первому директору спортивной секции. Подключил молодёжь, провели субботник, убрали строительный мусор. И в 1984-м году спортивный клуб был открыт. В первый же день прошли соревнования, на которые пригласили чемпиона Европы по боксу, обладателя Кубка мира Александра Крупина.
Начало бед
Но если жизнь под самолётом закипела, то в нём самом оставалась пустота. Вето, наложенное на лайнер пожарными, стало настоящим приговором железной птице.
В конце 90–х – начале 2000–х годов в салон самолёта постоянно проникали хулиганы. Они сломали оборудование, изрезали сиденья и неоднократно гадили.
Завод снял с себя ответственность за охрану монумента. Трап пришлось срезать, а дверь заклинить намертво. Но и это не остановило подростков. Они воровали в магазинах ящики, подставляли их к двум нижним люкам и снова оказывались внутри. Боксёры не раз писали письма в правоохранительные органы, но… молодёжь того времени забыла, ради чего работали их отцы и деды.
Под чьим «крылом» сегодня символ целой эпохи крупнейшего рыбинского предприятия, свидетельство огромного вклада горожан в развитие российской авиации? Специалисты управления культуры, в ведении которого должен бы находиться памятник, вразумительного ответа не дали.
Самолёт: перерождение
Поворотным в судьбе самолёта стал 2016-й. В преддверии столетия НПО «Сатурн» его руководство решило вернуть памятнику прежний облик. Траты разделили пополам с администрацией: промышленный гигант отвечал за сам лайнер и фасад его постамента, чиновники – за крышу спортшколы.
Чтобы всё сделать правильно, «Сатурн» пригласил специалистов КБ «Туполев», которое разработало ТУ-104А. Они осмотрели самолёт и дали свои рекомендации по реконструкции. Чуть позже в сети появилось видео с визуализацией обновлённого памятника, которое за считанные дни стало хитом. Многие не верили, что эта картинка может превратиться в реальность.
Работы начались летом, а закончились в октябре. Проект несколько упростили, но на результате это почти не сказалось. Самолёт не просто вернул себе прежний облик, он стал лучше. Теперь постамент и лестница к нему — взлётно-посадочная полоса, в иллюминаторах по ночам зажигается свет, а на крыльях и хвосте горят сигнальные огни.
Время упадка закончилось, и на легендарный самолёт, ставший с лёгкой руки Павла Дерунова одним из символов Рыбинска, вновь не жалко смотреть самим и не стыдно показать туристам.