Искусство резьбы по дереву сродни ювелирному: одно неточное движение — и материал испорчен безвозвратно. Иногда можно внести изменения в проект, чтобы огрех был незаметным, но для настоящего мастера это недопустимо. Аккуратность, внимание к деталям, развитое пространственное мышление — это те качества, без которых невозможно создать шедевр из древесины. Никита Жуков из Рыбинска — мастер художественной резьбы по дереву. Журналист «Черёмухи» Ирина Рязанова пообщалась с ним и узнала о том, как увлечение из детства стало бизнесом «для души».
Родом из детства
— Это всё от папы. Он научил руками работать. У меня был набор детских инструментов. Помню, как молоточком заколачивал гвозди в деревяшки, строгал что-то. Однажды папа подарил маленькие стамески с цветными ручками. Настоящие, заточенные, не просто бутафорская игрушка. Ковырял бруски дерева, хотел что-то сделать особенное — вот так, наверное, и рождаются увлечения, — вспоминает Никита.
В родительском доме сохранилась «доска памяти» — на ней закреплены первые «пробы пера» будущего мастера. Учёба, потом работа, семья, спорт — на какое-то время пришлось забыть об увлечении: не хватало времени. Никита занимается армрестлингом.
— Постепенно стало появляться больше свободного времени — вечера после тренировок хотелось чем-то заполнить. Не телевизор же постоянно смотреть, не на диване валяться — это всё быстро надоедает. Вот тогда и вспомнил о детском увлечении, — говорит мастер.
Те стамески — отцовский подарок — конечно, для взрослого мужчины уже стали малы, хотя и вполне выполняли свою функцию — сталь была прочная. Подходящий инструмент искал через интернет, заодно смотрел уже готовые работы состоявшихся мастеров.
— Фигурки, рельфы — всё такое изящное, у каждого свой особенный стиль — нереально круто, дух захватывает! И меня это зацепило, возникло желание самому попробовать сделать нечто подобное. Хотя и понимал, что сразу ничего особенного у меня не получится.
Первые стамески сделал сам — заточил напильники. Нашёл в интернете уроки резьбы по дереву. Начал с геометрической резьбы на досках. Были ошибки, но они приводили к тому, что желание стать мастером лишь усиливалось.
— Первая работа — разделочная доска с геометрическим рисунком. Быстро понял, что такая резьба для меня утомительна: там нужно выполнить много однотипных мелких элементов, чтобы получить рисунок. Увлечение армрестлингом тоже оказалось в тему: в резьбе сильные руки, способность контролировать нажим, угол резки, очень важны. Поторопишься — срежешь лишнее или скол будет. Можно, конечно, починить: вбить клин в щель, залить клеем. Но это уже непрофессионально — настоящий мастер такое себе не позволяет.
Потом были обучающие курсы — тоже онлайн, через интернет. Никита выбрал для себя стиль богородской резьбы — чёткий, графичный, сочетающий в себе крупные элементы и мелкие детали, подчёркивающие стиль автора и особый характер персонажа.
Бизнес: начало
Первый «коммерческий» проект — фигурки медведей, изготовленные для вручения на соревнованиях по тяжёлой атлетике. Тренер, узнав о хобби спортсмена, попросил изготовить необычные призы — вместо банальных жестяных кубков.
— Три медведя, как в сказке: два со штангой, один — с гирями. Они были довольно плоскими, с минимально обозначенными объёмами, едва намеченной шерстью. Но мне за них заплатили. Немного, конечно, но тот момент был важен: я понял, что людям интересны такие изделия, они готовы покупать их, — делится Никита Жуков.
Пришло время вновь учиться — теперь уже у рыбинского мастера, преподавателя художественной школы Юрия Первова.
В «художке» обучают не только детей, есть курсы и для увлечённых искусством взрослых. Причём, учатся и новички, и те, у кого уже есть определённый опыт.
Постепенно появился свой стиль, понимание того, как сделать деревянную фигурку выразительной, интересной со всех сторон. Всё чаще стали обращаться и заказчики: чаще всего фигурки просили изготовить для победителей спортивных соревнований.
Возникла необходимость заготовки материала. Прежде чем кусок дерева превратится в фигурку, его необходимо тщательно просушить, а на это требуется время и свободное помещение.
— Больше всего для работы подходит обычная липа. Древесина у неё мягкая, тон однородный. Когда на набережной спиливали старые деревья, стал запрашивать в администрации разрешение, чтобы забрать часть стволов. Меня направляли к разным специалистам, даже в область обращался, масса звонков по телефону, прежде чем услышал: «Да, берите, конечно». Ствол распилили на чурбаны, отвёз их на дачу, ободрал кору, оставил на просушку — это примерно на пару лет. Из метрового бревна выйдет несколько фигурок. Если учесть, что на одну скульптуру уходит около месяца — с учётом того, что у меня есть основная работа, да и тренировки отнимают много времени, заготавливать древесину в большом количестве — вагонами, не требуется.
Работа в удовольствие
Мастерскую Никита обустроил на балконе: утеплил, провёл освещение, установил стол, разместил инструменты. Говорит: удобно, по квартире не разлетаются пыль и стружка. После того как фигурка вырезана, её необходимо обработать. Сначала покрывал лаком, но поверхность некрасиво блестела, мелкие элементы словно пропадали, становились менее выразительными. Научился использовать масляно-восковую смесь — её нужно тщательно втирать в изделие, чтобы получить равномерное покрытие с матовым эффектом.
— Заказы активно поступали по «спортивной» линии: обращались тренеры, организаторы соревнований. В какой-то момент даже очередь была, подумал, не оставить ли основную работу, чтобы заниматься исключительно резьбой. Но быстро понял, что многочисленные заказы заставляют торопиться, а это не только может сказаться на качестве, но, что самое важное — ты перестаёшь получать удовольствие от работы, превращая любимое дело в поточный конвейер, — рассуждает мастер.
Продавать — искусство, которому тоже пришлось учиться: как рассказать о себе, как общаться с заказчиками, даже как выгодно сфотографировать работы.
— Через интернет можно получать заказы не только от местных клубов. Часть работ я отправлял за границу. Например, есть в Италии национальный вид спорта кальчио — что-то типа регби, с местными особенностями. Заказчик просил сделать тигра, одетого в национальную одежду, с мячом в лапах, — вспоминает Никита. — Мне нравятся медведи. Кажется, они отлично передают дух спорта. Можно показать движение, силу, упорство. К тому же это и символ нашей области, да и России в целом.
Заказчики тоже полюбили косолапых спортсменов из дерева. Фигурки получаются разные, со своим характером, позой, деталями. Референсы мастер подбирает в интернете: находит фото спортсменов в нужной позе, стилизует под заданный образ. Эскиз выполняет схематично, без прорисовки деталей — в трёх проекциях, чтобы заказчик мог заранее представить, как будет выглядеть готовая фигурка.
— Такое увлечение даёт новые знакомства, общение. Со многими заказчиками я продолжаю общаться и после того, как заказ выполнен: говорим о жизни, семье, работе, — рассказывает Жуков. — Хочу развиваться дальше, совершенствовать технику, искать новые образы. Нравится стиль барокко — с изящными, плавными линиями, объёмами, которые перетекают друг в друга. Неплохо было бы подучиться рисовать, да и лепить тоже, чтобы изготавливать эскизную модель перед резкой. Мечтаю о собственной мастерской, но пока это только планы.