Ветеран Великой Отечественной Александр Галасов в мае отмечает два праздника: День Победы и день рождения. Пятнадцатого числа ему исполнилось сто лет. На век юбиляра выпали разные периоды. Но, конечно, самыми тяжёлыми были годы войны. После них — восстановление и ударный труд. Александр Васильевич отдал рыбинскому моторостроительному предприятию (ныне — ПАО «ОДК — Сатурн», входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха) четыре десятилетия. Журналист «Черёмухи» Ольга Малиновская записала воспоминания фронтовика.
В день юбилея ветеран встречает гостей у распахнутой двери. Нарядный, в костюме с орденами, приглашает пройти в комнату. Несмотря на солидный возраст, его глаза светятся, а речь бодра и ясна.
Под потолком — бумажные гирлянды с цифрой 100, на столе — цветы, открытки, подарки, поздравления от президента России, губернатора Ярославской области и главы города. Поздравления от имени коллектива «ОДК — Сатурн» юбиляру передали начальник управления по социальным программам Александр Соколов и председатель Совета ветеранов Валерий Семёнов.
Александр Галасов родился в деревне Степановское Вологодской области. Поступил в Череповецкий механический техникум, который сразу закончить не удалось: в солнечный, не предвещавший беды день, объявили войну, и уже в 1942-м году его — восемнадцатилетнего студента — призвали на фронт. По словам ветерана, страшно не было: тогда ещё не понимали, что ждёт впереди, представлялись только военные образы из кинофильмов.
На груди Александра Галасова — медали. Он награждён орденами Красной звезды, Отечественной войны I степени, медалью «За Победу».
Пришедший на юбилей участник боевых действий в Афганистане, председатель Совета ветеранов Военно-воздушных сил России по Рыбинску и району Владимир Майлат спрашивает: «У меня Орден Красной Звезды — и у вас Орден Красной Звезды. У вас за что?»
— Мы первыми форсировали реку Дон, — рассказывает Александр Галасов. — А потом и другие бои были, нужно было немцев остановить. Они каждый день в одно и то же время вести артподготовку начинали. Мне пришлось воевать в самое тяжёлое для страны время, это был 1942-й год. Немцы в Сталинграде, под Москвой, Ленинград окружён. Нас везли под Сталинград, но не довезли немного: оказалось, немцы вышли на Дон, а наших там нет, тяжёлая обстановка была. Вот на этот прорыв мы и отправились. Мы пытались отвлечь войска противника на себя от Сталинграда, чтобы на него меньше сил бросали: нас так нацеливали. Один бой запомнился: на нас наступали три танка. Мы один подбили, а два развернулись и ушли! Спали мы в окопе, еду раз в сутки привозили. Война — это очень тяжело.
Александр Галасов числился в роте автоматчиков. На фронте дважды был ранен. В первый раз ранение было лёгкое: пуля зацепила руку. А вот во второй раз пришлось непросто — это было в 1942-м: раздробило бедренную кость в левой ноге. Молодого бойца госпитализировали, около полугода он провёл в больнице. Ногу удалось спасти, но она стала на пять сантиметров короче. Позже его признали негодным к строевой службе, комиссовали и перевели в этапно-заградительную комендатуру в Казань и Псков.
— В то время был приказ Сталина «Ни шагу назад!», — вспоминает Александр Васильевич. — А у немцев были листовки: «Утопим гвардейцев в Дону!». Ну, не удалось им нас в Дону утопить. Берлин мне брать не пришлось, но страну защищал, воевал, хоть и недолго. Что мог, всё отдал. Так вот жизнь моя сложилась.
Новости о победе застали Галасова в Пскове, который был серьёзно разрушен. На радостях с товарищами палили в воздух победным залпом.
После окончания войны в 1945-м Александр Галасов демобилизовался и решил возобновить и окончить учёбу в Череповце. А в 1949-м приехал в Рыбинск: здесь жил его дядя, и дожил до 101-го года. 26-летний молодой человек устроился работать в опытно-конструкторское бюро, в экспериментально-исследовательский цех — испытывать поршневые двигатели, а позже перешёл на реактивные двигатели.
