В прошлом году преподаватель кафедры авиационных двигателей Рыбинского авиационно-технологического университета Николай Новиков с группой своих единомышленников запустил в действие уникальную установку для переработки мусора, в частности, медицинских и биологических отходов.

Особенность её в процессе пиролиза – это высокотемпературный распад биологического вещества на простейшие составляющие. Получаемый горючий газ утилизируется в специальном дожигателе, где температура доходит до двух тысяч градусов. При столь горячих условиях гарантированно уничтожаются все вредные бактерии, споры и вирусы. Чтобы ядовитые выбросы не образовывались вновь, происходит резкое замораживание химических реакций, и в атмосферу попадают всего лишь углекислый газ и водяные пары. При этом энергию, которая выделяется во время этих процессов, можно использовать для нагрева воды, отопления помещений и даже получения электричества.

В сутки установка Николая Новикова может перерабатывать до трёх тонн медицинских и биологических отходов.

Знакомиться с изобретением приезжали руководители разных регионов России – Иваново, Костромы, Архангельска, Ямало-Ненецкого автономного округа. Большой интерес к ней проявляют страны Европы, Америки и даже Африки. И, как ни странно, учёному и его коллегам работать комфортнее именно с зарубежными партнёрами. Почему? Об этом мы говорили с директором ООО «Веоттекс», кандидатом технических наук и «по совместительству» сыном Николая Николаевича Ильей Новиковым.

Так выглядит микрозавод по сжиганию отходов Новикова.

Илья Новиков: «Вопрос экологической чистоты за границей – один из главнейших. Медицинскую клинику или промышленное предприятие не разрешат открыть, если не будет решён вопрос по утилизации вредных отходов. Поэтому за границей, в буквальном смысле, охотятся за технологиями чистой утилизации, не дающими вредных выбросов в атмосферу.

Да, в Европе есть подобные установки, но при сжигании в них мусора быстро загрязняются фильтры, которые необходимо менять примерно один раз в полгода, а потом ещё и утилизировать. Я находился на одном из европейских предприятий в качестве консультанта. Там есть понятие культуры производства. Предприятие делает много для работника, а работник как можно лучше старается выполнять свою работу.

Когда утром приходил на завод, всё было чисто вымыто, на столе лежала белая салфетка, рядом с ней – несколько бутылок минеральной воды на выбор. Цех, где рабочие трудятся на станках, больше похож не на производственное помещение, а на ботанический сад – между станками стоят растения в кадках. И по состоянию растений руководитель видит, как его работники трудятся».

Зарубежные компании не только интересуются, но и заказывают рыбинские агрегаты. Сейчас идёт проектирование установки для одной из африканских стран, причём гораздо больших размеров, чем та, что собрана в Рыбинске. Американцы тоже заказали проект, правда, наоборот, маленькой камеры сжигания — примерно на 50 килограммов — хотят сначала попробовать. Есть интерес и со стороны европейских стран, но пока не удаётся договориться по условиям.

Во время сжигания температура в установке доходит до 2000 градусов

Но вернёмся к российской действительности. После прохождения — не по разу — чиновничьих кабинетов, получения разрешительных документов на создание установки помощники Николая Николаевича отправились в больницы и поликлиники города с предложением утилизации медицинских отходов. И оказалось, что этих самых отходов в Рыбинске… нет. Хотя только по официальным данным, ежегодно медучреждения города производят таковых 110 тонн.

Илья Новиков: «После обработки в автоклавах, которые дают температуру максимум 200 градусов, медотходы выбрасывают в контейнеры с бытовым мусором. Правда, есть медучреждения, отправляющие шприцы на вторичную переработку, из них производят пластмассовые тазы, ведра, цветочные горшки. Впрочем, не так давно одна городская больница за нарушения была оштрафована рыбинскими экологами на крупную сумму, после чего её руководитель сам обратился к нам с предложением об уничтожении отходов».

Той загрузкой, которая есть сейчас у рыбинской установки, специалисты в области чистой утилизации отходов недовольны. Авторы проекта жалуются: некоторые больницы и поликлиники заключают договоры просто «для галочки». Когда Николай Новиков проектировал установку для Рыбинска, получал сертификаты и разрешительные документы, хотел доказать и показать, что она может работать и работает. И, конечно, сделать полезное дело для города — утилизировать медицинские и биологические отходы, не загрязняя при этом окружающую среду.

Когда установка начала работать, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области Сергей Мелюк рекомендовал медучреждениям использовать именно её для утилизации отходов.

Но до сих пор гораздо легче работать с частными медицинскими клиниками — делятся новаторы – и с зубоврачебными кабинетами, которые дорожат своим имиджем. Кстати, помимо учреждений здравоохранения у компании «Веоттекс» появились новые перспективные клиенты – супермаркеты.

Поделиться мнением