Первое послевоенное десятилетие стало временем активного роста. Это сказалось и на жизни Рыбинска в целом, и на его крупнейшем предприятии. Восстановленный завод увеличивал объёмы продукции, а двигатели впервые стали собирать только из деталей собственного производства.

Но почивать на лаврах никто не собирался. Впереди стояла важная цель — серийный выпуск новых для страны реактивных моторов. Об этой эпохе и поговорим в очередном материале из цикла «Заводные будни». Вперёд, в машину времени! На шкале ― пятидесятые.

 

Ещё мощнее, ещё легче

На рубеже 40-50-х годов СССР разработал и поставил на вооружение ядерные боеголовки. Это не только повысило статус державы, но и дало импульс всей отечественной промышленности. Правительство поставило амбициозную задачу ― во всём быть первыми. Одной из отраслей, которые мгновенно отозвались на призыв, стала авиация: на смену поршневым двигателям пришли реактивные. И разработкам советских конструкторов не было равных среди зарубежных аналогов ни по схемам, ни по развиваемым тягам.

Конструкция поршневых двигателей подразумевает неизбежное увеличение массы пропорционально росту мощности. Происходит это из-за добавления новых цилиндров ― основы поршневого мотора. Но в авиации, где борьба идёт за каждый килограмм веса, это было недопустимым. Так началась эра турбореактивных двигателей ― менее экономичных, зато позволяющих развивать скорости, о которых раньше только мечтали.

Новое «сердце» устроено совершенно иначе. Его главные «клапаны» ― компрессор, камера сгорания и турбина, а движущая сила ―воздух. Проходя через компрессор, он сжимается и попадает в камеру сгорания, откуда, нагреваясь и смешиваясь с продуктами горения, идёт прямиком на турбину, которая под его давлением начинает вращаться. Далее газ «разгоняется» в реактивном сопле, и за счёт реакции струи двигатель получает силу тяги.

С 1954-го года конструктор Владимир Добрынин начал создавать двигатель ВД-7. Его модификации предназначались для установки на стратегические бомбардировщики — 3М, М-4, Ту-22, М-50. Именно они долгое время составляли основу боевой авиации Советского Союза.

Двигатель ВД-7

Самолёты, летавшие на рыбинских двигателях, участвовали в испытаниях атомного оружия. По оценкам специалистов, наличие у СССР авиации такого уровня позволяло контролировать непростые международные отношения не хуже ядерной бомбы. Страна по праву была лидером не только в космосе, но и в небе.

 

Реактивный переход

Сроки, в которые рыбинскому производству предстояло перейти от поршневых двигателей к реактивным, ставились очень сжатые. Речь не шла о постепенном «перевооружении», завод едва ли не в одночасье должен был прекратить выпуск устаревшей продукции и переключиться на номенклатуру, которая для всех была в новинку.

Требования ужесточались не только к оборудованию, но и к уровню квалификации персонала. Место нашлось и творческому поиску, и новаторству. Благодаря слаженной работе директора Михаила Субботина, руководителя отдела надёжности Геннадия Царёва и начальника экспериментального цеха Юрия Лигского рыбинское двигателестроение удалось вывести на новый уровень в кратчайшие сроки. Наши моторостроители вновь стали примером для всех предприятий отрасли.

Моторостроительный завод, центральный контроль. Фото 50-х

Выпуск такой сложной продукции невозможен без «золотых рук» рабочих и «светлых голов» инженеров. К 50-м годам большинство сотрудников имели за плечами лишь «семилетку», не блистали образованием мастера и инженерно-технический состав, что греха таить, даже не все главные специалисты могли гордо показать корочки с «вышкой». Но в середине десятилетия ситуация в корне переломилась. Сотрудники предприятия проходили курсы повышения квалификации, значимым событием в мае 1955-го стало возвращение в город высшего образования — Совет Министров СССР принял решение об открытии вечернего авиационного института. В сентябре институт начал учебный год. И сразу же для учёбы туда отправили первую группу работников завода.

Спустя десятилетия это учебное заведение, сейчас уже имеющее статус университета, остаётся главной кузницей кадров для современного НПО «Сатурн».

 

Рыбинские пахари

Одновременно с работой в самолётостроении рыбинский завод в 50-е получил задание наладить серийное производство дизельных двигателей для тракторов «Беларусь». Восстановление сельского хозяйства было для страны не менее важной задачей, чем первенство в небе. Уже в январе 1954-го первые двигатели Д-36 покинули корпуса, а на территории предприятия началось оборудование дизельных цехов: всего установили 400 единиц нового оборудования.

Рыбинские дизели поставлялись для пропашных тракторов, экскаваторов, буровых установок, дорожных машин и передвижных электростанций. Техника приобрела такую популярность, что даже уходила на экспорт.

Город и моторостроительный завод в 50-е. Десять снимков

 

Городской расцвет

Но вернёмся в Рыбинск. Он вместе с моторостроительным предприятиемрос, развивался и становился всё более современным. Переименованный в 1946-м в Щербаков, город носил это имя до 1957-го, новые названия, в связи с этим, получили и все городские предприятия и учреждения.

Пятидесятые ― время рассвета рыбинской промышленности. Начинает набирать обороты кабельный завод, появляется завод гидромеханизации, выпускающий свою продукцию для всех уголков СССР и даже для зарубежных стран. Производством высокоточных агрегатов для предприятий страны занимается Волжский машиностроительный. Важным событием становится появление в Рыбинске Приборостроительного завода. Он работает для нужд самой молодой и прогрессивной отрасли ― космической.

Вместе с промышленным потенциалом развивается и социальная сфера: строятся новые учреждения, школы, детские сады, дворцы культуры.

Оксана Гожалимова, заведующая сектором истории края рыбинского музея-заповедника:«Город отстраивают после войны целыми улицами. Особенно это заметно в бывшем Северном посёлке. Он сильнее всего пострадал во время бомбёжек. В 50-е на улицах Рапова, Баженова, Зои Космодемьянской появляются кварталы новых, так называемых сталинских, домов. Квартиры в них хоть и были коммунальными, отличались большими площадями и высокими потолками. Строился этот микрорайон напротив моторостроительного завода и для заводчан».

Строительство в микрорайоне Северный

Преодоление послевоенного кризиса в Рыбинске шло достаточно бодро. Финальной точкой поворотного десятилетия, повлиявшей и на жизнь завода, и на жизнь города, наложившей отпечаток на десятилетия вперёд, стал 1960-й год, когда директором будущего «Сатурна» назначили Павла Дерунова. Но это уже совсем другая история.

 

Запомните ключевые даты и события этого десятилетия с помощью карточек:

Поделиться мнением