Капитальный ремонт дорожного покрытия на улице Чкалова стал настоящей притчей во языцех. Все мы помним, как долго продолжалась реконструкция, как долго пешеходы, автомобилисты, работники организаций, расположенных на этой улице, ждали её открытия. Люди и машины по дороге пошли, но… Дорога до сих пор не сдана.
Сначала о хорошем. Если пройтись по улице Чкалова вечером – возникает ощущение, что идёшь не по родному Рыбинску, а по незнакомому современному городу, по ярко освещённой, с посадками молодых деревьев улице. Да, для автомобилистов дорогу сделали хорошую — ровное дорожное покрытие, удобные въезды на прилегающую территорию. Но если посмотреть с точки зрения пешехода?
Вот что сообщают читатели: «Частокол из бордюров мало того, что выглядит не привлекательно, он ещё и заставляет людей скакать вверх-вниз. Для здорового человека это ерунда, а вот для пожилого — стресс».
Когда мы с нашим фотокором прогулялись по Чкалова, больше всего этого «частокола» увидели после пересечения с улицей Пушкина по направлению к собору. Тротуар прерывается бесконечно, буквально через несколько метров. Причём, бордюры «утоплены» на каждом участке совершенно по-разному: где-то они выходят на поверхность сантиметра на 3–4, что для велосипедистов, мам с колясками и для инвалидов не станет особой преградой. Но в каких-то местах бордюр вылезает на 10, а то и больше сантиметров.
Тут и здоровому человеку надо глядеть в оба, чтобы не запнуться невзначай, а уж про людей с ограниченными возможностями и говорить нечего.
К слову, именно на улице Чкалова расположены рыбинские отделения Всероссийского общества инвалидов и Всероссийского общества слепых. А кто подумал про этих людей при разработке проекта реконструкции улицы?
Татьяна Салдина, председатель рыбинского отделения Всероссийского общества слепых: «Во время ремонта строители убрали бордюр, по которому слепые люди перемещались от нашего здания до остановки общественного транспорта около бывшего кинотеатра «Центральный». Убрали и рельефный камень, обозначавший переход через проезжую часть. Столбы с дорожными знаками, которые поставили на тротуар, стали настоящей помехой для незрячих людей – они сталкиваются с ними.
Ничего нет хорошего и в том, что газон и тротуар стали в одной плоскости. Слепые могут зайти на газон и оступиться на проезжую часть. Теперь мне приходится идти на остановку на улице Крестовой, чтобы встретить людей и привести их в нашу организацию. Потому что до сих пор памятен случай, как в августе незрячий человек провалился в канализационный люк, который был прикрыт мягким материалом».
Анна, инвалид-колясочник: «Для инвалида-колясочника, который, выходя из дома, перебрался через несколько ступенек и массу порогов, эти бордюры уже не станут препятствием. Конечно, если оценивать ситуацию применительно ко мне, то сделано далеко не идеально. Моя электроколяска преодолевает высоту бордюра в 4 см. Для тех, кто физически более крепок, чем я, и в состоянии «крутить колёса» — такие бордюры точно не будут проблемой. Но я не уверена, что моя коляска, ширина которой 60 см, пройдёт между крыльцом и бордюром в некоторых местах. Выводы о приемлемости я делаю на основании своего опыта в других городах.
Далеко за примером ходить не надо – Ярославль. Было это в центре города. Высота бордюров такая, что с них «спрыгнуть» на коляске даже с помощью одного мужчины нереально. Приходилось вдвоем меня с них спускать и поднимать. Была ещё в Лазаревском, в Сочи. После прогулки в центр посёлка спина у меня «отваливалась» — высокие бордюры едва ли не каждые 10 метров, «прыжки» и напряжение давали о себе знать. И бордюры такой высоты, что электроколяске их не преодолеть. Есть мнение, что плитка лучше. Это тоже, как посмотреть… На коляске – по плитке жутко трясёт. Особенно, когда она неровная, а ровную я наблюдала крайне редко. Приходится всё время внимательно смотреть на дорогу, чтоб не наскочить на приподнятую плитку. А то можно легко «вылететь» из коляски. В этом отношении асфальт намного лучше. Сейчас всё же мало-мальски учитывают доступность среды».
Денис Добряков, зам. главы администрации Рыбинска по городскому хозяйству: «Дорога до сих пор не принята, потому что ещё нужно исправлять массу недочётов. Много вопросов по бордюрам, уклону, канализационным люкам. Переговоры по улице Чкалова идут почти ежедневно».
Подобная ситуация и на отремонтированной дороге по улице Труда – бордюрные камни «утоплены» не до конца, пешеходам также придётся прыгать вверх–вниз.
Правда, после того, как в Рыбинск пришла зима, проблема бордюров, может быть, стала не совсем актуальной. На первый план выходят узкие тротуары. На улице Чкалова пешеходам придётся жаться к проезжей части дороги, чтобы снег и наледь с покатых крыш домов, которых достаточно много, не оказались на головах.
Если вспомнить этот уголок Рыбинска до реконструкции, разработанный тогда проект был гораздо удобнее, он учитывал интересы всех людей – и обычных прохожих, и инвалидов, и молодых мам с детскими колясками, и автомобилистов. Тротуары, проезжая часть и въезды на прилегающую территорию находились в одной плоскости, а газоны были подняты бордюрами.