Вряд ли многие из нас, гуляя по залам музея, задумываются о том, в каком виде экспонаты попали в коллекцию. Чтобы подобные мысли никогда не возникали у посетителей, существует особая профессия — реставратор. Эти специалисты путём многодневной, а порой и многомесячной филигранной работы способны вернуть первозданный вид почти любому предмету, как бы плохо он не выглядел, попав в их руки. О процедуре и технологиях реставрации, казусах профессии и творческом начале корреспондент «Черёмухи» поговорил с реставраторами Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

 

Технология

Реставрация любого предмета начинается с плана, который утверждается на реставрационном совете. Там определяется, что будут делать с памятником и какими способами. Первый этап непосредственно реставрации — уборка пыли и загрязнений.

Большинство графических произведений можно мыть. Под влиянием воды многие поверхностные загрязнения уходят сами собой.

Живопись уже не помоешь, поэтому пятна удаляются химическим путём: в арсенале реставратора большой набор химических реактивов. Иногда и они не спасают, тогда специалисту приходится самостоятельно подбирать не только рецептуру, но и технологию нанесения. Способов масса: можно просто нанести раствор ватным тампоном, а можно наложить компресс на определённое время и под нужной температурой.

Дальше — тонировки. Тонировать повреждённые места необходимо на полтона слабее оригинального цвета живописи. Специалисты объясняют это необходимостью знать, где заканчивается авторская живопись и начинается труд реставратора. Правда, посетители музея этого всё равно не увидят — без увеличения ничего не заметно.

Один из главных принципов реставрации — обратимость. Например, специальный клей в любое время можно удалить водой или водяным паром. Гордость отечественной реставрации — рыбий клей. Сварить его можно из плавательных пузырей осетровых рыб прямо в лаборатории.

 

Ежедневный труд

Главные инструменты реставратора — лупа, скальпель и микроскоп. Этот арсенал в купе с набором необходимых человеческих качеств, куда входят интуиция, усидчивость, терпение, ответственность и ещё важное умение — вовремя остановиться — помогает специалисту продлевать жизнь величайшим художественным произведениям. Быстрой профессиональной реставрации не бывает. На одну только тонировку небольшой картины размером 70*80 сантиметров может уйти неделя.

 

Казусы

Иногда работу реставратора может украсить открытие. Однажды при подготовке картины к работам реставратор рыбинского музея Екатерина Расторгуева обнаружила, что задняя часть полотна целиком закрашена краской. Когда краску удалили, оказалось, что там написана ещё одна картина. Сам собой возник вопрос: что делать дальше? Выставлять пейзаж с утками, который и был известен до этого, или неизвестную зарисовку. Впрочем, с живописью такое бывает очень редко, куда чаще с подобными случаями реставраторы сталкиваются, обновляя иконы. Бывает, за несколько столетий сюжет иконы переписывали несколько раз.

 

Творчество

Реставратор — творческая профессия, считает Екатерина Расторгуева и приводит в пример случай из практики. При реставрации портрета Трапезникова она удалила с полотна заплаты, и тут оказалось, что у мужчины отсутствуют рот и губы; художник, скорее всего, просто забыл их нарисовать, закрыв всё бородой. «У меня была настоящая паника» — вспоминает Расторгуева. Для реставрации пришлось найти ещё один портрет Трапезникова, на котором он был на 15 лет моложе. А дальше собственноручно, пользуясь более ранним изображением, восстанавливать по аналогии нижнюю челюсть и губы.

Картинная галерея рыбинского музея-заповедника

Применять художественные навыки пришлось и при реставрации портера «дамы в розовом платье». У картины осыпался верхний слой, были большие утраты на лице. Правый глаз восстановили по образцу сохранившегося левого. «Тут уже необходимо представить себя на месте художника, постараться понять, что он думал в этот момент, изобразить окружающую его обстановку» — делится Екатерина Расторгуева.

Коллега Екатерины — Елена Скворцова — считает, что многие ошибочно предполагают, будто у реставраторов нет творчества, ведь, например, при тонировке ни в коем случае нельзя выходить за рамки повреждения и захватывать авторский красочный слой.

«Но не надо забывать, что каждый памятник индивидуален, и для каждого нужно найти свой способ, искать разные пути, ведь стандартные реактивы могут просто не работать на этом памятнике. Разве это не творчество?» — задаётся вопросом Скворцова.

 

Результат

Посмотреть на результат работы реставраторов можно в картинной галерее и исторической экспозиции Рыбинского музея. Практически все экспонаты, представленные в залах, в своё время прошли через руки этих специалистов.

Фото на обложке с сайта «Наша школа»

Поделиться мнением