— Мне запомнилась сверхзвуковая модель первой ступени компрессора двигателя, — рассказывает Александр Васильевич. — Ой, сколько мы с ней возились… И лопатки менять, и тут повернуть, и здесь развернуть, наклон чуть сменить. Много с ней занимались. Но получилось в итоге! Приходилось и в ночь выходить работать, стране моторы нужны были, испытания круглосуточно шли. Реактивные двигатели тогда с нуля осваивали, неизвестная тема была, многому учились.
В 1989-м ветеран ушёл на пенсию, проработав на одном месте почти половину своей жизни. Работу свою любил и менять не хотел. До сих пор интересуется жизнью предприятия, которому посвятил 40 лет.
— Я ушёл на отдых как пенсионер, — вспоминает Александр Галасов. — А спустя месяц ко мне приходят — «Александр Васильевич, приди, поработай ещё?». Ну что ж, пришлось пойти поработать!
Из пятнадцати участников Великой Отечественной войны, работавших в экспериментально-исследовательском отделе, остался только Галасов, говорит председатель Совета ветеранов «ОДК — Сатурн» Валерий Семёнов.
— Те наработки, что он тогда испытывал, сейчас в новых проектах реализуются — уже в серию пошли, — рассказывает Валерий Семёнов — Самое главное, что Александр Васильевич жив, здоров и бодр. Много-много учеников, которые его помнят, рыбинские дети до сих пор поздравлять приходят.
Неделей ранее ветерана приходили поздравлять дети из 10-й школы — где работала его супруга.
Юбиляр, на век которого выпали и Великая Отечественная, и послевоенные годы, и распад Советского Союза — сохраняет оптимистичный настрой и бодрость.
— Плохое — оно как-то забывается, — объясняет ветеран. — А то, что хорошее, оно больше помнится.
Александр Васильевич признаётся: больше 80-ти ему не дают. Рассказывает, как в санатории женщины знакомились, спрашивали, сколько ему лет, а когда узнавали — то не верили: а на тот момент ему было уже 98.
— Я на старости и женщинам нравиться больше стал, — шутит Галасов. — И на свой возраст себя не ощущаю совсем.
Александр Галасов, родившийся в Вологодской области, любит ставший ему близким Рыбинск: следит за местными новостями, беспокоится за благоустройство своего микрорайона. А в прошлом году даже стал участником торжественного митинга «Поклонимся великим тем годам» возле Дворца спорта «Полёт».
На просьбу поделиться секретом бодрости и долголетия Александр Васильевич лукаво улыбается.
— У меня нет никаких секретов, — отвечает юбиляр. — Жил, как все люди живут. Могу посоветовать вести образ жизни нормальный, не злоупотреблять ничем, больше двигаться. Водку я не употреблял, только в праздники, курить — не курил. Ел всё, не было никаких деликатесов. Голод пришлось пережить два раза. А так питался иногда в столовой, иногда — дома. Я ведь всё время занят был — работа, детей в садик отвести, из садика забрать, погулять с ними. Жена в школе работала, в начальных классах. Бывало, стопку тетрадей принесёт, заниматься некогда. Но мы вместе детей хорошо воспитали. Дети неплохие у меня, сын вот военный, 35 лет прослужил, на Сахалине был. Дочку тоже воспитал, институт закончила.
Помимо двоих детей, у ветерана ещё внук и правнук. Правнуку уже 16 лет, живёт в Ярославле.
— Сердце-то у меня ещё молодое, — подытожил Александр Галасов. — Надо просто любить кого-то.
Помимо Александра Васильевича Галасова в Рыбинске проживают ещё четверо фронтовиков, которые были связаны с «ОДК — Сатурн». Это Беляева Нина Сергеевна, Смуров Николай Семенович, Кесарев Михаил Семенович и Ермолов Юрий Павлович.