Как «Сатурн» собирается догнать лучших производителей мира? Что значат пресловутые «инновации»? Зачем авиадвигателестроительному заводу роботы? На эти и другие вопросы беседуем с Дмитрием Ивановым, директором по инновационному развитию, убеждённым, что для прорыва, порой, достаточно вовремя заметить таланты.
На вопрос сходу, как он стал директором, мой собеседник отвечает: «Случайно. Пришёл на работу и узнал». На самом деле Дмитрий Иванов почти всегда был тесно связан со сферой развития на любом предприятии, где он работал, от КБ «Радуга» до «Сатурна». Человек явно старой закалки, но нового образа мышления — пожалуй, именно так можно его охарактеризовать.
Эту двойственность хорошо отражает кабинет: на рабочем столе два монитора, ноутбук, смартфон и прочие гаджеты, при этом у клавиатуры стоит подстаканник, точь-в-точь как в междугородних поездах или бабушкиных сервантах. Иванов, несмотря на важную должность, удивительно живо говорит на такие узкоспециализированные темы, что не каждый хипстер-стартапер с макбуком понял бы его за чашкой кофе в Starbucks.
Служба инновационного развития «Сатурна» — четыре человека. Обыватель подумает — мало, специалист скажет — достаточно. Главный тезис Дмитрия Иванова в работе — развитием на предприятии занимаются все, а не один маленький отдел.
Дмитрий Иванов:
«Развитие — это задача для каждого, от управляющего директора до рабочего в цехе. Вопрос, как эта деятельность управляется и структурируется. Есть люди, которые вовлечены в это на 100% от рабочего времени, кто-то — на 10-20%, например, курируя отдельные проекты. Есть и те, для кого это лишь маленькое дополнение к ежедневному труду. Одно подразделение не в состоянии взять и развить компанию. Мы занимаемся либо специфичными задачами, не входящими в повседневную деятельность предприятия, либо координируем различную деятельность, увязывая всё между собой».
Задаёт вектор всей этой машине один документ — «Программа инновационного развития компании». Как оговаривается Иванов, развитие было всегда. Но мир меняется, и важно успеть измениться вслед за ним, пока не обогнали конкуренты.
Дмитрий Иванов:
«Компания существует больше ста лет, за это время разработано много двигателей, каждый из которых был инновационен. Но раньше на разработки тратились, в основном, внутренние ресурсы. Сейчас количество внутренних ресурсов не уменьшилось. Но этого количества для поддержания конкурентоспособности недостаточно, потому что конкуренты ушли от этой модели и используют элементы так называемых открытых инноваций».
Другими словам, перед «Сатурном» встала задача расширить набор инструментов для развития и научиться привлекать деньги извне. Главным образом над этим сейчас и работает дирекция по инновационному развитию.
Задача стоит сложная — сравняться по уровню инвестиций с General Electric, одно из предприятий которого базируется здесь же, в Рыбинске.
Шаги в этом направлении вполне конкретные: например, Международный технологический форум или акселератор стартапов Generation S. К слову, последний недавно огласил трёх победителей из четырнадцати финалистов. «Сатурн» — индустриальный партнёр конкурса — сейчас прорабатывает пробное сотрудничество, так называемый пилот, с шестью проектами из этого списка. И победитель тоже в их числе.
Дмитрий Иванов:
«Он разработал язык программирования роботов. Кажется, что тут нового? Но роботы бывают разных производителей и моделей. Язык программирования может меняться между ними. Представьте, что на предприятии у вас 100 роботов. И все разные — у каждого свои преимущества. Даже если все куплены у одного производителя, как их программировать? Программа для одного не подойдёт к другому. А язык, который разработали ребята, позволяет оператору делать программу один раз, а дальше она автоматически подходит ко всем роботам. Это сокращает стоимость разработки программы, подготовки к конкретной модели и конкретному железу, и там ещё немало преимуществ».
Для «Сатурна» это пока вклад в завтрашний день. Хотя на предприятии уже есть роботы, их не так много, чтобы общий язык программирования требовался уже сейчас, а его внедрение сразу дало ощутимый экономический эффект. Но Дмитрий Иванов понимает, что за этим будущее. И поскольку у «Сатурна» нет отдельного бюджета на спонсирование подобных разработок, сейчас важно привлечь к этим проектам деньги.
Дмитрий Иванов:
«Рынок венчурных инвестиций строится в первую очередь на доверии: доверии изобретателя капиталу, доверии капитала индустриальному партнёру и так далее. Все должны доверять друг другу, выработать определённые правила, и тогда появляется шанс, что эта система начнёт работу. И это очень тяжело сделать. Мы провели два акселератора и ещё только формируем себе имя. Но мы уже доказали, что не пытаемся своровать изобретения у создателей, доказываем, что выполняем данные обещания, что работаем максимально открыто с любыми агентами».
Помню, что об открытости Дмитрий Иванов говорил ещё на проходящем в Рыбинске этапе Generation S: тогда он предложил участникам писать по любым вопросам ему в Фейсбук, поскольку он готов поддерживать всех финалистов лично: и связями, и советом. Конечно, в том случае, если помощь нужна проекту, а сам проект может быть полезен «Сатурну».
Разговор прерывается телефонным звонком.
– Алло. Здравствуйте. Да, говорите, что вы хотели? Нет, не интересует, спасибо.
– Это были стартаперы? – не удержался от шутки.
– Нет, мошенники. Раза три в неделю звонят.
Конечно, несмотря на весь оптимизм и установки на безграничный рост, НПО «Сатурн» работает в конкретных реалиях, которые сложно не учитывать.
Дмитрий Иванов:
«Чтобы к доллару внутренних средств привлечь три доллара инвестиций, как это происходит у западных успешных предприятий, в стране должны появиться эти три доллара. Должны быть свободные деньги, которые люди не боятся вкладывать. Пока таких денег не очень много. Только-только в Петербурге появились некоторые частные бизнес-ангелы, которые говорят, что хотели бы с нами плотнее пообщаться, чтобы потом работать. И это результат двухлетнего труда. Это не государственные фонды или фонды с госучастием, это просто чьи-то свободные деньги».
Чтобы выжить в условиях растущего рынка, «Сатурн» должен убедить инвесторов в целесообразности этих вложений. Это сложно, но вполне реально. И тут мало открыть технологию, которая станет новацией. Важно помочь её авторам дойти до следующей стадии – инновационной. Коренной вопрос, который волнует многих людей, — чем же отличается одно от другого?
Инновация – это не просто новая технология, это технология, проданная неоднократно. Другими словами, востребованная рынком. Именно такие решения нужны сейчас и скоро займут весь рынок.
Спрос на инновации в авиационной отрасли гарантирован. По словам Дмитрия Иванова, каждый день около восьми миллионов человек поднимаются в воздух и куда-то летят. Это число каждые 20 лет удваивается. И для перевозки всех этих людей нужны совершенно иные самолёты и двигатели. Если рыбинское предприятие хочет присутствовать на этом рынке и расширять свою долю, оно просто обязано вкладываться в будущее.